Цель:
– продолжить знакомство с различными видами придаточных предложений,
– совершенствовать знания учащихся о структурных особенностях сложноподчиненных предложений с различными видами придаточных;
– развивать умение определять вид придаточных и создавать схемы сложноподчиненных предложений, углубить знания по синтаксической стилистике;
– развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
– развивать интерес к русскому языку.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме “Сложноподчиненное предложение”
Вид урока: игра-путешествие ,,Лингвистическое колесо.? ?
Ход урока
I. Мобилизующее начало.
II. Сообщение темы и цели урока.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с придаточными предложениями причины. Цель нашего сегодняшнего урока: закрепить знания об изученных придаточных предложениях.
Сегодняшний урок мы проведём в виде путешествия под названием “Лингвистическое колесо”. Наше путешествие будет проходить по следующим станциям: орфографическая, теоретическая, творческая, тестовая, орфоэпическая, анимационная, синтаксическая.
/ См. приложение № 1: презентация схема маршрута, слайд №2/
Своё путешествие мы совершим на поезде, а задорная песенка поможем нам в пути.
/слайд №3/
III. Путешествие “Лингвистическое колесо”
На доске вы видите схему нашего сегодняшнего путешествия.
Первая станция, на которой мы совершаем остановку – орфографическая. /слайд №4/
Запишем словосочетания /ребята комментируют словосочетания по цепочке/:
Реорганизация армии, демонстрация мод, праздничные улицы, цыганские танцы, цыплята пищат, большие цифры, парадные лестницы, красочные страницы, цветущие акации, прослушать лекцию.
– Как называется орфограмма, на которую подобраны словосочетания? / буквы Ы – И после Ц/
– Приведите свои примеры на эту орфограмму / ребята по цепочке приводят примеры/
– Выпишите из записанного не словосочетание, а предложение.
/ Цыплята пищат./
– Докажите, что это предложение. / Это грамматическая основа предложения. Нераспространённое предложение словосочетанием не является./ Преобразуйте это предложение в сложноподчинённое с придаточным причины.
– Выпишите слово “цифры” и запишите цифрами, сколько в этом слове: букв, звуков, слогов, согласных звуков, гласных звуков, согласных твёрдых, согласных мягких, звука “Ы” / слайд №5/
/– проверка – 5, 5, 2, 3, 2, 3, 0, 2 – слайд №6/.
По результатам проверки каждый ученик ставит себе оценку: На полях рисует кружочек:
Наше путешествие продолжается – мы прибыли на станцию “Теоретическая” /слайд №7/
На данной станции проводится блиц – опрос. Ребята отвечают по желанию, поднимая руку. Каждый ответ должен быть подкреплен примером. Если появятся затруднения, то на помощь приходят другие.
- Предложения, состоящие из двух или нескольких простых, называются… / сложными/ /слайд №8, проверка – слайд №9/
- Сложные предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами, называются… /сложноподчинёнными/
- Придаточное предложение по отношению к главному может стоять … /перед ним или после него/
- Средства связи придаточного предложения с главным – …
- Назовите основные группы придаточных предложений по их значению /определительные, изъяснительные и обстоятельственные/
- Назовите основные группы обстоятельственных придаточных предложений … /образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия/
/слайд №10, проверка – слайд №11/
/слайд №12, проверка – слайд №13/
/ союзы и союзные слова/
/слайд №14, проверка – слайд №15/
/слайд №16, проверка – слайд №17/
/слайд №18, проверка – слайд №19/
Вот мы незаметно и прибыли на станцию
“Творческая”
/слайд №20/
Сейчас займемся конструированием предложений. Внимательно прочитайте задания. /слайд №21/
1) Построить СПП по схеме, указав вид придаточного предложения:
(Если…), [ ].
[ … так + глаг. ], (союзн.сл. как ……)
2) Из простых предложений построить сложноподчинённое по схеме:
[ ], союз потому что /слайд №22/
3) Записать сложноподчинённое предложение с придаточным причины из монолога Печкина. / “Поэтому я всё должен знать, чтоб почту разносить”/ / /слайд №23/
А теперь сконструируем слово /слайд№24/
/слайд№25 – предполагала/
Выполнение упр. № 157, стр.71, учебник русского языка, авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков / составить схемы предложений с придаточными причины/
Вот мы незаметно и прибыли на станцию “Тестовая”
/слайд№26/
Выполнить задания тестов /уровни 1-2-3/ из папки “Тесты – в электронном виде” , приложение №2/
/ Для того, чтобы у вас на компьютере открылся тест №1, закачайте программу из архива “тест”, откройте в папке “тесты” тест №1, “обучение”, по мере выполнения теста – ОК, закрыть: появится табличка, оценивающая ваши ответы в процентах:
100% -5, 80% -4, 60% -3./
Все тесты электронные, каждый из детей работает на компьютере, компьютер оценивает работу ученика. Эту оценку вносим в тетрадь в виде кружочков:
Следующая станция – орфоэпическая
/слайд№27/
Дети цепочкой читают предложенные выражения, /слайд№28/
а потом записывают запомнившееся, ставят в нём ударение. Ударный звук обозначен заглавной буквой. Также детьми должно быть записано выражение, изученное ранее.
Следующая станция – анимационная.
/слайд№29/
Записать слова, обозначающие данные предметы /слайды №30-39/
/компьютер, баскетбол, гимнастика, велосипедист, футболист, хоккеист, фотоаппарат, калькулятор, циркуль, ананас/
IV. Станция ,,Блеф-клуб”
/слайд№40/
Цифровой диктант. Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждением, ставьте в тетради цифру 1, если не согласны с утверждением, ставьте цифру 0.
/слайд № 41, проверка – 42/
- [ О и О ] – схема сложноподчиненного предложения.
- Слово пунктуация произошло от пунктуальный.
- Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным.
- Придаточное предложение может стоять только после главного.
- Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу, с помощью союзов и союзных слов.
- В предложении: Мы живем в поселке, в котором строится много новых красивых домов, – придаточное определительное.
- В предложении: Всякий труд важен, ибо облагораживает человека,– придаточное предложение находится перед главным.
- Придаточные обстоятельственные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.
- Указательные слова в сложноподчиненном предложении находятся в придаточной части.
- Предложение: Скажите, когда отправляется поезд? – сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.
Ответы: 0010110001.
V. Станция “Синтаксическая”
/слайд № 43/
Каждому участнику игры даётся карточка с заданием выполнить синтаксический разбор предложения.
Предложения для синтаксического разбора:
1). Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо веер ярко-рыжих лучей.
2).И тогда на берег стремительной реки выходил древний сторож, садился всегда на одно и то же место и смотрел на солнце.
3). Высоко в небо уходил стройный металлический каркас, состоящий из горизонтальных стальных балок и вертикальных колонн.
4). Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной.
5). Всю ночь волны, не переставая, с грохотом обрушивались на берег.
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок
На основе оценок-кружков на полях выводим среднее арифметическое, полученную оценку выставляем в журнал.