Урок математики по теме "Диаграммы"

Разделы: Математика


Цель урока: формировать навыки чтения и построения круговых и линейных диаграмм.

Задачи урока: обучающие: расширение знаний о диаграммах, полученных на предыдущем уроке; повторение видов диаграмм; обучение навыкам построения диаграмм; развитие умений анализировать (читать) диаграммы; коррекционно-развивающие: коррекция аналитической функции мышления и словесно-логического мышления в упражнениях на анализ (чтение) данных, отраженных в диаграмме; повышение уровня учебной мотивации через раскрытие связей изучаемого предмета с окружающей жизнью; воспитывающие: формирование навыков точного и аккуратного выполнения графических работ.

Оборудование: ТСО (мультимедиа-проектор или компьютер), образцы диаграмм разных видов, модель круга, развернутого, прямого угла, чертежные и измерительные инструменты, карточки со словами (ранее изученные и новые геометрические термины, понятия).

Ход урока

1.Организационный момент.

– упражнение на привлечение внимания учащихся

– проверка готовности к уроку, наличие инструментов

– рапорт дежурного, запись даты в альбомах

– Повторение изученного на предыдущем уроке: Какую тему изучали на прошлом уроке? Что такое диаграмма? Для чего они нужны?

*Повторение видов диаграмм (демонстрация их изображений на экране компьютера), анализ данных на диаграммах – круговая “Нормы питания” (соотношение калорийности завтрака, обеда, полдника и ужина в дневном рационе школьника) , линейная “Количество учащихся” (изменение количества учащихся начальной школы за последние 4 года), столбчатая– “Посещаемость библиотеки школы” (посещаемость библиотеки школы по классам за предыдущий год). Диаграммы демонстрируются на экране в формате презентации).

*Повторение видов углов (чертеж на доске или демонстрация видов углов с экрана компьютера); их градусной меры (острый, тупой, прямой, развернутый, полный); соотношения полный угол – развернутый угол – прямой угол.

*Какой вид диаграмм подробно рассмотрели и построили на прошлом уроке?

Сформулируйте цель сегодняшнего урока. Какие виды диаграмм будем изучать?

2. Основной момент. Вводная часть.

Почему круговая диаграмма имеет такое название? От чего зависят размеры круга? (от его радиуса) Как называется часть круга, ограниченная двумя радиусами? (сектор) Сколько секторов может быть в круге? (2, 3, 4, 5,….10, 12).

Подготовительные упражнения: на вычисление градусной меры сектора в зависимости от количества секторов: Сколько градусов в полном угле? (180). Окружность содержит в се себе 2 полных угла, сколько это градусов? (360). Вычислите, сколько градусов будет содержать в себе сектор, если их будет в круге 3, 6, 10, 12. Запись в альбомах: 360 : 3 = 120 360 : 6 = 60 360 : 10 = 36 360 : 12 = 30.

Работа с учебником (анализ данных круговой диаграммы). Стр. 179, рис. 68 б.

Задача. Построить круговую диаграмму “Учебный год”. Выделить цветом сектора, соответствующие учебному и каникулярному времени.

Построения выполняются учителем на доске с показом приемов работы с чертежными и измерительными инструментами. Учащиеся выполняют задание в альбомах по инструкции учителя. Сектор “Каникулы” и “ Учебное время” закрашивается цветными карандашами разных цветов.

Для построения производятся предварительный расчет и деление круга на 12 секторов (месяцев) по 30 градусов: 1 год = 12 мес. Учебное время – 8 мес., каникулы – 4 мес. 360 : 12 = 30. Построение выполняется с помощью транспортира.

Физпауза “Пляшущие человечки”

Последующая работа над задачей: анализ выполненной работы, проверка.

Линейные диаграммы.

Работа с учебником: стр. 181, № 528 3), устно. Какого вида диаграмму видите? Какая информация в ней заключена? Что отмечено на горизонтальной и вертикальной осях? Что представляет из себя линейная диаграмма? (ломаную линию)

Задача. Построить линейную диаграмму “Изменение температуры воздуха за неделю” по данным:

Дата 7.03 8.03 9.03 10.03 11.03 12.03 13.03 14.03
Температура воздуха, градусы

20

25

25

30

35

35

25

20

Работа выполняется на отдельных листах в клетку с вертикальной и горизонтальной осью и нанесенными заранее отметками по оси “Дата” и “Температура воздуха” для удобства построений.

Проверка результатов работы учителем (3 группа), взаимопроверка (1,2 группы) – сравнение полученных диаграмм, выставление оценок.

3. Заключительная часть.

– Подведение итогов урока: вопросы учащимся по изученному материалу.

– Словарная работа (коррекционно-развивающее упражнение): Отберите из предложенных слов те, которые имеют отношение к сегодняшней теме урока и звучали на уроке:

Площадь, круг, радиус, периметр, сектор, линия, куб, пирамида.

Назовите те слова, которые к теме урока не относятся.

– Оценки по итогам урока.

– Упражнение на релаксацию: из данного списка слов подберите нужные и составьте крестословицу, вписывая слова по горизонтали на слово ДИАГРАММА.