ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель образовательного проекта “Развитие речи” заключается в формировании у младших школьников правильной устной и письменной речи.
Курс призван активизировать знания учащихся о структуре русского языка.
При изучении данного проекта младший школьник узнает теорию и практику развития речи, раскрывает свой творческий потенциал.
Учебный материал разработан так, что у детей должна сложиться целостная картина построения образной, яркой, логично выверенной речи – основного показателя интеллектуального уровня ребенка.
Опираясь на основы знаний из области фонетики и графики, грамматики и лексики младшие школьники узнают об особенностях коммуникативно-речевых умений, а именно:
– умениях, связанных с пониманием речевого сообщения;
– умениях, связанных с построением текста, осознанием его структуры;
– умениях, связанных с языковыми средствами;
– умениях, связанных с текстом в целом, со всеми его сторонами.
Данный проект в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:
– овладение речевой деятельностью в разных ее видах /чтение, письмо, говорение, слушание/;
– усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики /морфологии и синтаксиса/, лексики /словарный состав языка/, синтаксиса и пунктуации.
– формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
– обогащение словарного запаса;
– эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Эффективность преподавания данного проекта зависит также от того, насколько содержательно будут использоваться разнообразные виды заданий, нацеленные на активизацию словарного запаса ребенка.
Для более успешного усвоения проекта необходимо проводить работу по расширению и уточнению представлений детей об окружающем мире как непосредственно, с помощью наблюдений, так и опосредованно, с помощью книг, картин, рассказов других людей.
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения курса.
Реализация данного образовательного проекта осуществляется во внеурочное время: 1 час /астрономический/ в неделю в течение года /34 учебные недели/.
ПРОГРАММА
образовательного проекта “Развитие речи”.
/3 класс/
Тема сочинения. Заголовок текста. Заголовок и основная мысль текста. Темы узкие и широкие. Типы речи. Стили речи. Антонимы, синонимы. Фразеологизмы. |
Определение границ предложения. Порядок слов в предложении. Связь предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений. Подбор материала к сочинению. План сочинения. План и основная мысль текста. Составление плана. Деление текста на части. |
Редактирование работы. Искажение содержания, пропуск важных мыслей и фактов. Фактическое искажение материала. Нарушение логической последовательности, возвращение без надобности к одному и тому же факту. Пропуск главных и второстепенных членов предложения. Совершенствование языка работы /тавтология, употребление лишних слов/. Лексическая сочетаемость слов. Особенности употребления однокоренных слов. Употребление слов в правильном значении. Неоправданное повторение слов. Неправильное или неточное употребление слов. Неправильное употребление местоимений, предлогов, союзов. Согласование слов в предложении. Совершенствование языка. |
Описание как тип речи. Сочинение-описание. Описание предмета, места, человека, животного, интерьера. Повествовательный текст. Сочинение-повествование. Сочинение– повествование /рассказ на основе услышанного/. Рассуждение как тип речи. Сочинение-рассуждение “Я очень люблю лето”. |
К концу 3 класса /первого года обучения факультативных занятий/ учащиеся должны знать/уметь:
– особенности употребления однокоренных слов, лексическую сочетаемость слов;
– типы и стили речи;
– правильно употреблять местоимения, предлоги и союзы, слова в правильном значении;
– определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части /при письме соблюдать красную строку, самостоятельно составлять план, устанавливать связь предложений в тексте /параллельную, цепную/, связь частей текста;
– уметь определять логическую последовательность, определять тип текста /повествование, описание, рассуждение/ и стиль речи;
– самостоятельно писать сочинения повествовательного текста, текста-описания по коллективно или самостоятельно составленному плану;
– совершенствовать язык работы и редактировать текст.
Тематическое планирование.
3 класс
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 |
ПРОГРАММА
образовательного проекта “Развитие речи”.
/4 класс/
Тип текста. Стили текста. Составление предложений по словосочетаниям и объединение их в связный текст. Употребление слов-связок.
Неправильное употребление местоимений. Формы глагола /вид и время/. Правильное соотношение вида и времени глагола. Плеоназмы /лишние слова/. Слова-паразиты. Нормы литературного языка. Жаргонные, просторечные бранные слова. Перевод жаргонных слов на литературный язык. Слова с негативной окраской. Совершенствование языка работы. Редактирование текста.
Стили речи: разговорный, книжный /научный и официально-деловой/, публицистический. Собирание материала к сочинению. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Описание картины. Роль пейзажа в произведении. Пейзаж в произведениях разных авторов. Образы животных. Смысл названия произведения. Описание города. Описание пейзажа. Характеристика героя. Образ автора. Сочинение-рассуждение: последовательность работы. Рассуждение-доказательство /почему?/ Рассуждение-доказательство /что это такое?/ Рассуждение-размышление /как быть?/ Совершенствование работы. Цитаты и цитирование в сочинении. Сочетание разных типов речи в одном тексте.
Обобщение изученного материала за курс “Развитие речи”. Сочинение по выбору.
К концу 4 класса /второго года обучения факультативных занятий/ учащиеся должны знать/уметь:
– особенности употребления слов-связок, местоимений, цитат, нормы литературного языка;
– правильно соотносить вид и время глагола;
– определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, самостоятельно составлять план;
– использовать при создании текста изобразительно-выразительные средства, существительные-синонимы, прилагательные-синонимы, глаголы-синонимы и др.;
– самостоятельно писать сочинения повествовательного текста, текста-описания, текста-рассуждения по самостоятельно составленному плану;
– совершенствовать язык работы и редактировать текст;
– работать со словарями.
Тематическое планирование.
4 класс
№ |
тема |
дата |
1. |
Тип текста. Стили текста. |
|
2 |
Составление предложений по словосочетаниям и объединение их в связный текст. |
|
3. |
Употребление слов-связок. |
|
4. |
Неправильное употребление местоимений. |
|
5. |
Формы глагола /вид и время/. |
|
6. |
Правильное соотношение вида и времени глагола. |
|
7. |
Плеоназмы /лишние слова/. |
|
8. |
Редактирование текста /плеоназмы/. |
|
9. |
Слова-паразиты. |
|
10. |
Нормы литературного языка. Жаргонные, просторечные бранные слова. |
|
11. |
Перевод жаргонных слов на литературный язык. |
|
12. |
Слова с негативной окраской. |
|
13. |
Совершенствование языка работы /просторечные слова/. |
|
14. |
Стили речи: разговорный, книжный /научный и официально-деловой/, публицистический. |
|
15. |
Собирание материала к сочинению. |
|
16. |
Сочинение “Человек и природа”. |
|
17. |
Сочинение-повествование. |
|
18. |
Описание картины. |
|
19. |
Сочинение. Роль пейзажа в произведении. |
|
20. |
Пейзаж в произведениях разных авторов. |
|
21. |
Образы животных. |
|
22. |
Сочинение. Смысл названия произведения. |
|
23. |
Описание города. |
|
24. |
Описание пейзажа. |
|
25. |
Характеристика героя. |
|
26. |
Сочинение. Образ автора. |
|
27. |
Сочинение-рассуждение: последовательность работы. |
|
28. |
Рассуждение-доказательство /почему?/ |
|
29. |
Рассуждение-доказательство /что это такое?/ |
|
30. |
Рассуждение-размышление /как быть?/ |
|
31. |
Совершенствование собственного текста. Редактирование. |
|
32. |
Цитаты и цитирование в сочинении. |
|
33. |
Сочетание разных типов речи в одном тексте. |
|
34. |
Обобщение пройденного материала за курс “Развитие речи”. Сочинение по выбору. |