Поиск и поддержка одаренных детей

Разделы: Администрирование школы, Школьная психологическая служба


В Гимназии № 4 г.Брянска на протяжении последних 10 лет создана система работа с одаренными детьми, включающая в себя работу психологов гимназии, учителей-предметников, классных руководителей и педагогов дополнительного образования.

Поиск одаренных детей начинается на этапе поступления ребенка в школу через систему родительских собраний и индивидуальных собеседований учителей начальных классов и психологов с будущими первоклассниками и их родителями. По результатам этих собеседований выделяется группа детей, имеющих высокие интеллектуальные возможности или проявивших в детстве специальные способности (музыка, рисование, другое). Каждый год в гимназию приходит учиться 1–2 ребенка, имеющих высокие (на уровне одаренности) показатели интеллектуального развития (IQ больше 130 пунктов), что соответствует среднестатистическим показателям одаренности (около 3% популяции). Эти данные обобщаются и систематизируются в информационной базе Одаренные дети, которую ведет психолог гимназии (Беспалова Г.М.).

Учитывая, что психическое развитие ребенка неравномерно, психодиагностический мониторинг проводится в гимназии постоянно и раз в год каждый ребенок проходит психодиагностическое обследование. На основе данных мониторинга вносятся дополнения в уже созданную информационную базу Одаренные дети.

Помимо этого дополнения в информационную базу вносятся на основе информации классных руководителей по итогам анализа участия детей в олимпиадах разного уровня, образовательных и творческих конкурсах, спортивных соревнованиях. Информация о детях, показавших высокие результаты и достижения, также систематизируется и фиксируется в базе данных Одаренные дети.

База Одаренные дети создается в нашем образовательном учреждении с 2005 года, и в настоящее время в базе Одаренные дети гимназии № 4 содержатся данные на 18 детей.

Структура (поля) информационной базы одаренных детей.

I. – код

II. – ФИО ребенка

III. – дата рождения

IV. – дата поступления в МОУ “Гимназия №4” г.Брянска

V. – дата внесения в базу данных

VI. – основание внесения в базу данных:

  1. – результаты психологического тестирования
  2. – результаты собеседования с родителями
  3. – высокие учебные достижения
  4. – высокие специальные достижения

VII. – описание содержания одаренности на момент внесения в базу данных (структура и проявления одаренности)

VIII. – социальная ситуация развития

IX. – состояние здоровья

X. – проблематика развития (описание особенностей ребенка, которые могут стать факторами, затрудняющими его обучение)

XI. – куратор (педагог, обычно психолог гимназии, координирующий сопровождение обучения ребенка)

XII. – формы организации сопровождения и специалисты (в каждом поле вводится дополнительные поля, где фиксируется фамилия педагога, который реализует данную деятельность, и сроки ее реализации. Заполняется 1 раз в полугодие.):

  1. – индивидуальные консультации родителей
  2. – индивидуальные консультации ребенка
  3. – индивидуальные консультации учителя
  4. индивидуальный график организация занятия (дополнительное поле: описание индивидуального графика занятий)
  5. – индивидуализация методов и приемов обучения
  6. – индивидуализация содержания обучения:
    i. – опережающее обучение (дополнительное поле: тематика)
    ii. – углубленное обучение (дополнительное поле: тематика)
    iii. – восполняющее обучение (дополнительное поле: тематика)

XIII. – тип, уровень и динамика адаптации к образовательной ситуации (заполняется 1 раз в полугодие)

дополнительное поле: диагностический метод:

  1. тестирование
  2. наблюдение
  3. собеседование
  4. экспертная оценка учителя
  5. экспертная оценка родителя

XIV. – динамика проявления способностей (заполняется 1 раз в полугодие):

  1. – уровень:
    i. – уровень достижений в целом сохраняется
    ii. – уровень достижений повышается
    iii. – уровень достижений снижается
  2. – метод:
    i. – психодиагностический мониторинг
    ii. – наблюдение
    iii. – формальные достижения (дополнительное поле: содержание достижения)
    iv. – экспертное заключение учителя
    v. – экспертное заключение классного руководителя
    vi. – экспертное заключение родителя

XV. – дата прекращения сопровождения

XVI. – причина прекращения сопровождения

Сопровождение. Одним из концептуальных оснований развития школы 24, а затем гимназии № 4 является идея развития ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями и возрастными закономерностями. Поэтому наша школа развивалась как избыточное вариативное пространство, предоставляющее ребенку, в т.ч. одаренному, самые разные ниши для реализации своих способностей и склонностей: многообразие кружков, творческих мастерских (Литературная гостиная, театральная мастерская), спортивных секций, мультимедийный центр, консультативный центр, центр социального проектирования, Научное общество гимназии, клуб образовательных путешествий и другое.

Однако спецификой одаренного (в строгом понимании этого термина) ребенка является его выраженная узкая специальная одаренность, преимущественная успешность в определенной сфере. При этом другие способности одаренного ребенка могут заметно страдать, вызывая сложности в его развитии, а тем более обучении. Например, в этом году к нам пришел первоклассник, который читал с 3-х лет, в 6 лет по своей инициативе прочитал (и владел как минимум терминологией) учебник физики за 8 класс, хорошо знал основы алгебры, но не умел правильно держать карандаш и совершенно не умел общаться, ни с детьми, ни с взрослыми. Такие дети требуют индивидуального сопровождения, направленного с одной стороны, на сохранение и развитие их специальных способностей, а с другой, на компенсацию проблем их индивидуального развития.

Сопровождение одаренных детей в гимназии осуществляется через систему работы, осуществляемой классным руководителем, учителями-предметниками и педагогом-психологом. Каждому одаренному ребенку назначается куратор – педагог, который координирует сопровождение одаренного ребенка (обычно, это психолог гимназии).

Сопровождение одаренного ребенка осуществляется по следующим основным направлениям:

– контроль состояния и развития (мониторинговые процедуры, включающие диагностику способностей и адаптации к образовательной ситуации);

– коррекция состояния (через цикл индивидуальных консультаций ребенка, его родителей и учителей);

– индивидуализация образовательного процесса (описано ниже);

– поддержка и поощрение (описано ниже).

Индивидуализация образования одаренных детей достигается за счет:

– изменения содержания образования учителями-предметниками в рамках:

– индивидуальной работы на уроке,
– индивидуальных заданий,
– перехода на индивидуальный учебный план (с 10-го класса),
– разработки собственных проектных и исследовательских работ в рамках Научного общества гимназии;

– введения изменений в режим обучения в рамках индивидуального учебного плана (с 10 кл.);

– использования технологий личностно-ориентированного обучения при организации работы ребенка на уроках и широкое использование индивидуальных форм работы.

Поддержка и поощрение. Отдельным направлением в работе с одаренными детьми является их поддержка и поощрение. В гимназии разработана инвариантная и разноуровневая система поощрения учащихся:

– система званий в Центре социального проектирования,
– система членства в Научном обществе,
– разработчики проектов получают Свидетельство защиты проекта, а авторы лучших – грамоты по итогам экспертизы учащихся и экспертизы учителей,
– победители Олимпиад и конкурсов награждаются Грамотами и Дипломами,
– учащиеся, добившиеся высоких достижений в учебной и общеобразовательной деятельности получают стипендии гимназии (обычно присуждается 4 стипендии: по итогам 1 и 2 полугодий), а также именные стипендии (А.Подголова, Н.М.Виноградовой и др.)
– лучшие учащиеся становятся губернаторскими стипендиатами.