В Гимназии № 4 г.Брянска на протяжении последних 10 лет создана система работа с одаренными детьми, включающая в себя работу психологов гимназии, учителей-предметников, классных руководителей и педагогов дополнительного образования.
Поиск одаренных детей начинается на этапе поступления ребенка в школу через систему родительских собраний и индивидуальных собеседований учителей начальных классов и психологов с будущими первоклассниками и их родителями. По результатам этих собеседований выделяется группа детей, имеющих высокие интеллектуальные возможности или проявивших в детстве специальные способности (музыка, рисование, другое). Каждый год в гимназию приходит учиться 1–2 ребенка, имеющих высокие (на уровне одаренности) показатели интеллектуального развития (IQ больше 130 пунктов), что соответствует среднестатистическим показателям одаренности (около 3% популяции). Эти данные обобщаются и систематизируются в информационной базе Одаренные дети, которую ведет психолог гимназии (Беспалова Г.М.).
Учитывая, что психическое развитие ребенка неравномерно, психодиагностический мониторинг проводится в гимназии постоянно и раз в год каждый ребенок проходит психодиагностическое обследование. На основе данных мониторинга вносятся дополнения в уже созданную информационную базу Одаренные дети.
Помимо этого дополнения в информационную базу вносятся на основе информации классных руководителей по итогам анализа участия детей в олимпиадах разного уровня, образовательных и творческих конкурсах, спортивных соревнованиях. Информация о детях, показавших высокие результаты и достижения, также систематизируется и фиксируется в базе данных Одаренные дети.
База Одаренные дети создается в нашем образовательном учреждении с 2005 года, и в настоящее время в базе Одаренные дети гимназии № 4 содержатся данные на 18 детей.
Структура (поля) информационной базы одаренных детей.
I. – код
II. – ФИО ребенка
III. – дата рождения
IV. – дата поступления в МОУ “Гимназия №4” г.Брянска
V. – дата внесения в базу данных
VI. – основание внесения в базу данных:
- – результаты психологического тестирования
- – результаты собеседования с родителями
- – высокие учебные достижения
- – высокие специальные достижения
VII. – описание содержания одаренности на момент внесения в базу данных (структура и проявления одаренности)
VIII. – социальная ситуация развития
IX. – состояние здоровья
X. – проблематика развития (описание особенностей ребенка, которые могут стать факторами, затрудняющими его обучение)
XI. – куратор (педагог, обычно психолог гимназии, координирующий сопровождение обучения ребенка)
XII. – формы организации сопровождения и специалисты (в каждом поле вводится дополнительные поля, где фиксируется фамилия педагога, который реализует данную деятельность, и сроки ее реализации. Заполняется 1 раз в полугодие.):
- – индивидуальные консультации родителей
- – индивидуальные консультации ребенка
- – индивидуальные консультации учителя
- индивидуальный график организация занятия (дополнительное поле: описание индивидуального графика занятий)
- – индивидуализация методов и приемов обучения
- – индивидуализация содержания обучения:
i. – опережающее обучение (дополнительное поле: тематика)
ii. – углубленное обучение (дополнительное поле: тематика)
iii. – восполняющее обучение (дополнительное поле: тематика)
XIII. – тип, уровень и динамика адаптации к образовательной ситуации (заполняется 1 раз в полугодие)
дополнительное поле: диагностический метод:
- тестирование
- наблюдение
- собеседование
- экспертная оценка учителя
- экспертная оценка родителя
XIV. – динамика проявления способностей (заполняется 1 раз в полугодие):
- – уровень:
i. – уровень достижений в целом сохраняется
ii. – уровень достижений повышается
iii. – уровень достижений снижается - – метод:
i. – психодиагностический мониторинг
ii. – наблюдение
iii. – формальные достижения (дополнительное поле: содержание достижения)
iv. – экспертное заключение учителя
v. – экспертное заключение классного руководителя
vi. – экспертное заключение родителя
XV. – дата прекращения сопровождения
XVI. – причина прекращения сопровождения
Сопровождение. Одним из концептуальных оснований развития школы 24, а затем гимназии № 4 является идея развития ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями и возрастными закономерностями. Поэтому наша школа развивалась как избыточное вариативное пространство, предоставляющее ребенку, в т.ч. одаренному, самые разные ниши для реализации своих способностей и склонностей: многообразие кружков, творческих мастерских (Литературная гостиная, театральная мастерская), спортивных секций, мультимедийный центр, консультативный центр, центр социального проектирования, Научное общество гимназии, клуб образовательных путешествий и другое.
Однако спецификой одаренного (в строгом понимании этого термина) ребенка является его выраженная узкая специальная одаренность, преимущественная успешность в определенной сфере. При этом другие способности одаренного ребенка могут заметно страдать, вызывая сложности в его развитии, а тем более обучении. Например, в этом году к нам пришел первоклассник, который читал с 3-х лет, в 6 лет по своей инициативе прочитал (и владел как минимум терминологией) учебник физики за 8 класс, хорошо знал основы алгебры, но не умел правильно держать карандаш и совершенно не умел общаться, ни с детьми, ни с взрослыми. Такие дети требуют индивидуального сопровождения, направленного с одной стороны, на сохранение и развитие их специальных способностей, а с другой, на компенсацию проблем их индивидуального развития.
Сопровождение одаренных детей в гимназии осуществляется через систему работы, осуществляемой классным руководителем, учителями-предметниками и педагогом-психологом. Каждому одаренному ребенку назначается куратор – педагог, который координирует сопровождение одаренного ребенка (обычно, это психолог гимназии).
Сопровождение одаренного ребенка осуществляется по следующим основным направлениям:
– контроль состояния и развития (мониторинговые процедуры, включающие диагностику способностей и адаптации к образовательной ситуации);
– коррекция состояния (через цикл индивидуальных консультаций ребенка, его родителей и учителей);
– индивидуализация образовательного процесса (описано ниже);
– поддержка и поощрение (описано ниже).
Индивидуализация образования одаренных детей достигается за счет:
– изменения содержания образования учителями-предметниками в рамках:
– индивидуальной работы на уроке,
– индивидуальных заданий,
– перехода на индивидуальный учебный план (с 10-го класса),
– разработки собственных проектных и исследовательских работ в рамках Научного общества гимназии;
– введения изменений в режим обучения в рамках индивидуального учебного плана (с 10 кл.);
– использования технологий личностно-ориентированного обучения при организации работы ребенка на уроках и широкое использование индивидуальных форм работы.
Поддержка и поощрение. Отдельным направлением в работе с одаренными детьми является их поддержка и поощрение. В гимназии разработана инвариантная и разноуровневая система поощрения учащихся:
– система званий в Центре социального проектирования,
– система членства в Научном обществе,
– разработчики проектов получают Свидетельство защиты проекта, а авторы лучших –
грамоты по итогам экспертизы учащихся и экспертизы
учителей,
– победители Олимпиад и конкурсов награждаются Грамотами и Дипломами,
– учащиеся, добившиеся высоких достижений в учебной и общеобразовательной
деятельности получают стипендии гимназии (обычно присуждается 4 стипендии: по
итогам 1 и 2 полугодий), а также именные стипендии (А.Подголова,
Н.М.Виноградовой и др.)
– лучшие учащиеся становятся губернаторскими стипендиатами.