Урок литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"

Разделы: Начальная школа


Цели: продолжить знакомство с творчеством русского писателя и его сказкой “Лягушка-путешественница; подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки; развивать речь, образное мышление, познавательную способность учащихся, навык выразительного чтения, воспитывать положительные качества: уважительное отношение друг к другу, чувство собственного достоинства, не зазнаваться и не хвастать.

Оборудование: презентация (Приложение 1), портрет В.М.Гаршина, книга и иллюстрации к сказке “Лягушка-путешественница”, карточки для работы в парах, пословицы, карточки для речевой разминки, учебник “Литературное чтение. 4-й класс, часть первая”, рабочая тетрадь “Литературное чтение № 1”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,
Пригласил нас на урок.
Ты историю одну послушай,
Умом-разумом смекай
Да на ум себе мотай.

II. Речевая разминка.

1. Прочти правильно и быстро скороговорку.
За день лягушка очень устала,
Лягушка постельку себе застлала.
Постель у лягушки из камышинок,
А одеяло – из листьев кувшинок.
Болотная кочка – лягушке под ушко.
Из мягкого мха – моховая подушка.

- Прочитайте сначала спокойно, а затем выделяя слова логическим ударением:

2. Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.

Целый день сегодня
Все летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

- О каком времени года это стихотворение?

III. Проверка домашнего задания.

Рассказ об Аггее из сказания В.М. Гаршина “Приключения Аггея” и выразительное чтение понравившихся отрывков.

- Почему это произведение называется сказанием? Кто автор сказания?

IV. Актуализация знаний.

- А сейчас отгадайте загадку:

Не зверь, не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду плюх! (Лягушка)

- Каким вы представляете это животное? Какие слова вы подобрали бы, чтобы рассказать о лягушке.

V. Сообщение темы и целей урока.

- Вы, наверное, догадались, что мы сегодня будем работать с произведением, в котором будет рассказываться о ком? (О лягушке). Это сказка Всеволода Михайловича Гаршина “Лягушка-путешественница”. (Слайд 2)

- Всеволод Михайлович написал “Лягушку-путешественницу, когда ему было 32 года. Произведение было написано последним в его жизни. Болезнь не позволила больше писать. И вот уже более 120 лет её читают дети. Эта сказка пронизана лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие. (Ирония – это тонкая, скрытая насмешка). Сказка “Лягушка-путешественница” авторская, но начинается такими же словами, которые часто встречаются в русских народных сказках. Кто помнит эти слова? (Жила-была)

- Давайте вернёмся к названию нашего произведения. Кто такие путешественники? Кто может путешествовать?

VI. Работа по теме урока.

Чтение сказки хорошо читающими учениками. (Слайд 3-5)

- Если встретятся непонятные слова, отметьте карандашом.

Беседа по содержанию.

- Понравилось ли вам сказка? Чем?

- Почему автор назвал свою сказку “Лягушка-путешественница”. (Лягушка придумала способ путешествия на утках)

- Как жилось лягушке в болоте?

- Почему она решила отправиться в дальние края? (услышала рассказ уток и это стало её мечтой)

- Как лягушка относилась к окружающему миру?

- Как автор относится к своей героине? Прочитайте начало сказки до слов: “…продолжала нежиться” (он её любит, она ему нравится, он ею восхищается).

- Какие автор использует выражения и слова, чтобы показать своё отношение к лягушке на протяжении всей сказки? Одинаково ли он к ней относится?

- В чем проявляется ироничное отношение автора к героине?

- Использует ли Гаршин аллегорию в своей сказке?

- Сбылась ли мечта лягушки?

- Что помешало сбыться её мечте? (Хвастовство, зазнайство, самолюбие)

Музыкальная физкультминутка.

VII. Закрепление изученного. Работа в парах.

1. Как автор говорит о своей героине? Выберите ответ. (Слайд 6)

  • с уважением
  • с осуждением
  • с иронией

2. Выберите слова, характеризующие лягушку, а лишние зачеркните. (Слайд 7)

Сообразительная, скромная, трусливая, смелая, болтливая, любопытная, решительная, хвастливая, вежливая, изобретательная, жизнерадостная.

3. Найдите правильный ответ на вопрос и подчеркните. (Слайд 8)

- Почему не состоялось путешествие лягушки?

а) лягушки не умеют летать;

б) прутик оказался непрочным;

в) из-за хвастовства лягушки.

Проверка выполнения.

VIII. Сообщения учащихся о лягушках. (Слайд 9)

- Что вы знаете о жизни лягушек?

1. Удивительное существо - лягушка! С одной стороны она гадкая, с холодной и мокрой кожей, с лупоглазой мордочкой и перепончатыми лапками, но если отбросить предубеждения и приглядеться внимательно, то с другой стороны, по изяществу движений и утонченности нарядов не уступит любой царевне. Лягушки - очаровательные существа, они вполне могут быть отнесены к числу самых красивых животных нашей планеты.

2. Лягушка принадлежит к земноводным, а точнее к бесхвостым амфибиям. Хотя к бесхвостым амфибиям еще принадлежат жабы, квакши, древолазы, жерлянки, чесночницы, но они настолько внешне похожи, что в народе их всех обычно называют либо жабами (если не нравятся), либо лягушками (если нравятся). Лягушки очень хорошо освоили нашу планету, заселив ее почти до полярных границ континентов. Их можно встретить и в лесах и болотах, и в глубине пустынь, если там есть хотя бы крохотный источник воды. Лягушки живут и в диких, еще неосвоенных человеком районах планеты, и в крупных городах. Они живут и на деревьях, и в земле, были случаи, когда на двухметровой глубине в твердой глине находили живых лягушек. 

3. Разнообразие мест обитания лягушек отразилось и на их видовом разнообразии. Они могут быть и маленькими, не больше одного сантиметра в длину, и гигантскими - до 33 сантиметров и весом в 3,5 кг. Лягушки своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасности некоторые из них совершают трехметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров. Выйдя из воды, лягушки сохранили потребность во влажной коже. В отличие от многих других существ, населяющих планету, тело бесхвостых амфибий покрыто голой, ничем не защищенной, влажной кожей, что является прекрасной почвой для развития всевозможных микроорганизмов. Для того чтобы этого не произошло, лягушечья кожа выделяет бактерицидные вещества. Это объясняет, почему лягушку бросали в молоко, чтобы последнее не скисло. Но природа не останавливается на достигнутом на полпути, и у некоторых лягушек кожа выделяет такой яд, что мало не покажется. Кстати, самыми ядовитыми существами на свете являются не змеи, а лягушки.

XI. Творческая работа “Проба пера”.

Рабочая тетрадь № 1 (стр. 62. Задание № 4).

X. Итог урока.

Работа с пословицами. (Слайд 10)

- Какие пословицы подходят к сказке?

Хвастовство само себя накажет.

Кто хвалится, тот с горы свалится.

Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.

- В чем же смысл сказки Гаршина? (Нельзя хвастаться)

XI. Рефлексия.

- Чему научила вас эта сказка?

- Какой совет вы бы дали всем?

XII. Оценки.

XIII. Домашнее задание (по выбору). (Слайд 11)

  • разделить сказку на части и озаглавить;
  • краткий пересказ сказки;
  • придумайте другую концовку сказки.