Цель: Подвести детей к осознанию ценности жизни, уметь находить решение жизненных проблем, используя знания; разъяснить приоритетные направления детского закона и ответственность подростков за правонарушения. Создать благоприятные условия для эффективного межличностного общения в группе.
Методы:
Словесно-эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;
Частично-поисковый – выполнение работы в группах; индивидуальная работа учащихся.
Форма проведения: групповое занятие с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Участники: учащиеся школы в возрасте 12-15 лет. Количество участников 10-12 человек, ведущий педагог-психолог.
Время проведения занятия: 40 мин.
Материалы к занятию: корзина с камнями, банка, доска, магниты, образцы лучиков солнца, фломастеры, листы бумаги.
Предполагаемый психологический результат: Становление благополучного, самостоятельного подростка позитивно относящегося к детскому закону 1539 КЗ.
Ход урока
Группа учащихся из 12 человек и педагог-психолог сидят по кругу. В центре круга на столике стоит корзина накрытая салфеткой и пустая банка.
Педагог-психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о величайшей ценности человека – о его жизни, единственной и неповторимой. Народная пословица гласит: “Жизнь прожить – не поле перейти”. Овладение наукой жизни начинается с поисков ответов на вечные философские вопросы: Что такое жизнь? Что такое счастье? Что добро, а что зло? Что такое порядок и как быть, и как жить в обществе? Давайте немного поговорим об этом.
Как вы думаете: “Что такое счастье?” (ответы детей)
Ученик: Согласно толковому словарю, счастье, в первом значении этого слова, чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; во втором, - успех, удача. Объединив оба значения, на вопрос: "Что такое счастье?" (в общепринятом смысле) можно сказать: “Счастье - это такое состояние человека, когда он способен испытывать чувство полного удовлетворения, возникающее в результате успеха и удачи”.
Ученик: Счастье непосредственно не связано ни с богатством, ни с высоким общественным положением, ни с возрастом человека. Богатый и бедный, глава государства и бомж, молодой и старый могут быть как безмерно счастливы, так и безмерно несчастны. При этом, как показывает жизнь, среди богатых и "великих" процент по-настоящему счастливых людей, способных испытывать чувство высшего удовлетворения, гораздо меньше, чем среди людей всех других категорий.
Ученик: Богатые и "великие", как правило, ненасытны в своем стремлении к богатству и власти. Поэтому им их всегда не хватает, и они постоянно воюют между собой и со всем миром за передел собственности и власти. А разве можно испытывать чувство полного, высшего удовлетворения, постоянно находясь в состоянии войны? По-настоящему счастливой может быть только мирная жизнь. Поэтому на вопрос: "Что такое счастье?" можно ответить и по-другому. Счастье - это такое состояние души, когда человек находится в полном согласии с самим собой и со всем окружающим Миром.
Педагог-психолог: Что же такое добро и зло?
Ученик: Место добра и зла находится в категориях этики. Добрее не тот человек, который не делает зла, а тот, который его не желает.
Толстой Л. Н. говорил, что : “Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни”. Эмерсон Р.У. писал: “Быть добрым означает находиться в добрых отношениях с людьми, считаться с другими, уметь им уступать. Но только в сравнении противоположностей можно понять, что такое добро, так что добра без зла не бывает”.
Ученик:
"Будь благодарен дереву за тень.
Реке - что воду пил ты в жаркий день.
Был добр к тебе какой-то человек-
Его добра не забывай во век.
Сам сделай доброе кому – нибудь -
Не поминай ему и сам забудь!"
Так сказал Мирза Шафи Вазех — азербайджанский поэт.
Педагог-психолог: Добро и зло неразделимо идут рука об руку по нашей жизни. Но почему люди часто говорят о порядке в обществе, и разве не достаточно каждому быть добрым и порядочным? Что же такое порядок, как быть и как жить в обществе? Есть древневосточная притча о порядке в самом себе. Я ее немного перефразирую к нашему времени. Итак, притча гласит : Если хочешь навести порядок в своей стране, наведи порядок в своей станице. Если ты, хочешь навести порядок в станице, наведи порядок в семьях. Если хочешь порядка в семьях, то наведи порядок в собственной семье. А чтобы был порядок в собственной семье, наведи порядок в самом себе. А для этого ты обязан познать самого себя.
Скажите ребята, а что нам помогает познать себя? (ответы учащихся)
Педагог-психолог: Верно, чтобы познать себя нам помогают психологические игры, беседы, лекции, тренинги, но и релаксация. Благодаря которой мы можем расслабиться и снять напряжение. Давайте и мы с вами сейчас проведем релаксацию. (звучит спокойная музыка)
Педагог-психолог: Сядьте удобно, закройте глаза, сделайте три глубоких вдоха и медленно выдохните. Ощущаете, как вместе с воздухом выходит отрицательная энергия. Ваша голова расслабляется, расслабляются руки, ноги, ваше тело. Дыхание становится легкое и свободное. Сердце бьется ритмично. Представьте себе, что вы плывете в лодочке по реке, и вас покачивает на волнах, дует теплый ветерок в лицо, вы ощущаете приятное прикосновение ветра, ваши волосы развиваются на ветру. Вы полностью расслаблены. Побудьте еще немножко там, рассмотрите красоту природы. На счет три вы откроете глаза.
Педагог-психолог: Какие у вас ощущения? Кто смог расслабиться и отдохнуть? У кого не получилось? Что помешало? (возникла проблема). Проблемы есть не только у вас, но и у большинства ваших сверстников.
Ребята я принесла сегодня на занятие корзину, но это не простая корзина, в ней находятся необыкновенные камни, все они разной величины, каждый камень – это ваша проблема. Давайте я сейчас подойду к каждому из вас, и вы выберете себе камушек из корзины. Подумайте и решите, какая проблема в данный момент для вас самая важная.
А сейчас мы будем наполнять этот сосуд вашими проблемами. Ваша задача не только опустить проблему в сосуд, но и назвать ее вслух.( дети кладут камни в банку и говорят свою проблему, например: меня не понимают родители; мне хотелось помочь подруге бросить курить и т.д.)
Педагог-психолог: И что же делать с этими проблемами? Пусть висят как груз? Кто может помочь вам? К кому бы вы обратились за помощью? (ответы детей, например: родители; учителя; друзья; психолог; социальный педагог; милиция; телефон доверия и т.д.)
Ученик: А я думаю, что в нашем Краснодарском крае, закон который защищает детей, уже принят. Закон 1539 - КЗ. “О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в Краснодарском крае”
И я думаю, что все помнят лозунг: “На Кубани закон такой: 22:00 – детям пора домой”.
К этому закону дети и взрослые относятся по - разному. Давайте послушаем разговор подростков.
Дело было вечером
Делать было нечего!
В школьном дворике станицы
Шел серьезный разговор.
Кто на лавочке сидел
Кто в песочнице гудел,
Мы сидели да болтали
И по лету тосковали.
- Да . . . пришел конец свободе!
Ты слыхала про закон?
- Нас он не коснется вроде…
Он для малышей рожден.
- Как для малышей? А мы?
Говорят. И мы должны
На часы всегда смотреть,
Чтоб скорей домой успеть.
- Я не понял, почему
Должен жить я по часам?
Для меня закон не сила!
Как мне жить я знаю сам!
Педагог-психолог: Мы услышали мнение ребят о новом законе. А теперь мы попробуем высказать свое мнение. Я предлагаю вам разделиться на две группы, 1 группа будет высказывать, что их устраивает в этом законе, а 2 группа будет высказываться, что их не устраивает в этом законе. (Дети по очереди высказывают свое мнение).
Мне нравится Закон, потому что |
Мне не нравится Закон, потому что |
Детский закон-забота о детях, возрождение семейных традиций | Жесткие временные ограничения до 22 часов быть дома |
Родители стали больше времени проводить с детьми, маленькие дети играют на площадке под присмотром родителей | Нужно всегда носить ученический билет |
Меньше стало детской преступности, групп бесцельно бродящих молодых людей, не страшно возвращаться домой одной | Девочкам нельзя участвовать в конкурсах моделей |
Запрещена продажа сигарет и пива детям, привлекаются к ответственности продавцы, нарушившие закон | После 22 часов нельзя находиться в интернет – клубах, дискотеках и других развлекательных заведениях. |
Стало больше мероприятий для молодежи, еженедельно проводятся вечера и дискотеки. | Нельзя самому забрать сестренку из детского садика или отвезти на спортивную секцию |
Открыты спортивные площадки и школьные спортзалы до 21часа. | Родители постоянно звонят, и спрашивают, когда буду дома |
Педагог-психолог: Итак, мнения наших ребят разделились. Но давайте с вами подумаем о том, что новый детский закон направлен на заботу о будущем нашей страны. Ведь не зря говорят, что наше будущее рождено вчера. Вы уже на пороге выхода из школы, но за вами идут новые мальчишки и девчонки, которые хотят спокойно ходить по нашим улицам, посещать кружки и секции, заниматься спортом и расти здоровыми как физически, так и морально.
Ребята, посмотрите, на доске Солнце “Закон 1539”. Но оно грустное, потому что у солнца нет лучиков. Я вам предлагаю лучики солнца. А теперь на этих лучиках попробуйте одной фразой записать только хорошее, что принес новый закон детям Кубани.(дети пишут, а затем по очереди подходят к доске и прикрепляют свои лучики с надписями к солнцу)
Педагог-психолог: Ребята мне хочется сказать, что пока работает детский закон 1539-КЗ ваша жизнь и жизнь всех ребят будет сиять как солнце!