Парламентский час учащихся 3-го класса по теме "Россия – Родина моя"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Развивать познавательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов;
  • Воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотического чувства.
  • Формировать чувство гордости за свою Родину.

Оборудование:

  • Изображение флага и герба России,
  • монеты с изображением герба,
  • текст и музыка гимна, карта России, ребус,
  • кроссворд, ветка березы и рябины.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя.

Разгадывание ребуса: Р1А (р-один-а).

Учитель. Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.

2. Послушаем стихотворение 3.Александровой. (Читает подготовленный ученик.)

Если скажут слово-Родина
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

3. Учитель. А вы, ребята, как понимаете слово Родина?

Что Родина для каждого из вас? (Ответы детей.)

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.

Учитель. Как называется наша Родина?

Ученики. Россия или Российская Федерация.

4. Учитель. Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Учитель по карте показывает Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.

Посмотрите, на карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна.

5. Физкультминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас –
Поднимаем руки мы по команде "раз",
А над нами весело шелестит листва –
Опускаем руки мы по команде "два".

6. Знакомство с государственными символами.

Учитель. Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово "символ" в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как и все символы, они
Жизнь нашу отражают.

Давайте рассмотрим герб нашей страны.

а) Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.(Показывает монету.)

Слово "герб" в переводе означает "наследство".В нем отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нем изображено?

На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
в Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьем сраженный.

(Высказывания детей. Затем учитель обобщает их ответы.)

Учитель. Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр-это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными комнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом на верху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.

В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

Наш герб.

Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый,
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный –
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв свое,
Сжимает в лапах, угрожая,
Разящий меч или копье.
С.Маршак

б) Учитель. Еще один важный символ нашего государства – флаг.

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, "стянуть к себе" воинов для защиты своей земли. Государственный флаг означает единство страны.

Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин ярко-красного или темно – красного цвета прикрепляли к древку. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.

Затем на полотнищах стали изображать святых – "знамения". Так и появилось слово "знамя". Знамена тогда имели различные цвета – зеленый, желтый, белый, красный. Их украшали богатые узоры.

Наш российский флаг – трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Флаг состоит из следующих частей: древко, полотнище, навершие, ленты, тесьма, шнуры с кистями. День 22 августа отмечается в нашей стране, как день Государственного флага Российской Федерации.

А на каких зданиях нашего поселка можно увидеть герб и флаг?

Практическая работа учащихся.

(Приготовить шаблоны флага. Дети, раскрашивая, повторяют значения цветов флага.)

в) Учитель. Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.

Что такое гимн вообще?
Песня славная стране!
В гимне российском есть такие слова:
"Россия – любимая наша страна".
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!

Гимн слушают стоя. Давайте мы послушаем и споем эту торжественную песню. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров. Слова написал Сергей Владимирович Михалков. (Звучит гимн.)

7. А сейчас послушаем стихи, приготовленные ребятами.

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля:
Это – Русское раздолье,
Это – Русская земля!
Вижу горы – исполины
Вижу реки и моря:
Это – русские картины,
Это – Родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья:
Это – русская сторонка,
Это – РОДИНА моя!
М. Исаковский

В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда,
Где не слышны глухие взрывы,
И где закаты так красивы!
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства.
Хочу, чтоб испытали люди в ней
Любовь большую, счастье и блаженство.

Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела, как Есенин,
Быть ее поэтом.
Я хочу чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли,
И не было б оружья.
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без сияющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг.
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг.

8. Игра "Собери пословицу"

Учитель. Наш народ очень любит свою Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц.

*Человек без Родины – что соловей без песни.

*Родина-мать, умей за нее постоять.

*Если народ един, он не победим.

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовет.
Выхожу из дома я –
Здравствуй, улица моя!
Я пою, и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я –
Здравствуй, Родина моя!

9. Кроссворд – ключевое слово РОДИНА

10. Итог. Чтение стихотворения "Берегите Россию" К.Синицына.

(По цепочке, стихотворение записано на доске.)