Цели урока:
Образовательная: познакомиться с новым звуком и буквой;
Развивающая: продолжить работу по развитию устной речи учащихся, расширению словарного запаса;
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку как учебному предмету
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Прозвенел звонок веселый, всех зовет он на урок
Ну-ка, дети, все готовы.
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем, не нарушим тишину
Приготовились все слушать, я урок сейчас начну.
2. Подготовка к восприятию нового
Учитель: Ребята, отгадайте загадку:
Все узнает, подглядит
Всем мешает и вредит
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее, друзья …..
Ученики: Шапокляк
Учитель: Из какой книги героиня?
Ученики: Э. Успенский “Крокодил Гена и его друзья”
Учитель: Сегодня она познакомит нас с новым звуком и новой буквой.
Но вначале повторим, то, что уже знаем. (Идет повторение ранее изученного материала)
3. Работа над новым материалом
1. Учитель: Молодцы, мои ученики! Если бы Шапокляк училась в нашем 1 классе, она тоже смогла бы ответить на все поставленные вопросы по повторению. Но она подготовила для вас свой вопрос. Почему ее зовут Шапокляк?
Ученики: Высказывают свои предположения
Учитель подводит итог высказываниям: Шапокляк – складной цилиндр на проволочном каркасе, хлопнешь, и цилиндр станет как блин, удобно прятать под мышку. Теперь посмотрите, что надето на голове Шапокляк. Вот такое имя она получила.
Далее ученики выполнят творческую работу – из цветной бумаги учащимся предоставлен шаблон цилиндра. Они складывают его в виде “гармошки” и получают шляпу – шапокляк. Сравнивают, точно такая же на голове Шапокляк. Секрет имени открыт.
2. Физкульт минутка
- Гимнастика для язычка”
- “Вкусное варенье” – язычком слизать воображаемое варенье с губ.
- “Лошадка” – кончиком языка” поцокать”.
- “Одуванчик” – сдуть губами все пушинки с воображаемого цветка
3. Учитель: Поработали язычком. Что мы произносим с помощью язычка?
Учащиеся: Звуки
4. Звуко-буквенный анализ слова “шляпа”. Выделение звука Ш и его характеристика. Работа со схемой – “человечком”
Давайте на наш Звуковичок наденем шляпу – шапокляк. (Шляпа обозначает глухой звук). Обозначение звука ш буквами Ш,ш.
5. Грамматическая задача
Учитель: Шапокляк ставит задачу, выбрать букву для ее имени и обосновать свой выбор
Ш | апокляк |
ш |
4. Закрепление изучаемого материала. Задания старухи Шапокляк
- Нахождение звука в слове (начало, середин, в конце слова)
- Дополни слоги с буквой ш до слова ( пример: ша (рик), ши(шка), шу(бка)
- Есть ли в именах героев моей сказки новый звук? (Чебурашка)
- Посмотрим, как умеете читать (Работа с учебником стр. 82 чтение текста “Паша – шутник” (читающие дети читают рассказ В. Драгунского “Заколдованная буква”
5. Итог урока
– С какой буквой познакомились?
– Какой звук она обозначает?
– Чем похож звук на другие согласные и чем отличается?
– Героиня какой сказки помогла нам в изучении нового материала?
Тема: Глагол и многое другое.
Цели:
Обучающая: обобщить знания учащихся о глаголах в процессе выполнения упражнений и использования межпредметных связей.
Развивающая: способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, обогащению активного словаря учащихся.
Воспитательная: формировать положительное отношение к правильному питанию.
Ход урока
I. Актуализация знанийУчитель: Добрый день! Сегодня у нас интегрированный урок по программе “Разговор о правильном питании” и русского языка. Мы обобщим знания о глаголе в процессе выполнения упражнений и использования “межпредметных” связей. Начнем мы его с вами со словарного диктанта.
1. Словарный диктант. (учитель диктует слова, учащиеся записывают в столбик)
Помидор, огурец, капуста, морковь, горох.
Учитель: Выделить орфограмму “непроверяемая безударная гласная в корне слова”
Учитель: К каждому слову подберите глаголы.
(Ученики самостоятельно работают, а далее идет проверка выполненной работы))
2. Блиц – турнир “Это ты знаешь и умеешь” (Обобщение знаний о глаголе)
3. Угадай – ка
Учитель: Как вы думаете, какой овощ спрятался под салфеткой?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: По каким признакам догадались, что это капуста?
(Ученики называют признаки и дают этимологическую справку происхождения слова “капуста”)
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразными видами капусты и рецептами приготовления блюд.
II. Работа над новым материалом1. Учитель: Какие виды капусты вы знаете?
(Учащиеся называют)
Учитель: Чтобы расширить ваши знания о видах капусты и о ее полезных свойствах в нашем питании, давайте послушаем выступление ………
(Презентация “ Видовое многообразие капусты”)
Учитель: Обратите внимание на последний слайд с перечнем видов капусты. В нашем “капустном” ряду не хватает еще одной.
Растет она не в огороде, а в море, широком просторе.
Учащиеся: Морская капуста
Учитель: У кого в семье она включена в рацион питания? (Учащиеся отвечают)
Учитель: Надо признаться, что морская капуста – редкий гость на нашем столе. Живем мы вдали от моря, блюда из нее для нас не совсем привычные. Чтобы она стала гостьей и на нашем столе, давайте узнаем о ней интересные сведения. А расскажет нам о ней ………
(Презентация “ Морская капуста”)
2. Работа в тетрадях
Учитель: Давайте запишем текст о морской капусте
Морская капуста – это морепродукт.
Она является ценнейшим промысловым видом бурых водорослей.
Дальний Восток России – природная кладовая морской капусты.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам самостоятельно поработать.
У меня рецепты блюд с разными видами капусты. Ваша задача – прочитать рецепт, найти глаголы и выписать их в тетрадь.
(Учащиеся самостоятельно работают)
3. Проверка выполненной работы
Учитель: Назовите глаголы. (Учащиеся называют)
Учитель: Согласны ли вы со мной, что названные глаголы можно отнести к одной группе. Какой?
Ученики: Неопределенная форма глагола
Учитель: Определите спряжение глаголов
(Ученики доказывают выбор спряжения)
III. Подведение итога урокаУчитель: На каком материале вы повторили тему “Глагол”?
Спасибо за урок! Я надеюсь, что материал о капусте, увиденный и услышанный вами на уроке, поможет обогатить ваш рацион питания.