Вид: урок-игра.
Технология: игровая технология.
Цели мероприятия:
- повторить и обобщить знания о свойствах, типах, способах построения алгоритмов, о принципах построения и работы компьютера на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала для игры.
- развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
- развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию;
- повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;
- связать информатику с другими предметами;
- воспитать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса.
- Учебная – совершенствование навыков раьоты на ПК
- Развивающая – развитие логического мышления, памяти, внимательности.
Действующие лица: Ведущий 4 уч-ся
Вступление
Слово учителя “Предыстория информатики”.
В любой деятельности человек всегда придумывал и создавал самые разнообразные средства, приспособления, орудия труда. Все это облегчало труд, делало его производительнее, расширяло возможности людей. Известно, что история материального производства и мировой науки тесно связана с историей развития орудий труда.
Первые вспомогательные средства для работы с информацией появились много позже первых орудий материального труда. Историки утверждают, что расстояние во времени между появлением первых инструментов для физического труда (топор, ловушка для охоты) и инструментов для регистрации информационных образов (на камне, кости) составляет около миллиона лет!
Следовательно, почти 99% времени существования человека на Земле труд носил только материальный характер.
Уже говорилось о том, что информационную деятельность человека можно разделить на три составляющие: хранение, передачу и обработку. Долгое время средства информационного труда развивались отдельно по этим трем направлениям
Сегодня мы отправляемся в путешествие по прекрасной и удивительной стране Информатике.
Ход игры
В классе у нас собрались две команды: команда 7б и 7в кл, а путешествие по стране Информатика мне помогут провести уч-ся 7в кл (Назвать фамилии уч-ся). И так мы отправляемся.
Ученик 1.
“История хранения информации” (приложение 1)
История хранения информации в письменной форме уходит в глубь веков. До наших дней в некоторых местах сохранились наскальные письмена древнего человека, выполненные 25–20 тысяч лет назад; лунный календарь, выгравированный на кости 20 тысяч лет назад. Для письма также использовались дерево, глина. Многие века письменные документы составлялись на пергаментных свитках. Это было “очень дорогим удовольствием”. Пергамент делался из кожи животных. Ее растягивали, чтобы получить тонкие листы. Когда на востоке научились ткать шелк, его стали использовать не только для одежды, но и для письма.
Во 2 веке нашей эры в Китае изобрели бумагу. Однако до Европы она дошла только в ХI веке. Вплоть до ХV века письма, документы, книги писались вручную. В качестве инструмента для письма использовались кисточки, перья птиц, позже – металлические перья; изобретались краски, чернила. Книг было очень мало, они считались предметами роскоши.
Письменный прибор древнеегипетского писца состоял из заостренных палочек для письма с расщепленными кончиками, которые складывались в пенал, тушницы. Для туши красного и черного цветов и мешочка с песком
В середине ХV века немецкий типограф Иоанн Гуттенберг изобрел первый печатный станок. С этого времени началось книгопечатание. На Руси книгопечатание основал Иван Федоров в середине XVI века. Книг стало значительно больше, быстро росло число грамотных людей.
До сегодняшнего дня лист бумаги остается основным носителем ИНФОРМАЦИИ. Но у него появились серьезные “конкуренты”".
В XIX веке была изобретена фотография. Носителями видеоинформации стали фотопленка и фотобумага.
В 1895 году французы братья Люмьер продемонстрировали в Пари же первый в мире кинофильм, используя аппарат собственного изобретения. Этот год считается годом рождения кино.
В нашем веке был изобретен магнитофон. Магнитная запись позволяет сохранять звук и, в частности, информацию, содержащуюся в человеческой речи. И совсем недавно на магнитную ленту научились записывать не только звук, но и изображение: появился видеомагнитофон.
Учитель: На бумаге, на фотобумаге, магнитофоне , видеомагнитофоне хранится информация Какая? (графическая, числовая и символьная), для того, чтобы информацию было удобно хранить мы ее должны закодировать с помощью специального алфавита.
Задание: (время 5 мин).
Занимательные задачи (приложение 2).
Подведение итогов:
“История передачи информации” (приложение 3).
Ученик 2.
Первоначально люди пользовались лишь средствами ближней связи: речь, слух, зрение. Развитие письменности породило первые средства дальней связи – почту.
Для быстрой передачи каких-то важных сведений часто использовались очень оригинальные идеи. Известно, например, применение на Кавказе костровой связи. Два костровых сигнальщика находились на расстоянии прямой видимости
Мости на возвышенных местах или башнях. Когда приближалась опасность (нападали враги), сигнальщики, зажигая цепочку костров, предупреждали об этом население. В XVHI веке возник семафорный телеграф, это тоже Световая связь, но технически более совершенная.
Почтовый курьер инков в древней Греции пользовались оптической сигнальной связью: днем дымом, ночью – огнем. Факельный телеграф
Такой гонец пробегал около полутора километров и передавал устное послание. Чтобы оно не задерживалось, он еще издали оповещал о своем приближении, подавая звуковые сигналы голосом или трубя в раковину.
Очень богатым на открытия в области связи был XIX век. В этом веке люди овладели электричеством, которое породило множество изобретений.
Сначала П.Л.Шеллинг в России в 1832 году изобрел электрический телеграф. А в 1837 году американец С.Морзе создал электромагнитный телеграфный аппарат и придумал специальный телеграфный код – азбуку, которая носит его имя.
В 1876 году американец А.Белл изобрел телефон. И наконец, в 1895 году русский изобретатель А.С.Попов открыл эпоху радиосвязи.
Самым замечательным изобретением ХХ века в области связи можно назвать телевидение. Освоение космоса привело к созданию спутниковой связи.
Задание:
Учащиесяся раздаются таблицы кодов, флажковой и азбуки Морзе
- Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующий текст: (приложение 4)
- Дана таблица кодов азбуки Морзе
Расшифруйте, что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами)
– – – – – *–** – – – –** –*–* –* – –
Подведение итогов:
“История обработки информации. От пальцев рук до калькулятора”.
Ученик 3.
На экскурсии в музее вычислительной техники мы увидим много интересного. Здесь есть и древние счетные палочки, и счеты, и логарифмические линейки, и арифмометры, и современные компьютеры. То есть все то, на чем когда-либо считали люди. (рассказ и презентация) (приложение 5)
“История вычислительной техники и устройство компьютера”.
Перечень вопросов по теме:
- К устройству ввода или вывода относится монитор (вывода) – 1 балл.
- Назовите устройство, которое является “мозгом” координирующим центром компьютера. (процессор) – 1 б
- Является ли принтер устройством ввода информации (нет) – 1 б.
- Является ли клавиатура устройством ввода информации (да) – 1 б.
- Какие виды внутренней памяти Вы знаете? Ответ: ОЗУ, ПЗУ. Количество баллов: 2
“Устройство компьютера” (приложение 6).
Ученик 4.
Без компьютера очень сложно производить вычисления, мы так привыкли обращаться к ним за помощью, что уже и не задумываемся, как они устроены. У компьютера, как и у человека, есть мозг, есть память, есть устройства, которые получают информацию (у человека это – органы чувств), есть устройства, которые информацию выдают (руки, язык у человека). (показ презентации опрос по данной презентации)
Задание:
По рисунку определить устройства ввода, вывода, хранения информации. Повторить типы информации.
Подведение итогов:
Ведущий: Мы побывали с вами в удивительной стране Информатике, но это не последнее наше путешествие. Нас ждут великие открытия и необычные приключения. Особенно хорошо поработали сегодня…