Для организации внутриклассной дифференциации намечаю несколько этапов:
- Определяю критерии, на основе которых выделяю группы учащихся для дифференцированной работы;
- Провожу диагностику по выбранному критерию;
- Распределяю детей по группам с учетом результатов диагностики, (Группы называю в игровой форме “Бабочки”-низкий уровень, “Цветы” – средний уровень;
- “Яблоки”– высокий уровень, (у каждого ребенка есть жетончик );
- Выбираю способы дифференциации, разрабатываю разноуровневое задание для созданных групп;
- Реализую дифференцированный подход к учащимся на различных этапах урока.
На уроках математики по УМК “ Гармония” (под.ред. Истоминой Н.Б) на этапе закрепления изученного материала реализую различные способы дифференциации. Подбираю задания по уровню творчества, трудности, объему.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
1.Тема: “Порядок выполнения действий в выражениях”.
Даны выражения:
91 – 49 + 17 56 : 7 – 5 48:6х7:8 74 – 7х 9 |
300 + 200 + 300 – 500 300 + 200 + 30 – 500 28:4 –12:6х3 65 + 3х6 – 64:8 |
Задание для команды “Бабочки”. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.
Задание для команды “Цветы”. Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.
Задание для команды “Яблоки”. Выполните задание команды “ Цветы”.Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.
2.Тема: “ Решение задач”.
а) Дана задача: “В корзине лежало 8 зеленых груш и 4 желтых.5 груш съели. Сколько груш осталось?”
Задание для команды “Бабочки”. Решите задачу. Подумайте , можно ли ее решить другим способом.
Задание для команды “Цветы”. Решите задачу двумя способами.
Задание для команды “Яблоки”. Измените задачу так, чтобы ее можно было решать тремя способами. Решите задачу тремя способами.
б) Задание для команды “Бабочки”.
Решите задачу: “Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?”
Задание для команды “Цветы”.
. Найдите в задаче лишние данные: “Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?” Измените, условие и решите задачу.
Задание для команды “Яблоки”.
Измените, вопрос и условие задачи (см. задание для 2-й команды) так, чтобы общее количество конфет стало лишним данным. Запишите новую задачу и решите ее.
2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
– усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и 2-й команд используются однозначные числа, а для 3-й команды – двухзначные);
– увеличение количества действий в выражении или решении задачи (например, в задании для 1-й и 2-й командам дается задача в 3 действия, а для 3-й команды – в 4 действия).
– выполнение операций сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3-й команде дается задание : напишите выражение в порядке увеличения их заданий и вычислений).
– использование обратного задания вместо прямого (например, в задании для 1-й и 2-й командам дается задание на замену крупных мер мелкими, а для 3-й команды – более трудное задание на замену мелких мер крупными).
– использование условных символов (“ сказочных цифр”, букв ит.п.) вместо чисел или отдельных цифр (например 3-й команде предлагается задача не с числовыми, а с буквенными данными).
Примеры дифференцированных работ.
Пример 1. Найдите значения выражений.
1-я команда “Бабочки”
28:2 + 3
45 – 7х3
2-я команда “Цветы”
28:2 + 56:8
5х9 – 7х3
3-я команда “Яблоки”
28:2 + (50 – 6):8
(35 – 30)х9 – 7х3
Усложнение заданий в данном случаи заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.
Пример 2.
1-я и 2-я команды. Сравните числа.
54 и 7
9 и 26
63 и 64
52 и 32
3-я команда . Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы.
ВС и Н
9 и РС
ВЗ и В4
5Н и 3Н
В задании для 3-й команды требуется от учеников умение выйти на обобщение способа порядного сравнения чисел.
3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.
Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й команды выполняют кроме основного еще и дополнительные задания, аналогичное основному, однотипное с ним.
Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задании, а так же задания, не связанные по содержанию с основным , например , из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартными задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, передоложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.
Примеры дифференцированных заданий.
Пример 1. Основное задание: “Найдите значения выражений”.
16 – 7
13 – 9
12 – 6
17 – 9
15 – 8
Дополнительное задание; Найдите сумму ответов в каждом столбике”.
Пример 2
Основное задание: Найдите площадь листа бумаги”.
Дополнительное задание: “ От данного листа бумаги отрезать часть:
- найдите площадь отрезанной части.
- найдите площадь оставшегося листа бумаги”.