Цели: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Э.Успенского. Совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию, устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте, строить словесный рисунок. Развивать внимание, творческое воображение, мышление, устную речь учащихся. Воспитывать любовь к животным, дружбу и товарищество, интерес к чтению.
Оборудование:
- Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.
- Презентация к уроку (Приложение 1).
- Мультфильм “Крокодил Гена и его друзья” на CD-диске.
- Музыкальное сопровождение: аудиозаписи песен “Голубой вагон”, “Песенка крокодила Гены”, “Чебурашка” (аудио-файлы в формате МР3 можно скачать по ссылке http://www.mp3.onru.ru/mp/alb/28/ )
- Книжная выставка.
- Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. “Родная речь”, 2 класс
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
– С какой большой темой познакомились на прошлом уроке? (И в шутку, и всерьез.)
– Произведения какого автора читали? (Б.Заходера.)
– Что знаете о писателе? (Он поэт, прозаик, переводчик.)
– Какие герои, благодаря Б.Заходеру, говорят на русском языке? (Винни-Пух, Мэри Поппинс, Питер Пен, Алиса в Стране Чудес и др.)
– Он перевел сказки братьев Гримм, стихи Гете, Карела Чапека, Яна Бжехвы, Юлиана Тувима и многих других авторов.
– Какие стихотворения Заходера читали? (“Что красивей всего?”, “Товарищам детям”, “Буква Я”, “Песенки Вини-Пуха”, “Кит и Кот”.)
2. – Проверим, насколько внимательно вы читали стихотворения, сумеете угадать их по отрывку и ответить на вопросы по содержанию.
а) Ребенок спросил
Ни с того ни с сего:
– А ну-ка скажи,
Что красивей всего? (“Что красивей всего?”)
– Что ответили обитатели планеты?
– Смог ли автор ответить на этот трудный вопрос? Почему?
б) Обычно от вас
Это держат в секрете,
А я не скрываю,
Товарищи, дети. (“Товарищам детям”.)
– С каким советом обращается автор к детям?
в) В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово –
То загадка! (“Кит и Кот”.)
– Какая ошибка произошла в этой сказке? Была ли она исправлена?
г) Он и весел, и не злобен,
пухлый, милый чудачок.
Вместе с ним хозяин Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
А на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник-
Медвежонок …(Вини-Пух.)
3. Чтение стихотворений наизусть.
(Проводится конкурс чтецов стихотворений Заходера: “Песенки Вини-Пуха”, “Товарищам детям”, “Что красивей всего?”)
4. Инсценирование стихотворения “Кит и Кот”.
5. Микроитог.
– Какие стихотворения писал Б.Заходер? (Веселые, забавные, смешные, поучительные.)
III. Изучение нового материала.
1. Объявление темы урока.
– Сегодня мы продолжим изучение темы “И в шутку, и всерьез”. Познакомимся с творчеством не менее известного автора и героями его книг.
– Послушайте песню и угадайте, кто ее поет. (Прослушивание “Песенки крокодила Гены” из мультфильма, посвященного этому сказочному герою.)
– Это песня из мультипликационного фильма, который создан по повести-сказке Э.Успенского “Крокодил Гена и его друзья”. С его творчеством мы сегодня познакомимся.
2. Вступительная беседа о творчестве Э.Успенского. Работа по книжной выставке.
– Ученик Гончаров Михаил расскажет о своем любимом детском писателе и его произведениях. (Рассказ сопровождается показом презентации: Слайды 1–6)
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. Но, еще учась в вузе, Успенский начал печататься. Он писал стихи и прозу. Его первый поэтический сборник “Смешной слоненок” увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом.
Рассматривание книжной выставки:
- “Крокодил Гена и его друзья”
- “Дядя Федор, пес и кот”
- “Тетя дяди Федора”
- “Любимая девочка дяди Федора”
- “Про Веру и Анфису”
- “Разноцветная семейка” и др.
3. История возникновения произведения.
– Послушайте еще одну песню и скажите, кто из героев книг Успенского ее поет? (Прослушивание песенки Чебурашки.)
– Как же появился этот необычный сказочный герой? Вот как об этом вспоминает сам писатель.
Однажды летом работал Успенский в пионерском лагере. И чтобы успокоить жаждавший впечатлений отряд, читал ребятам разные интересные книжки. А потом все интересные книжки неожиданно кончились. Скучные книжки отряд слушать не хотел, и Успенскому уже ничего не оставалось, как не задумываясь начать: “В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом”. Фраза такая в голове у Эдуарда Успенского в голове вертелась. И вдруг…Из – за угла показались два длинных носа – ручной крысы Лариски и хулиганствующей старухи Шапокляк. Хлопнула дверь телефонной будки, и оттуда выбрался какой-то непонятный плюшевый зверь. “Это же Чебурашка!” – догадался Успенский. И начал рассказывать свою знаменитую сказку…
– Мы познакомимся с отрывком из повести-сказки “Крокодил Гена и его друзья”, который называется “Чебурашка”.
4. Чтение текста учителем и подготовленными учащимися.
– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить (с.137–142)
5. Проверка первых впечатлений.
– Понравилась ли вам сказка?
– Что особенно понравилось?
– Когда переживали за Чебурашку?
6. Словарная работа.
– Какие слова не понятны?
– Кто объяснит?
Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом (толковый словарь Ожегова).
7. Физкультминутка.
(Под мелодию песни “Голубой вагон” дети выполняют комплекс общеразвивающих упражнений.)
8. Чтение сказки учащимися вслух.
– Проверим, насколько правильно и выразительно вы прочитаете текст. Прочитайте так, чтобы при чтении было понятно ваше отношение к героям.
IV. Закрепление материала, изученного на уроке.
1. Ответы на вопросы и выборочное чтение. Составление плана.
1 часть “В тропическом лесу”
– Где жил сказочный персонаж, о котором мы сейчас прочитали?
– Было ли у него имя?
– Когда его назвали Чебурашкой? Прочитайте.
– Как он попал в ящик с апельсинами?
Физкультминутка “Гимнастика для глаз”.
- Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
- Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
- Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
- Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
2 часть “В магазине фруктов”
– Где оказались ящики с апельсинами после долгого плавания?
– Как выглядел Чебурашка, когда его нашли продавцы? (Он был толстый-претолстый.)
– Почему он получил такое странное имя? Прочитайте.
3 часть “В зоопарке”
–
Куда отнес Чебурашку директор магазина?– Почему его туда не приняли?
4 часть “В магазине уцененных товаров”
– Где остался работать Чебурашка?
– Что он должен был делать? (Стоять у витрины и привлекать прохожих.)
– Где он стал жить? (В старой телефонной будке.)
2. Чтение отрывка в лицах (4 часть): автор, директор магазина уцененных товаров, Чебурашка.
3. Словесный рисунок.
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод изображен на ней?
– Какой рисунок к сказке сделали бы вы карандашами или красками? Опишите его словами.
4. Обобщение.
– Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.)
– Как думаете, как живется без друзей? (Плохо.) Почему?
Просмотр фрагмента из мультфильма “Крокодил Гена и его друзья” (встреча с крокодилом Геной).
– Нашел ли друзей Чебурашка?
– Какие пословицы о дружбе вы знаете?
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Друг за друга держаться – ничего не бояться.
- Друг познается в беде.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Без друга в жизни туго.
- Без друга на сердце вьюга.
- Человек без друга – что земля без воды.
– Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл.
V. Итог урока.
– С произведениями какого автора познакомились на уроке?
– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.
VI. Домашнее задание.
- Читать сказку, пересказывать по составленному плану.
- Нарисовать иллюстрации (по желанию).
- Творческое задание. Ученик нашего класса Гончаров Миша придумал
продолжение любимого произведения Э. Успенского “Трое из Простоквашино”:
“Встреча Дяди Федора и его друзей с инопланетянами” и нарисовал обложку для
новой книги. (Слайды 7–8)
Придумайте продолжение сказки “Крокодил Гена и его друзья”.