Виды придаточных предложений. Закрепление

Разделы: Русский язык


Цель:

– продолжить знакомство с различными видами придаточных предложений,

– совершенствовать знания учащихся о структурных особенностях сложноподчиненных предложений с различными видами придаточных;

– развивать умение определять вид придаточных и создавать схемы сложноподчиненных предложений, углубить знания по синтаксической стилистике;

– развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;

развивать интерес к русскому языку.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме “Сложноподчиненное предложение”

Вид урока: игра-путешествие ,,Лингвистическое колесо.? ?

Ход урока

I. Мобилизующее начало.

II. Сообщение темы и цели урока.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с придаточными предложениями причины. Цель нашего сегодняшнего урока: закрепить знания об изученных придаточных предложениях.

Сегодняшний урок мы проведём в виде путешествия под названием “Лингвистическое колесо”. Наше путешествие будет проходить по следующим станциям: орфографическая, теоретическая, творческая, тестовая, орфоэпическая, анимационная, синтаксическая.

/ См. приложение № 1: презентация схема маршрута, слайд №2/

Своё путешествие мы совершим на поезде, а задорная песенка поможем нам в пути.

/слайд №3/

 

III. Путешествие “Лингвистическое колесо”

На доске вы видите схему нашего сегодняшнего путешествия.

Первая станция, на которой мы совершаем остановку – орфографическая. /слайд №4/

Запишем словосочетания /ребята комментируют словосочетания по цепочке/:

Реорганизация армии, демонстрация мод, праздничные улицы, цыганские танцы, цыплята пищат, большие цифры, парадные лестницы, красочные страницы, цветущие акации, прослушать лекцию.

– Как называется орфограмма, на которую подобраны словосочетания? / буквы Ы – И после Ц/

– Приведите свои примеры на эту орфограмму / ребята по цепочке приводят примеры/

– Выпишите из записанного не словосочетание, а предложение.

/ Цыплята пищат./

– Докажите, что это предложение. / Это грамматическая основа предложения. Нераспространённое предложение словосочетанием не является./ Преобразуйте это предложение в сложноподчинённое с придаточным причины.

– Выпишите слово “цифры” и запишите цифрами, сколько в этом слове: букв, звуков, слогов, согласных звуков, гласных звуков, согласных твёрдых, согласных мягких, звука “Ы” / слайд №5/

/– проверка – 5, 5, 2, 3, 2, 3, 0, 2 – слайд №6/.

По результатам проверки каждый ученик ставит себе оценку: На полях рисует кружочек:

Наше путешествие продолжается – мы прибыли на станциюТеоретическая” /слайд №7/

На данной станции проводится блиц – опрос. Ребята отвечают по желанию, поднимая руку. Каждый ответ должен быть подкреплен примером. Если появятся затруднения, то на помощь приходят другие.

  1. Предложения, состоящие из двух или нескольких простых, называются… / сложными/ /слайд №8, проверка – слайд №9/
  2. Сложные предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами, называются… /сложноподчинёнными/
  3. /слайд №10, проверка – слайд №11/

  4. Придаточное предложение по отношению к главному может стоять … /перед ним или после него/
  5. /слайд №12, проверка – слайд №13/

  6. Средства связи придаточного предложения с главным – …
  7. / союзы и союзные слова/
    /слайд №14, проверка – слайд №15/

  8. Назовите основные группы придаточных предложений по их значению /определительные, изъяснительные и обстоятельственные/
  9. /слайд №16, проверка – слайд №17/

  10. Назовите основные группы обстоятельственных придаточных предложений/образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия/
  11. /слайд №18, проверка – слайд №19/

Вот мы незаметно и прибыли на станцию “Творческая”
/слайд №20/

Сейчас займемся конструированием предложений. Внимательно прочитайте задания. /слайд №21/

1) Построить СПП по схеме, указав вид придаточного предложения:

(Если…), [ ].

[ … так + глаг. ], (союзн.сл. как ……)

2) Из простых предложений построить сложноподчинённое по схеме:

[ ], союз потому что /слайд №22/

3) Записать сложноподчинённое предложение с придаточным причины из монолога Печкина. / “Поэтому я всё должен знать, чтоб почту разносить”/ / /слайд №23/

А теперь сконструируем слово /слайд№24/

/слайд№25 предполагала/

Выполнение упр. № 157, стр.71, учебник русского языка, авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков / составить схемы предложений с придаточными причины/

Вот мы незаметно и прибыли на станцию “Тестовая”

/слайд№26/

Выполнить задания тестов /уровни 1-2-3/ из папки “Тесты – в электронном виде” , приложение №2/

/ Для того, чтобы у вас на компьютере открылся тест №1, закачайте программу из архива “тест”, откройте в папке “тесты” тест №1, “обучение”, по мере выполнения теста – ОК, закрыть: появится табличка, оценивающая ваши ответы в процентах:

100% -5, 80% -4, 60% -3./

Все тесты электронные, каждый из детей работает на компьютере, компьютер оценивает работу ученика. Эту оценку вносим в тетрадь в виде кружочков:

img2.gif (2013 bytes)

Следующая станция – орфоэпическая

/слайд№27/

Дети цепочкой читают предложенные выражения, /слайд№28/

а потом записывают запомнившееся, ставят в нём ударение. Ударный звук обозначен заглавной буквой. Также детьми должно быть записано выражение, изученное ранее.

Следующая станция – анимационная.

/слайд№29/

Записать слова, обозначающие данные предметы /слайды №30-39/

/компьютер, баскетбол, гимнастика, велосипедист, футболист, хоккеист, фотоаппарат, калькулятор, циркуль, ананас/

IV. Станция ,,Блеф-клуб”

/слайд№40/

Цифровой диктант. Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждением, ставьте в тетради цифру 1, если не согласны с утверждением, ставьте цифру 0.

/слайд № 41, проверка – 42/

  1. [ О и О ] – схема сложноподчиненного предложения.
  2. Слово пунктуация произошло от пунктуальный.
  3. Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным.
  4. Придаточное предложение может стоять только после главного.
  5. Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу, с помощью союзов и союзных слов.
  6. В предложении: Мы живем в поселке, в котором строится много новых красивых домов, – придаточное определительное.
  7. В предложении: Всякий труд важен, ибо облагораживает человека,– придаточное предложение находится перед главным.
  8. Придаточные обстоятельственные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.
  9. Указательные слова в сложноподчиненном предложении находятся в придаточной части.
  10. Предложение: Скажите, когда отправляется поезд? – сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.

Ответы: 0010110001.

V. Станция “Синтаксическая”

/слайд № 43/

Каждому участнику игры даётся карточка с заданием выполнить синтаксический разбор предложения.

Предложения для синтаксического разбора:

1). Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо веер ярко-рыжих лучей.

2).И тогда на берег стремительной реки выходил древний сторож, садился всегда на одно и то же место и смотрел на солнце.

3). Высоко в небо уходил стройный металлический каркас, состоящий из горизонтальных стальных балок и вертикальных колонн.

4). Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной.

5). Всю ночь волны, не переставая, с грохотом обрушивались на берег.

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок

На основе оценок-кружков на полях выводим среднее арифметическое, полученную оценку выставляем в журнал.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3