Занятие по шахматам. Внеклассная работа в начальных классах

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

Образовательные:

  • повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фигур,
  • пополнить знания детей об истории шахмат, рождении, распространении по другим странам,
  • активизировать мыслительную деятельность.

Воспитательные:

  • вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, спокойствие.

Развивающие:

  • развивать аналитико-синтетическую деятельность,
  • учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация (см.Приложение),
  • выставка различных шахмат, книг, детских книжек-самоделок.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока.

II. Встреча с тренером по шахматам татарской гимназии №2.

- Знакомьтесь, ребята, дедушка Диляры Сруртдиновой – Камиль Шамсутдинович Шайхутдинов.

а) Рассказ тренера о своем воспитаннике. Раиль Махмутов – победитель чемпионата Европы по шахматам (дети до 14 лет).

б) Рассказ Шайхутдинова К.Ш. о том, как стать шахматистом, как постичь тайны древней игры.

III. Рассказ учителя сопровождается мультимедийной презентацией.

1) Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства.

Первоначальная разновидность шахмат ЧАТУРАНГА – зародилась в Индии в 5-6 веках. Двигаясь на восток, Чатуранга модернизировалась в китайские (СЯНЦИ) и японские (СЁГИ) разновидности шахмат (Таня Черемухина рассказывает китайскую сказку про шахматы). Путь на Запад преобразовал чатурангу в игру, известную во всем мире под названием «ШАХМАТЫ».

Перебравшись через 2-3 столетия в Иран и на Арабский Восток, Чатуранга получила название ШАТРАНЖ – у арабов и ШАТРАНГ – у персов, игра была существенно изменена.

Презентация. СЛАЙД №1. «Египтяне, играющие шахматы».

Вскоре игра обосновалась на Европейском континенте в средиземноморских государствах: Португалии, Италии, Франции. Игра, носившая ярко выраженный военный характер, обретает немало почитателей и поклонников.

Презентация. СЛАЙД №2. «Самые древние шахматы в Европе».

Найдены в Албании в 6 веке нашей эры.

«Моржовый клык» – рассказ Коли Долгова о самой древней находке шахматной фигуры.

В 10–11 веках шахматы попадают из Франции в Англию, из Италии в Германию, Чехию и страны Скандинавии.

Несмотря на гонения церкви, считавшей шахматы азартной и языческой игрой, они продолжали распространяться по Европе. В 14 веке церковь сняла запрет с шахмат и эта игра вошла в быт разных сословий и даже среди духовенства.

Презентация. СЛАЙД №3. «Шахматные поединки происходили при дворах королей».

В конце 15 века стали издаваться первые шахматные печатные трактаты и устраиваться состязания между сильнейшими шахматистами.

Не было единых правил. Лишь в 18 веке были разработаны единые правила игры в шахматы, что послужило толчком к разработке шахматной теории.

В 19 веке начали проходить крупные международные турниры, и в конце столетия определен первый чемпион мира по шахматам, которым стал Вильгельм Стейниц.

Шахматы вошли в 20 век заметно помолодевшими, шахматная теория продолжает развиваться.

Презентация. СЛАЙД №4. «Почтовая марка СССР. 1962г.»

Презентация. СЛАЙД №5. «Чемпионы мира». Знакомство с чемпионами мира, нашими соотечественниками:

  • Михаил Ботвинник,
  • Василий Смыслов,
  • Михаил Таль,
  • Анатолий Карпов,
  • Гарри Каспаров,
  • Владимир Крамник.

Рассказы детей о чемпионах мира.

Презентация. СЛАЙД №6. Шахматы – это не только спорт и наука, это – искусство. Коллекция стоп-кадров. (На экране коллекция стоп-кадров из кинофильмов.)

Стремительное развитие электроники, компьютеров, интернета отразилось на шахматах.

С помощью компьютеров стало легче готовиться к турнирам. Создание баз данных и появление интернета привело к колоссальной скорости распространения информации. Партии, сыгранные за тридевять земель немедленно становятся известны теоретикам.

Компьютеры теперь представляют реальную угрозу даже чемпионам мира. Увы, умственные способности человека не беспредельны. И может оказаться, что сильнейшим шахматистом мира вскоре станет компьютер.

IV. Дидактическая игра.

  1. Игра «Волшебный мешочек». Какая фигура в мешочке? Определить на ощупь.
  2. Игра «Найти фигуру». Найти определенную фигуру в мешочке на ощупь.
  3. Игра со словами (на карточках). Какие шахматные фигуры скрываются в этих словах?
  4. Загадки.

1. Не люди, не звери, не часы, а ходят? (Шахматные фигуры)

- Сколько шахматных фигур всего? (32)

2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных)

- Сколько клеток на шахматной доске? (64)

3. Маленькая, удаленькая, все поля прошла и фигурку нашла. (Пешка)

- Как ходит пешка?

4. Стоит на одной ноге, ходит буквой «Г». Может перепрыгивать через свои и через чужие фигуры? (Конь)

5. Гладкий люблю я, расчищенный путь.

На шаг в любую сторону могу шагнуть. (Король)

- Так как же ходит король? (На любое соседнее поле)

V. Сеанс одновременной игры с учеником 7-го класса Курьяновым Алешей (занявшим II место в городе по шахматам). Группы детей сидят по 3 человека за одной доской.

VI. Подведение итогов.

1) Синквэйн «Шахматы».

Правило написания:

а) Одно слово – “Существительное”. Тема синквэйна.
б) Два слова – “Прилагательные”, которые могут быть соединены союзами или предлогами.
в) Три слова – “Глаголы”.
г) Четыре слова – предложение, которое выражает твоё отношение к первой строке, теме синквэйна.
д) Одно слово – “Ассоциация” к первой строке, теме синквэйна.

Зачитать несколько образцов вслух.

- Что расскажете дома о нашем уроке?

- Что узнали нового о шахматах?

2) - Спасибо, ребята! Молодцы!

- До свидания!

Раздача детям и гостям шоколадных конфет «Шахматная королева».