Ход урока:
I. Организационный момент.
– “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могущий и поистине волшебный русский язык”.
– Сегодня мы продолжим изучение прекрасного русского языка.
– Записали число.
II. Актуализация знаний.
1. – Внимательно прочитайте слова.
– На сколько групп можно разделить данные слова?
– И по каким признакам?
Сла.кий, мес.ность, сн.жок, ло.ка, закр.чал, грус.ный.
(разделили слова по орфограммам)
Безударные гласные Парный согласный Непроизносимый согласный
– Самостоятельно запишите слова по группам. Выделите корень. Подчеркните орфограммы.
снежок | сладкий | местность |
закричал | лодка | грустный |
– Проверка по образцу.
– Кто сделал так же? Молодцы!
– Какое правило использовали при написании безударной гласной? (примеры)
– Какое правило использовали при написании парного согласного? (примеры)
– Какое правило использовали при написании непроизносимого согласного? (примеры)
2. – Что объединяет эти орфограммы?
(Пишутся в корне)
– Что мы знаем о корне?
– Составьте рассказ по плану.
План.
- Что такое корень?
- Как пишутся корни в однокоренных словах?
- Как найти корень слова?
– Приведите примеры.
III. Постановка проблемы.
– Работа с карточкой №1:
– Выделите корень в данных словах.
Грибники, паучок, подорожник, сторожить, листопад
– Какая возникла трудность при нахождении корня в словах?
– Какое слово при разборе было необычным?
(листопад)
– В чем необычность?
(к слову листопад надо подобрать два однокоренных слова, т.к. имеет два значения)
Листопад – Назовите значение слова.
– Подберите однокоренные слова к первому значению. Выделите корень.
– Подберите однокоренные слова ко второму значению. Выделите корень.
IV. Решение проблемы.
– Кто знает, как называются такие слова?
(Сложные слова)
– Определите тему урока.
– Почему так назвали эти слова?
(потому, что сложили два корня)
– Но ведь знак “+” математический знак, его не применяют на уроках русского языка.
(предположения учащихся)
– В данном случае знак “+” заменяют гласными О, Е.
– Прочитаем, как ученые говорят о сложных словах.
– Открыли учебник на с.89, прочитаем правило.
– Так какие слова называются сложными?
– Приведите примеры.
V. Закрепление.
1. Выполнение упр. 124.
– По заданию составьте алгоритм работы. Отметьте этапы.
- рассмотрим образец по данному алгоритму.
- разберем следующие 2 слова, рассуждая по алгоритму.
- разберем остальные слова самостоятельно.
2. Выполнение задания с доски.
Первая группа:
– Из данных пар слов образуйте сложные слова. Выделите корни.
Пчела, разводить –
Лес, рубить –
Вода, падает –
Сам, летит –
Вторая группа:
– Выпишите сложные слова. Выделите корни.
Пчелиный, пчеловод, лесник, лесоруб, отлет, самолет, подводный, водопад.
Проверка: – проверим работу второй группы.
– прочитайте сложные слова.
Пчеловод, лесоруб, самолет, водопад.
– Что интересного заметили ребята первой группы?
(Cлова первой группы такие же)
3. Самостоятельная работа по карточке.
Задание: дано значение слова, составьте сложное слово, выделите корни.
Обильное выпадение снега –
Слой снега на поверхности земли после оттепели –
Проверка: – назовите, полученные слова (снегопад, гололёд).
4. Творческая работа.
– По какому признаку можно объединить эти слова?
– Какие еще явления природы вы знаете?
– В какой передаче чаще всего мы слышим эти слова?
– Кто прогнозирует погоду? (синоптики)
– Сейчас вы попробуете себя в роли синоптиков. Для этого составьте прогноз погоды.
О погоде.
По прогнозам синоптиков днем ожидается ______________.
_____________ осадки в виде снега, к вечеру _______________ усилится.
Температура воздуха ночью – 5 градусов. Утром температура повысится до +4 градусов.
На дорогах ___________. Водители и ___________ будьте внимательны!
Проверка: – Ребята, а кто сообщает прогноз погоды по телевизору?
– Объявляется конкурс на лучшего телеведущего.
(чтение прогнозов учащимися)
– Молодцы! Все телеведущие прочитали интересные прогнозы.
VI. Рефлексия.
– Какое открытие мы сделали на уроке?