Цели:
- ознакомить с новым видом делового текста, «объяснением как куда-то пройти»;
- упражнять в правописании суффиксов наречий;
- продолжить формирование коммуникативных навыков, направленных на организацию взаимодействия с партнёром.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, экран, слайды к уроку, карточки для организации работы в парах и группах.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный этап | |
Активизация базовых знаний учащихся. (Слайд 1) – Ребята, прочтите внимательно названия частей речи на экране. Подумайте, по какому признаку их можно разделить на две группы? – Какие группы получились? (Слайд 2) (самостоятельные части речи и служебные) |
Ученики концентрируют внимание на уроке, вспоминают ранее пройденный материал. У кого это получилось, садится. |
II. Сообщение темы и целей урока | |
Учитель подводит к постановке учебной задачи. (Слайд 3) –Запишите номера частей речи в свою тетрадь в порядке возрастания знании о каждой из них. – Какой номер стоит у вас на первом месте? (Так как наречия недавно начали изучать, у большинства обучающихся на первом месте стоит № 4) – Это значит, что вы или не уверены в своих знаниях или понимаете, что недостаточно знаете о наречиях. Поэтому на уроке мы будем уточнять наши знания об этой части речи. (Слайд 4) |
Работа в тетради. Сравнив мысленно свои знания о частях речи, дети записывают в тетрадь номера частей речи в порядке возрастания своих знаний о них. |
III. Мотивация учебной деятельности | |
Учитель подводит к аргументированной мотивировке учебной деятельности. –Чтобы не терять времени даром, попробуем выяснить, что же нам известно о наречии, а что ещё не изучено. Учитель акцентирует внимание на последней строке карточки - теста и, выяснив, что у многих она не заполнена, объявляет тему урока. –Узнаем, для чего в речи используются наречия. |
Работа в парах. Дети делятся своими знаниями о наречии и сообща заполняют карточку «Что мы знаем о наречии?» <Рисунок 1> |
IV. Организация исследовательской деятельности на уроке | |
Учитель организует выдвижение различных гипотез и выбор методов сбора информации. (Слайд 5-8) – Обратите внимание на экран. На нём есть подсказки, где можно собрать необходимую информацию. Выберете те методы, которые нам доступны на этом уроке. Чем мы не сумеем воспользоваться? –Итак, вы предлагаете воспользоваться материалом учебника и задать самим себе и своим товарищам вопросы. Согласна с вами, но предложу ещё провести наблюдения по специальным карточкам. Учитель организует повторение пройденного материала и проведение поисков знаний по карточкам наблюдений. |
Фронтальная работа. Ученики высказывают свои предположения относительно роли наречий в речи. Групповая работа. Дети выполняют работу в специальных карточках, затем «капитан» группы сообщает итоги наблюдений. <Рисунок 2, 3, 4> |
V. Уточнение знаний о видах деловых текстов | |
Учитель формулирует микротему. – Почему ребята 3 группы не сумели определить вид текста? – Как бы вы назвали данный вид текстов? Этот текст относится к деловой или художественной речи? Почему? |
Фронтальная работа. В ходе совместной беседы ребята знакомятся с новым видом делового текста. |
VI. Первичное закрепление | |
Учитель обращает внимание, что новый вид текста можно чаще всего услышать на улице при ответе на следующие вопросы… Внимание на экран. (Слайд 9) –Какой из вопросов звучит не очень вежливо? Почему? –Какое правило поможет решить орфографические задачи в тексте? Учитель организует самостоятельную работу с текстом последующую проверку с опорой на слайды. (Слайды 10 - 15) – Спишите текст, отмечая наречия и заполняя пропуски, определите падеж имён существительных. |
Работа с текстом учебника. Дети определяют, какой вопрос звучит грубо и объясняют важность вежливой речи. Читают ответ прохожего и решают орфографические задачи, повторяя правило правописания суффиксов в наречиях. |
VII. Творческое применение нового материала | |
Учитель организует упражнения в составлении текстов пояснений маршрутов с использованием слайдов на экране. (Слайды 16-17) № 146 (устно) № 147 (письменно) |
Творческое задание. Дети составляют самостоятельно деловой текст-пояснение маршрута. |
VIII. Информация о домашнем задании | |
Учитель поясняет, как правильно выполнить домашнее задание, которое состоит из устной и письменной частей. № 149 |
Дети записывают задание в дневник. |
IX. Рефлексия | |
Учитель организует рефлексию. (Слайд 18) – Запишите ещё раз номера частей речи в порядке возрастания знаний о них? По-прежнему ли наречие стоит на первом месте? –Что особенно хорошо у вас получилось на уроке? – Согласны ли вы с учительницей на экране, которая радуется успехам класса? (Слайд 19) |
Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке. |