Совместный проект (ученик + учитель) на тему "Успешная личность"

Разделы: Классное руководство


Цели проекта:

  1. Определить факторы развития успешной личности ученика.
  2. Выработать критерии успешной личности.
  3. Разработать и апробировать на практике программу индивидуального развития ребенка.

Задачи проекта:

  1. Создание и оформление структуры программы индивидуального развития учащейся.
  2. Составление матрицы факторов развития успешной личности.
  3. Разработка списка критериев успешности личности.
  4. Возможная диссеминация результатов проекта.

Ожидаемые результаты:

  1. Фиксированные результаты личностного развития ученицы по методике “восьми шкал”.
  2. Индивидуальная программа развития ученицы 3 Б класса Кулаковой Екатерины, разработанная классным руководителем.
    Личная программа развития “Проект программы собственной жизни” ученицы 3 Б класса МОУ СОШ №2 Кулаковой Екатерины на 2008-2009 гг.
  3. Выставка личных достижений учащейся в конце учебного года.
  4. Презентация портфолио на заключительном детско-родительском собрании в конце обучения в начальной школе.

Аннотация.

Важной стратегической задачей модернизации российской школы является воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

Проект “Успешная личность” нацелен на определение факторов развития успешной личности ученика, выработку критериев успешной личности, разработку и апробирование индивидуальной программы развития личности, которая не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

“Скажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай возможность действовать, и я научусь”, – гласит китайская пословица. Совместная проектная деятельность помогает ученице создать свой “продукт” – “Проект программы собственной жизни” и таким образом научить анализировать качественные составляющие собственной деятельности.

Этапы работы над проектом:

I-й этап. Подготовительный этап (в течение первого класса).

  • Выявление учителем особенностей индивидуального развития детей.
  • Определение темы проекта.
  • Работа с учащимися по созданию “Папок успеха”.

II-й Этап: “Разработка проектного задания” (второй класс).

Задачи:

  • Определение актуальности проблемы, поставленной темой проекта, уточнение целей.
  • Определение круга изучаемых вопросов.
  • Определение источников информации и выбор критериев оценки результатов.

Выбор соавтора проекта из классного коллектива.

Ученик получает творческое задание, определяет информацию, обсуждает задание с учителем и намечает план его выполнения.

Микроисследование ученика:

1 задание-исследование: “Кого можно назвать успешным человеком?”

2 задание-исследование: “Каким должен быть успешный ученик?”

3 задание-исследование “Как стать успешным человеком?

Учитель: мотивирует учащегося, объясняет цели проекта, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает и начинает разработку индивидуальной программы развития ребенка.

III-й этап: “Разработка проекта” (третий класс).

Задачи: Сбор и уточнение информации, выполнение проекта.

Ученик: Самостоятельная работа по заданию, выполнение индивидуальных исследований, создание ученического проекта – программы собственной жизни.

Микроисследования ученика – выявление мнений по вопросу:

1. “Кого можно назвать успешным человеком?”

  • беседы с администрацией школы;
  • беседы с учителями;
  • беседы с родителями;
  • работа в библиотеке с литературой (помощь и консультация библиотекаря).
  • Проведение опроса среди учащихся старших классов, достигших успехов в различных видах деятельности; встречи с отличниками учебы, активом школы.

2. “Умеешь ли ты общаться со сверстниками”

  • анкетирование всех учеников начальной школы.

3. “Умеешь ли ты общаться со взрослыми”

  • тестирование.

Учитель: наблюдает, консультирует, советует, подводит промежуточные итоги проделанной работы, создает индивидуальную программу развития ребенка.

Итоги III-го этапа: на основании проделанных микроисследований

  • определены основные критерии успешности личности;
  • разработан “Проект программы собственной жизни ученицы 3 Б класса МОУ СОШ №2 Кулаковой Екатерины на 2008-2009 гг.”;
  • создана программа индивидуального развития ребенка.

Промежуточные результаты проекта.

(3 класс):

  1. Фиксированные результаты личностного развития ученицы по методике “восьми шкал”.
  2. Индивидуальная программа развития ученицы 3 Б класса Кулаковой Екатерины, разработанная классным руководителем.
  3. Личная программа развития “Проект программы собственной жизни” ученицы 3 Б класса МОУ СОШ №2 Кулаковой Екатерины на 2008-2009 гг.

Используемые ресурсы:

  1. Научно-практический журнал “Завуч”, Центр “Педагогический поиск”, г. Москва, 2005.
  2. В. М. Лизинский “Практическое воспитание в школе”, Центр “Педагогический поиск”, г. Москва, 2004.
  3. В. М. Лизинский “Приемы и формы в воспитании”, Центр “Педагогический поиск”, г. Москва, 2004.
  4. Харламов И. Ф. “Педагогика”, Изд. Гардарики, М., 2007.
  5. Щуркова Н.Е. “Диагностика воспитанности: Педагогические методики”, М., 1992.
  6. Азаров Ю.П. “Искусство воспитывать”, М., 1985.
  7. Глассер У. “Школа без неудачников”, М., 1991.
  8. Голованова Н.Ф. “Общая педагогика”, Санкт – Петербург, 2005.
  9. Харламов И.Ф. “Педагогика”, М.: Высшая школа, 1990.
  10. Щуркова Н.Е. “Новые технологии воспитательного процесса”, М.: Новая школа, 1994.
  11. Щуркова Н.Е. “Классное руководство: игровые методики”, М., 2004.
  12. Internet: http//festival.1September.ru

Программа индивидуального развития обучающейся 3Б класса МОУ “СОШ № 2” Кулаковой Екатерины.

С каждым часом пребывания в школе ребенок должен становиться более образованным и просвещенным, более духовным, более нравственным и, самое главное, – научиться жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, то есть быть счастливым! (…) именно это должно бы стать одним из главных критериев, определяющих эффективность системы школьного образования.

(Из выступления Н. Федорова на республиканской конференции работников системы образования, август 2007 г.)

Структура индивидуальной программы.

  • Пояснительная записка.
  • Цели.
  • Этапы реализации программы.
  • Сроки реализации программы.
  • Содержание.
  • Промежуточные результаты

Пояснительная записка.

От успешности ученика – к успешной личности

Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только всего хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему? Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала еще раз обозначить цель школьного обучения. Она состоит в том, чтобы реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем природой. Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся. Давайте определимся, что мы вкладываем в понятие “успешный ученик”:

– способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т.е. тех, которые педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям – всему классу одну и ту же;

– способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же);

– высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности;

– способность использовать полученные ЗУН в жизни – это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;

– положительная динамика развития – мы видим рост нашего ученика;

– положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;

– социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей;

– позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;

– позитивные отношения с одноклассниками;

– хорошее физическое и психическое здоровье;

– адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;

– чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.

Итак, успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.

Индивидуальная программа развития ребенка необходима для того, чтобы осуществить личностно-ориентированный подход к его воспитанию, которое, с точки зрения педагогики, представляет собой сознательно организуемое взаимодействие педагога и воспитанника, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемого по овладению им социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данной программе подчеркивается активная деятельность объекта воспитания – школьника.

Цели:

  • Педагогическая: развитие в ребенке навыков выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.
  • Здоровьесберегающая: формирование привычек здорового образа жизни, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
  • Воспитательная: формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.
  • Психологическая: изучение и необходимая коррекция личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Программа планируется и реализуется на основе:

  • Наблюдений
  • Диагностических процедур
  • Психолого-педагогических выводов

Этапы реализации программы.

I-й этап. Диагностический.

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Диагностика уровня сформированности личности ученика.

  • Анкетирование ученика. Анкеты для ребенка: “Самоанализ”. “Мой характер”. “Выявление качеств личности”. “Школа и я” “Урок моими глазами”. “Изучение учебной мотивации”. “Свободное время”. “Моя семья”.
  • Анкетирование родителей. Анкеты для родителей: “Правильна ли ваша позиция по отношению к детям?” “Учебная нагрузка моего ребенка”.
  • Тесты: “Ваши взаимоотношения с ребенком”. “Все ли я знаю о своем ребенке?” “Как вы видите будущее своего ребенка?”
  • Подведение итогов диагностики и мониторинга.

II-й этап. Коррекционно-развивающий.

  • Цель данного этапа – разработка и реализация индивидуальных программ.
  • Психологические тренинги: “Класс, в котором я учусь”. “Мой семейный альбом”.
  • Обмен мнениями и консультации родителей по различным вопросам личностного развития ребенка.
  • Оказание индивидуальной помощи ученику по различным школьным предметам.
  • Оптимизация режима дня учащегося.
  • Индивидуальные беседы с учащимся, темы: “Я и моя семья”. “Я и моя школа”. “Я и мои одноклассники”. “Я и мои друзья”. “Я и мое свободное время”. “Я и мои планы на будущее”.
  • Встреча с родителями, психологом, социальным педагогом в социальной гостиной.
  • Практикум “Семейные традиции”.
  • Родительский университет.
  • Проведение тематических дней. “День моего здоровья”. “День хороших оценок”. “День добрых дел”. “День дружбы”. “День семьи”. “День пожилых людей”. “День толерантности”.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 4 года обучения ребенка в начальной школе (1–4 класс)

Содержание программы.

Проект “Учение”.

  • Учиться на “5”;
  • Принять участие в олимпиаде по русскому языку и конкурсах “Русский медвежонок – языкознание для всех”, “Кенгуру – математика для всех”;
  • Активно работать в школьном научном обществе учащихся “Эврика”; подготовить научно-исследовательскую работу на тему: “Как вырастить дыню”.
  • Посещать альтернативные уроки по английскому языку, по русскому языку.
  • Продолжить работу в качестве консультанта классной “Экстренной скорой помощи”.

Проект “Здоровье”.

  • Формировать убеждения, что при здоровом образе жизни у человека развивается не только красота тела, гармония движений, работоспособность, но и формируется характер, закаляется сила воли;
  • Учить использовать опыт и знания, полученные на занятиях физической культуры и в спортивных секциях в своей жизни и профессиональной деятельности
  • 2 раза в неделю посещать плавательный бассейн;
  • 2 раза в неделю в зимний период посещать городской каток;
  • В выходные дни устраивать семейные лыжные прогулки;
  • Соблюдать режим дня.
  • Делать утреннюю гимнастику ежедневно.

Проект “Творческая деятельность”. .

  • Продолжить обучение в музыкальной школе;
  • Продолжить обучение в художественной школе;
  • Совершенствовать навыки овладения современными танцами в танцевальной студии “Веснушки”;
  • Организовать в классе долгосрочный проект “Музейно-выставочные экспозиции” по различным темам.

Проект “Общение”.

  • Воспитание потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека;
  • Формирование конструктивного поведения;
  • Воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей.
  • Формирование волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении.

Проект “Достижения”.

  • Помочь ученице разработать “Проект программы собственной жизни”.
  • Формирование навыков коллективной и личной состязательности, развитие инициативы, творчества, индивидуальности, эстетического совершенства своего мастерства в процессе подготовки и проведения мероприятий по расширению и углублению знаний базовых предметов, умений и практических навыков, полученных в школе.

Промежуточные результаты.

I. Мониторинг развития личности (методика “восьми шкал”).

II. Составление характеристики учащейся, в которой отражаются:

  • Отношение к учебе (желание учиться, отношение к успехам, стремление выполнять все требования и рекомендации учителей, сознание значимости учебы);
  • Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика (умение планировать учебную работу, умение выделять главное в работе, умение осуществлять самоконтроль в учении, уровень настойчивости в учении);
  • Ведущие интересы и склонности;
  • Культурный кругозор;
  • Общественная и трудовая активность (инициативность, отношение к труду, добросовестность, заинтересованность в делах коллектива);
  • Состояние здоровья, отношение к здоровому образу жизни;
  • Нравственная воспитанность (чувство товарищества, гуманизма, сознательной дисциплины, степень развитости чувства долга, честность, порядочность, скромность);
  • Взаимоотношения учащейся с классом.

III. Составление программы смморазвития учащейся.

см. Приложение 2.

см. Приложение 1 (Презентация работы).