Урок-проект "Растения – часть живой природы". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Форма урока: урок-проект.

Цель:

  • выяснить с детьми признаки, общие для всех растений,
  • познакомить с новым термином “органы растений” (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
  • развивать знания детей о растениях;
  • воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.

Ход урока

I. Оргмомент.

Сообщение темы, цели урока.

– Послушайте загадки и догадайтесь, о чём на уроке будем говорить.

Загадки рассказывают заранее подготовленные дети.

Стоят в лугах сестрички:
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший… (одуванчик)

На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника)

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)

Весной цвету, Летом плод приношу,
Осенью увядаю, зимой не умираю.
Похожа на ёлку, но длинней иголки. (Сосна)

К каждой отгадке показать слайд

– Как назвать одним словом: ромашка, одуванчик, земляника, ель, сосна? (растения)

Тема урока: Сегодня мы говорим о растениях, докажем, что растения – часть живой природы. Рассмотрим, что общего есть у всех растений.

II. Растения – часть живой природы.

– А что растёт у нас в горшках на подоконнике, на шкафах? (комнатные растения)

– Как вы думаете, не мал ли горшок для этого цветка? (мал)

– А может быть, если его побольше поливать, то и не надо менять горшок, пусть живёт в маленьком? (нет)

– А может быть, поставить его на тумбочку в тёмный угол? (нет)

1) Работа с учебником. Стр 18-19

– Дети, найдите рисунок вертолёта и представьте, что мы на его борту, с высоты разглядываем сад семьи Ивановых: какие растения вы видите с вертолёта? (рябина, берёза, яблоня, груша).

– А как можно назвать одним словом эти растения? (деревья)

Показать слайд.

– Деревья имеют один одревесневший стебель– ствол. Ветки дерева начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону – верхнюю часть дерева.

– Деревья высокие, поэтому их видно с вертолёта, а чтобы увидеть растения, которые ростом ниже, придётся спуститься на землю. Что тогда мы увидим ещё в саду? (малина, смородина, а также одуванчик, подорожник, земляника)

– Смородина, малина – как назвать одним словом? (кустарники)

– Кустарники ниже деревьев. У них нет общего стебля, зато есть несколько одревесневших стеблей с ветвями, которые начинаются сразу от земли.

– А как назвать: одуванчик, подорожник, землянику? (травянистые растения).

-У них один или несколько травянистых стеблей.

2) Закрепление. Работа в тетради задание №13.

– Обозначь с помощью условных знаков рисунки растений. Дерево – , кустарник –  , травянистые растения –  /.

– Поменяйтесь тетрадками и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.

3) Признаки живой природы

– Какое растение рассматривает Маша? (землянику)

– А что делает Маша? (рыхлит землю) Зачем? (чтобы растение дышало, росло)

– Маша рыхлит растение, чтобы в земле было побольше воздуха, который нужен для дыхания корней растений. Ребята, вы не раз видели в жизни: стоит протоптать новую дорожку на зелёной лужайке, и весной на ней не взойдут семена трав – дышать будет нечем, земля утрамбована.

Вывод: Растения, как и животные, относятся к живой природе, т.е. для них характерны такие признаки живой природы как дыхание, питание, рост, потомство, увядание (гибель).

4) Практическая работа.

– Сейчас мы посадим в баночки горох и в течении длительного времени будем наблюдать за тем, что растения – часть живой природы. Увидим, как он взойдёт, будет расти, развиваться, дышать, питаться.

Дети в группах посадят семена гороха в баночки.

– Что нужно делать, чтобы горошинки ожили? Поливать, чтобы горох питался. Поставить поближе к свету, чтобы получал солнечный свет. Рыхлить землю, чтобы дышал.

-А как он оставит своё потомство? (горох зацветёт, на месте цветков вырастут новые горошины, которые после созревания можно тоже посадить в землю). Созревший горох называется плодами. Плоды появляются на том месте, где ещё недавно красовались цветки. Внутри плодов семена. Плоды дают все растения.

5) Работа с текстом в хрестоматии стр 10.

– Дети, которые умеют читать, прочитают о том, как деревья дружат с ветром.

III. Общие части растений – органы растений.

1) – Что общего у трав, деревьев, кустарников?

– У всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды.

Показать слайд.

2) У вас на партах есть конверты, в них находятся органы растений. Соберите из них самостоятельно растение.

3) Игра “Да – нет” (закрепление знаний о том, что из семян вырастают новые такие же растения).

Учитель задаёт вопросы, а ученики при ответе “да” поднимают руки вверх и делают хлопок над головой. При ответе “нет” разводят руки ладошками вверх, как бы говоря: “А вот и нет!”.

– Верно ли, что плоды образуются на листьях? (нет)

– Внутри плодов находится семена? (да)

– Плоды находятся внутри семян? (нет)

– Из семян укропа вырастает травянистое растение? (да)

– Яблоко – это плод? (да)

– Из семян картофеля вырастает клубника? (нет)

– У помидора есть внутри семена? (да)

– Если их посадить в землю, то вырастут новые помидоры? (да).

IV. Итог урока.

– Правильно ли я сделаю вывод, что растения – часть живой природы?

– Почему? (они дышат, питаются, растут, оставляют потомство, погибают)

– Правда ли, что у всех растений есть общие части, т.е. органы? (да).

– Назовите их (корень, стебель, листья, цветы, плоды, внутри которых семена).

– У вас на столе есть весёлые и хмурые рожицы. Если вам понравился урок, и вы запомнили всё, о чём мы говорили, то покажите весёлую рожицу, если не понравился, и вы ничего не запомнили, то покажите хмурую рожицу.

Презентация