Цели урока:
- Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма, познакомив с растительным и животным миром, показать значение роли человека в сохранении водоёмов.
- Развивать познавательный интерес учащихся.
- Продолжить работу по развитию навыков работы с дополнительной литературой, гербарием.
- Учить детей рассуждать, делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к водоёмам и их жителям.
Оборудование:
- гербарий растений водоёма, поля;
- атлас-определитель,
- слайды, рисунки с изображением жителей водоёма, картины "Лес" и "Поле",
- таблички с надписью: ЗНАТОКИ, ВРАЧ, ЭКОЛОГ, РЕДАКТОР;
- костюм Нептуна,
- книга жалоб,
- перфокарты,
- тесты,
- цветная бумага.
Ход урока
На доске - эпиграф "Эти речки и моря по земле текут не зря",
1. Организационный момент.
Путешествует по свету
Многочисленный народ.
Кто на юг с Кавказа едет,
Кто совсем наоборот.
Вы, ребята, как и все,
Только подрастёте,
Путешествия свои
По стране начнёте.
Нас ведёт дорога в лес
Полон сказок и чудес.
Вспомним поле, вспомним луг.
Здесь мы сможем отдохнуть,
Своими знаниями блеснуть.
2. Актуализация знаний и умений.
Задание № 1. 1 пара учеников получает билет в лес. Вопрос: "Почему животные леса так разнообразны? Приведите примеры. От чего это зависит?
2 пара - билет на поле. Вопрос: "Растительный мир поля"
При подготовке ответа ученики пользуются гербарием, картиной. В это время остальные ученики работают по перфокартам.
Задание № 2. Игра "Крестики-нолики" с использованием перфокарт. (Приложение 1)
Самопроверка. Соединив все звёздочки цепочкой, должна получиться пятёрка:
Задание № 3. Тест "Луг и человек" (Приложение 2)
Взаимопроверка.
3. Физкультминутка "Весёлые кузнечики." (Приложение 3)
4. Работа над новым материалом.
В ходе конференции учащиеся могут задавать вопросы знатокам, врачу, экологу, редактору.
(Вывешивается ватман голубого цвета.)
Посмотрите вот сюда.
Тихо плещется вода.
Мы сейчас туда пойдём
И увидим :(водоём).
- На какие группы по происхождению делятся водоёмы? (Водоёмы бывают естественные и искусственные, пресные и солёные)
- Какие типы пресных водоёмов вы знаете? (река, пруд)
Из-под камня он пробился,
Здесь под камнем и родился.
Всё торопится, бежит,
Он к большой реке спешит. (ручей)
Не река, не море тут.
И не рукотворный пруд.
В нём студёная вода,
Что не мчится никуда. (озеро)
- Какой водоём есть в нашем селе? (В нашем селе есть озеро)
- Ребята, вы не раз бывали на озере, наблюдали за водоёмом, но там видны лишь некоторые его жители. Всех увидеть просто невозможно, их очень много.
- У нас в гостях сегодня знатоки, эколог, врач и редактор газеты "Рыбачок".
- Уважаемые знатоки! Что вы можете сказать о поверхности нашего озера?
- Слово знатокам. (Приложение 4)
- Слово врачу. (Приложение 5)
- Слово знатокам. (Приложение 6)
- Ребята, отгадайте загадки.
- А какие рыбы ещё живут в воде?
- Ребята, запомните, если вы задумали понаблюдать за рыбами, подходите к воде медленно и бесшумно. Следите, чтобы ваша тень не попала в воду. Покормите рыб хлебом и личинками насекомых.
На узкой дорожке -
Голова да рожки.
Кто так медленно ползёт,
На себе свой дом везёт? (улитка)
- Водяные улитки питаются в основном растительной пищей, соскабливая кусочки растений шершавым языком. У некоторых улиток есть жабры, позволяющие им дышать под водой. Другие всплывают на поверхность, чтобы набирать воздух.
(отгадки - картинки прикрепляются на доску на голубом фоне, получается вид реки.)
5. Работа с учебником,
с.143, 146. Чтение статьи "Разнообразие обитателей водоёма.
- Каких обитателей водоёма мы не назвали? Что вы узнали о клопах- водомерках, моллюсках, головастиках?
- О ком сейчас пойдёт речь?
Это резвые подружки
Попрыгуньи и крикушки.
Песни громко распевают
И комариков глотают. (лягушки)
О лягушках прочитайте в учебнике на с. 168.
6. Изготовление лягушки (оригами).
а) Повторение техники безопасности при работе с ножницами.
б) Самостоятельная работа.
в) Запуск изделия в "речку".
7. Работа с разворотом учебника,
с.144-145.
- Обитателей водоёмов очень много, и со всеми мы сегодня познакомиться не успеем. Это вы сможете сделать дома. Интересные рассказы есть в книге "Зелёные страницы", в атласе-определителе и в других книгах. Их вы можете взять в библиотеке
8. Физкультминутка "Лягушки". (Приложение 7)
Ученики выполняют движения в соответствии с текстом.
9. Продолжение новой темы.
- Растения и животные водоёмов неразрывно связаны между собой. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. Что из этого выходит, давайте послушаем эколога.
(Он рассказывает о том, какие беды приносит человек водоёму.)
- Ребята, что нужно делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось?
(не надо ловить раков, моллюсков, лягушек, головастиков, надо охранять кувшинку, кубышку)
- Слово редактору газеты. (Приложение 8)
- В воздухе - птичий звон. Скоро подхватят этот звон и первые ручьи. Заспешат в реки и озёра весёлые струйки. Как живётся вам, реки и озёра, у нас в селе? Как здоровье?
- Наша газета печатает рассказы, рисунки о жизни жителей водоёмов. Пишите нам. Присылайте по почте.
10. Итог урока.
- О каком сообществе мы сегодня много говорили?
- Объясните, почему в пресном водоеме очень много разнообразных обитателей?
О водоёмах много знаете вы,
Ответы достойны похвалы.
- Ребята, а чтобы вы не забывали охранять водоёмы и их жителей, на память мы вам дарим медали.
11. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о животных водоёма, используя дополнительную литературу и страницы учебника.