Цель: Сформировать у учащихся понятие о свойствах воды и их применении в жизни человека.
Задачи:
- Познакомить учащихся с важнейшими свойствами воды и их применении в жизни человека.
- Развивать исследовательские способности детей: умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать самостоятельные выводы.
- Воспитывать коммуникативные способности детей в процессе исследовательской деятельности.
Оборудование: Иллюстрации использования человеком различных свойств воды, оборудование для опытов по изучению выталкивающей силы воды, плавания дерева и железа, сообщающихся сосудов (две банки с разным уровнем воды и шланг), фильтр из промокательной бумаги для изучения фильтрации, шприц.
Ход урока
1. Организация класса.
Уважаемые коллеги! Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 4-го класса, а мои коллеги – исследователи. Сейчас мы с вами определим тему сегодняшнего исследования.
Введение в тему. (Отрывок фильма о воде.)
Как вы, думаете, какая тема нашего исследования? (Презентация. Слайд темы)
А для того чтобы раскрыть тему мы будем следовать следующим этапам.
Исходные данные
Гипотезы
Опыты
Выводы
Какие исходные данные у нас есть о воде? Что вы уже знаете о ней? (Ответы детей.)
Придвиньте к себе лист № 1 и заполните его.
Возьмите лист № 1 “Необычайные свойства обычной воды” .
Итог: Вода это вещество, которое обладает определенными свойствами. Многие из них вам уже хорошо знакомы. Давайте объявим их.
(Работа с таблицей № 1). Заполняем таблицу о свойствах воды уже изученных детьми. (Самостоятельная работа детей. Таблица выводится на экран.)
Свойства воды | Жидкая | Твердая (снег, лед) | Газообразная (пар) |
Цвет | |||
Прозрачность | |||
Запах | |||
Форма |
– Что же у вас получилось, давайте проверим. Саша , пожалуйста, прочти, что у тебя получилось. Ребята, кто не согласен? Можете что-то исправить или добавить? Посмотрите на экран. Вот видите, какие вы умницы, вы все выполнили верно!
Следующее свойство, с которым мы сегодня познакомимся, открыл известный Древнегреческий ученый.… О ком идет речь? Посмотрите отрывок. Это Архимед.
В ходе нашей работы мы будем заполнять таблицу № 2.
Свойства | Применение |
Выталкивающая сила | Плавание. Водный транспорт. |
Текучесть | Водопровод, фонтан, чайник, мельница, ТЭЦ |
Растворитель | Стирка, солить суп, сахарить чай |
Лабораторный опыт № 1. (О выталкивающей силе воды.) Возьмите в руки динамометр, подвести груз. Что наблюдаете? Почему оттянулась пружина?
Подвиньте к себе стакан с водой, опустите груз в воду. Что заметили?
Вывод: Вода обладает выталкивающей силой. Замечательно!
Можно ли это свойство воды как-нибудь использовать? (Выслушиваем ответы детей.) Прекрасно! Давайте запишем это в таблицу.
Почему корабль большой железный и не тонет? (На слайде картинка корабля. Предположения детей, гипотезы.)
Демонстрационный опыт № 2.
Два стакана и стеклянная трубка. В стаканах вода. Опускаем трубку в стаканы и наблюдаем, что происходит? А теперь один стакан поставим на подставку, что замечаете? Какое свойство наблюдали? Что происходит с водой? (Она течет.)
Демонстрационный опыт № 2.
А если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости – это закон сообщающихся сосудов.
Вывод: Вода обладает текучестью. Подтвердили закон сообщающихся сосудов. Где-нибудь в жизни вы встречались с примерами сообщающихся сосудов? (Водопровод, фонтан, чайник.)
Как человек использует текучесть воды?
У воды еще немало свойств. Хотите их узнать? Вы устали? Давайте отдохнем!
Физминутка.
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два
Звери у ручья напились
Влево вправо наклонились
Вместе на носочки встали
Тучку лапками достали
Дружно хлопнули в ладоши
До чего же день хороший
Дождик вдруг полил с утра
За работу детвора.
Сказка: Недавно мне на глаза попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой.
Первый осел едва передвигал ноги, так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче?
Выдвигаем гипотезы.
Опыт № 3.
Перед вами стаканы, что в них? (Вода.) Что вы можете сказать об этой воде? (Цвет, запах, вкус.) Вы уверены, что вода без вкуса. Попробуйте. Почему эта вода имеет вкус? (Растворили там сахар, соль.) Что значит, растворили соль или сахар в воде
Вывод: Вода растворитель.
Как человек использует это свойство?
Демонстрационный опыт № 3.
Растворяет в воде мел, сахар. Что наблюдаете? Сахар растворился, а мел нет.
Вывод: Не все вещества растворяются в воде. В природе очень мало чистой воды. А для питья и прочих нужд человека, да и животных нужна чистая вода. Как сделать воду чистой?
Демонстрационный опыт № 4.
Колбы с воронкой, куда вставляем бумагу для фильтрации. Рассматриваем глобус, вспоминаем, что 3/4 суши занята водой, в основном это моря и океаны. Вода в морях и океанах соленая. Почему дождь не соленый?
Несжимаемость воды.
Итог урока: Показ слайдов с опытами вспоминаем, с какими свойствами познакомились и как их использует человек.
Вывод: Люди изучали свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства.