Уроки "Буква Ш, ш, звук [ш]. Глагол и многое другое"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательная: познакомиться с новым звуком и буквой;

Развивающая: продолжить работу по развитию устной речи учащихся, расширению словарного запаса;

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку как учебному предмету

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел звонок веселый, всех зовет он на урок
Ну-ка, дети, все готовы.
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем, не нарушим тишину
Приготовились все слушать, я урок сейчас начну.

2. Подготовка к восприятию нового

Учитель: Ребята, отгадайте загадку:

Все узнает, подглядит
Всем мешает и вредит
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее, друзья …..

Ученики: Шапокляк

Учитель: Из какой книги героиня?

Ученики: Э. Успенский “Крокодил Гена и его друзья”

Учитель: Сегодня она познакомит нас с новым звуком и новой буквой.

Но вначале повторим, то, что уже знаем. (Идет повторение ранее изученного материала)

3. Работа над новым материалом

1. Учитель: Молодцы, мои ученики! Если бы Шапокляк училась в нашем 1 классе, она тоже смогла бы ответить на все поставленные вопросы по повторению. Но она подготовила для вас свой вопрос. Почему ее зовут Шапокляк?

Ученики: Высказывают свои предположения

Учитель подводит итог высказываниям: Шапокляк – складной цилиндр на проволочном каркасе, хлопнешь, и цилиндр станет как блин, удобно прятать под мышку. Теперь посмотрите, что надето на голове Шапокляк. Вот такое имя она получила.

Далее ученики выполнят творческую работу – из цветной бумаги учащимся предоставлен шаблон цилиндра. Они складывают его в виде “гармошки” и получают шляпу – шапокляк. Сравнивают, точно такая же на голове Шапокляк. Секрет имени открыт.

2. Физкульт минутка

  • Гимнастика для язычка”
  • “Вкусное варенье” – язычком слизать воображаемое варенье с губ.
  • “Лошадка” – кончиком языка” поцокать”.
  • “Одуванчик” – сдуть губами все пушинки с воображаемого цветка

3. Учитель: Поработали язычком. Что мы произносим с помощью язычка?

Учащиеся: Звуки

4. Звуко-буквенный анализ слова “шляпа”. Выделение звука Ш и его характеристика. Работа со схемой – “человечком”

Давайте на наш Звуковичок наденем шляпу – шапокляк. (Шляпа обозначает глухой звук). Обозначение звука ш буквами Ш,ш.

5. Грамматическая задача

Учитель: Шапокляк ставит задачу, выбрать букву для ее имени и обосновать свой выбор

Ш апокляк
ш

4. Закрепление изучаемого материала. Задания старухи Шапокляк

  1. Нахождение звука в слове (начало, середин, в конце слова)
  2. Дополни слоги с буквой ш до слова ( пример: ша (рик), ши(шка), шу(бка)
  3. Есть ли в именах героев моей сказки новый звук? (Чебурашка)
  4. Посмотрим, как умеете читать (Работа с учебником стр. 82 чтение текста “Паша – шутник” (читающие дети читают рассказ В. Драгунского “Заколдованная буква”

5. Итог урока

– С какой буквой познакомились?

– Какой звук она обозначает?

– Чем похож звук на другие согласные и чем отличается?

– Героиня какой сказки помогла нам в изучении нового материала?

Тема: Глагол и многое другое.

Цели:

Обучающая: обобщить знания учащихся о глаголах в процессе выполнения упражнений и использования межпредметных связей.

Развивающая: способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, обогащению активного словаря учащихся.

Воспитательная: формировать положительное отношение к правильному питанию.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Учитель: Добрый день! Сегодня у нас интегрированный урок по программе “Разговор о правильном питании” и русского языка. Мы обобщим знания о глаголе в процессе выполнения упражнений и использования “межпредметных” связей. Начнем мы его с вами со словарного диктанта.

1. Словарный диктант. (учитель диктует слова, учащиеся записывают в столбик)

Помидор, огурец, капуста, морковь, горох.

Учитель: Выделить орфограмму “непроверяемая безударная гласная в корне слова”

Учитель: К каждому слову подберите глаголы.

(Ученики самостоятельно работают, а далее идет проверка выполненной работы))

2. Блиц – турнир “Это ты знаешь и умеешь” (Обобщение знаний о глаголе)

3. Угадай – ка

Учитель: Как вы думаете, какой овощ спрятался под салфеткой?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: По каким признакам догадались, что это капуста?

(Ученики называют признаки и дают этимологическую справку происхождения слова “капуста”)

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразными видами капусты и рецептами приготовления блюд.

II. Работа над новым материалом

1. Учитель: Какие виды капусты вы знаете?

(Учащиеся называют)

Учитель: Чтобы расширить ваши знания о видах капусты и о ее полезных свойствах в нашем питании, давайте послушаем выступление ………

(Презентация “ Видовое многообразие капусты”)

Учитель: Обратите внимание на последний слайд с перечнем видов капусты. В нашем “капустном” ряду не хватает еще одной.

Растет она не в огороде, а в море, широком просторе.

Учащиеся: Морская капуста

Учитель: У кого в семье она включена в рацион питания? (Учащиеся отвечают)

Учитель: Надо признаться, что морская капуста – редкий гость на нашем столе. Живем мы вдали от моря, блюда из нее для нас не совсем привычные. Чтобы она стала гостьей и на нашем столе, давайте узнаем о ней интересные сведения. А расскажет нам о ней ………

(Презентация “ Морская капуста”)

2. Работа в тетрадях

Учитель: Давайте запишем текст о морской капусте

Морская капуста – это морепродукт.

Она является ценнейшим промысловым видом бурых водорослей.

Дальний Восток России – природная кладовая морской капусты.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам самостоятельно поработать.

У меня рецепты блюд с разными видами капусты. Ваша задача – прочитать рецепт, найти глаголы и выписать их в тетрадь.

(Учащиеся самостоятельно работают)

3. Проверка выполненной работы

Учитель: Назовите глаголы. (Учащиеся называют)

Учитель: Согласны ли вы со мной, что названные глаголы можно отнести к одной группе. Какой?

Ученики: Неопределенная форма глагола

Учитель: Определите спряжение глаголов

(Ученики доказывают выбор спряжения)

III. Подведение итога урока

Учитель: На каком материале вы повторили тему “Глагол”?

Спасибо за урок! Я надеюсь, что материал о капусте, увиденный и услышанный вами на уроке, поможет обогатить ваш рацион питания.

Презентация 1

Презентация 2