Урок русского языка «Знакомство с понятием "сложные слова"» (3-й класс, "Школа–2100")

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Ход урока:

I. Организационный момент.

– “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могущий и поистине волшебный русский язык”.

– Сегодня мы продолжим изучение прекрасного русского языка.

– Записали число.

II. Актуализация знаний.

1. – Внимательно прочитайте слова.

– На сколько групп можно разделить данные слова?

– И по каким признакам?

Сла.кий, мес.ность, сн.жок, ло.ка, закр.чал, грус.ный.

(разделили слова по орфограммам)

Безударные гласные Парный согласный Непроизносимый согласный

– Самостоятельно запишите слова по группам. Выделите корень. Подчеркните орфограммы.

снежок сладкий местность
закричал лодка грустный

– Проверка по образцу.

– Кто сделал так же? Молодцы!

– Какое правило использовали при написании безударной гласной? (примеры)

– Какое правило использовали при написании парного согласного? (примеры)

– Какое правило использовали при написании непроизносимого согласного? (примеры)

2. – Что объединяет эти орфограммы?

(Пишутся в корне)

– Что мы знаем о корне?

– Составьте рассказ по плану.

План.

  • Что такое корень?
  • Как пишутся корни в однокоренных словах?
  • Как найти корень слова?

– Приведите примеры.

III. Постановка проблемы.

– Работа с карточкой №1:

– Выделите корень в данных словах.

Грибники, паучок, подорожник, сторожить, листопад

– Какая возникла трудность при нахождении корня в словах?

– Какое слово при разборе было необычным?

(листопад)

– В чем необычность?

(к слову листопад надо подобрать два однокоренных слова, т.к. имеет два значения)

Листопад – Назовите значение слова.

– Подберите однокоренные слова к первому значению. Выделите корень.

– Подберите однокоренные слова ко второму значению. Выделите корень.

IV. Решение проблемы.

– Кто знает, как называются такие слова?

(Сложные слова)

– Определите тему урока.

– Почему так назвали эти слова?

(потому, что сложили два корня)

– Но ведь знак “+” математический знак, его не применяют на уроках русского языка.

(предположения учащихся)

– В данном случае знак “+” заменяют гласными О, Е.

– Прочитаем, как ученые говорят о сложных словах.

– Открыли учебник на с.89, прочитаем правило.

– Так какие слова называются сложными?

– Приведите примеры.

V. Закрепление.

1. Выполнение упр. 124.

– По заданию составьте алгоритм работы. Отметьте этапы.

  • рассмотрим образец по данному алгоритму.
  • разберем следующие 2 слова, рассуждая по алгоритму.
  • разберем остальные слова самостоятельно.

2. Выполнение задания с доски.

Первая группа:

– Из данных пар слов образуйте сложные слова. Выделите корни.

Пчела, разводить –

Лес, рубить –

Вода, падает –

Сам, летит –

Вторая группа:

– Выпишите сложные слова. Выделите корни.

Пчелиный, пчеловод, лесник, лесоруб, отлет, самолет, подводный, водопад.

Проверка: – проверим работу второй группы.

– прочитайте сложные слова.

Пчеловод, лесоруб, самолет, водопад.

– Что интересного заметили ребята первой группы?

(Cлова первой группы такие же)

3. Самостоятельная работа по карточке.

Задание: дано значение слова, составьте сложное слово, выделите корни.

Обильное выпадение снега –

Слой снега на поверхности земли после оттепели –

Проверка: – назовите, полученные слова (снегопад, гололёд).

4. Творческая работа.

– По какому признаку можно объединить эти слова?

– Какие еще явления природы вы знаете?

– В какой передаче чаще всего мы слышим эти слова?

– Кто прогнозирует погоду? (синоптики)

– Сейчас вы попробуете себя в роли синоптиков. Для этого составьте прогноз погоды.

О погоде.

По прогнозам синоптиков днем ожидается ______________.

_____________ осадки в виде снега, к вечеру _______________ усилится.

Температура воздуха ночью – 5 градусов. Утром температура повысится до +4 градусов.

На дорогах ___________. Водители и ___________ будьте внимательны!

Проверка: – Ребята, а кто сообщает прогноз погоды по телевизору?

– Объявляется конкурс на лучшего телеведущего.

(чтение прогнозов учащимися)

– Молодцы! Все телеведущие прочитали интересные прогнозы.

VI. Рефлексия.

Какое открытие мы сделали на уроке?