Образовательная программа дополнительного образования детей "Фортепиано"

Разделы: Музыка


Музыка – прекрасная и безграничная область человеческой культуры. В последние годы объем музыкальной информации необычайно возрос. Ребенок ежедневно получает ее в школе и различных творческих кружках, по радио и телевидению, в театре, кино, с концертной эстрады и домашних проигрывателей, магнитофонов. Несомненно, этот музыкальный поток оказывает значительное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Невозможно игнорировать столь серьезное общественное явление. Видится необходимым с раннего возраста заложить в ребенке прочный фундамент хорошего музыкального вкуса, основанного на лучших образцах мировой музыкальной культуры. В этом случае ребенок сможет интуитивно оценить самые разные формы музыкального искусства, откликаясь только на его высокие проявления.

Фортепиано как инструмент, не имеющий себе равных по возможностям воплощения в звуке произведений практически всех существующих музыкальных жанров, играет незаменимую роль в процессе музыкального образования. Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально-гармонические и музыкально-полифонические образы. Ориентируясь на эту гармоническую или полифоническую природу музыки – выразительную драматургию отношений консонанса и диссонанса – фортепиано дает возможность использовать богатые гармонизирующие, психотерапевтические возможности музыкального искусства.

Музыкальное образование – важный раздел эстетического воспитания. Игра на фортепиано – занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. В процессе обучения происходит воспитание терпения, усидчивости, а также социально-деятельной и активной личности.

В процессе обучения используется индивидуальный подход к каждому ребенку, чему способствует индивидуальная форма занятий. Обучение ориентировано на общие художественные способности учащихся. Реализация данной программы способствует целостному развитию комплекса общих художественно-эстетических и специальных музыкальных способностей.

Цель и задачи

Цель: воспитание социально-активной личности средствами музыкального искусства через развитие музыкальных способностей посредством обучения игре на фортепиано.  Приложение

Задачи:

в обучении:

- обучение игре на фортепиано (чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху, основы аккомпанирования);

- обучение основам музыкальной грамоты;

- формирование технических навыков игры на фортепиано.

в развитии:

- развитие основных музыкальных способностей (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память);

- развитие мышления, воображения, восприятия;

- физическое развитие (двигательные навыки, координация движения, осанка, выносливость).

в воспитании:

- воспитание интереса к музыкальному искусству;

- воспитание черт характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность);

- воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной активности.

Программа рассчитана на детей 8–13 лет. Базовый период обучения составляет 5 лет. Основная форма учебно-воспитательной работы – индивидуальные занятия. Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут на учащегося для детей младшего школьного возраста и два раза в неделю по 45 минут на учащегося для детей среднего школьного возраста.

Образовательная программа “Фортепиано” имеет художественно-эстетическую направленность, является модифицированной и разработана на основе: Образовательная программа для детских музыкальных школ. Курс специального фортепиано. – М.: Министерство культуры. Методический кабинет по учебным заведениям искусств, 1973. При этом программа “Фортепиано” имеет свои отличительные от базовой программы особенности. Концепция программы основывается на следующих принципах:

- общее развитие детей, независимо от первоначального уровня способностей, в том числе детей с неяркими музыкальными данными;

- выявление и развитие общемузыкальных и творческих задатков детей;

- создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний;

- создание и пополнение “слухового багажа” на примерах мирового культурного музыкального наследия;

- расширение кругозора посредством посещения театров, музеев, выставок, а также чтением популярной музыкальной литературы.

Организация учебного процесса

На первом этапе обучения главной задачей является введение ученика в мир мелодических образов, развитие у него элементарных навыков выразительного исполнения одноголосных мелодий, владения простейшими игровыми приемами чередования рук в одноголосном позиционном изложении. Уже при исполнении одноголосных мелодий у ребенка зарождаются первые представления о характере мелодий, фразе, цезуре, дыхании, сходстве и контрастности мелодических построений, вырабатывается слуховое различие простейших длительностей. Происходит знакомство с итальянскими обозначениями темпов, динамики. Кроме того, ученик подбирает по слуху несложные песенные мелодии. Предусматриваются две взаимосвязанные методические задачи: постепенное усложнение воспринимаемых мелодических образов и закрепление музыкально-двигательных навыков.

Следующим этапом является слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани, воспроизводимой обеими руками одновременно. Это координация движений рук и звуковых ощущений. Разучиваются также пьесы с элементами полифонии – наличие в них доступной для учащихся народно-хоровой подголосочной фактуры, контрастных сопоставлений голосов и имитационной структуры. При работе над произведениями подвижного характера вместе с развитием слуховой и ритмической сферы формируются необходимые технические навыки, своевременное овладение которыми обязательно. При их изучении значительное внимание уделяется темповой устойчивости, ритмической и динамической ровности и четкости, артикуляционной ясности. Одним из важнейших условий преодоления этих трудностей является согласование пианистических приемов с пульсацией ритма, мелодическим дыханием, артикуляционными штрихами.

Приобщение ученика к произведениям крупной формы происходит на материале вариационных циклов и сонатин.

Учебно-педагогический репертуар постепенно расширяется за счет более сложных в жанрово-стилистическом и фактурном отношениях произведений. Слуховая сфера ученика и его сознание все больше вовлекаются в идейно-художественное содержание музыки, ее формы, выразительных средств, приемов овладения фактурными трудностями.

Задача целенаправленного развития музыкального мышления может быть решена в результате поисков наиболее эффективных средств воздействия на ученика в его работе над исполнительской задачей любой сложности. Средства эти чрезвычайно многообразны. В них органично взаимосвязаны целостный исполнительский показ, теоретический и исполнительский анализ, образно-словесное раскрытие характера трактовки, расшифровка авторских и редакторских ремарок в тексте и т.п.

Музыкально-художественное развитие пианиста происходит в условиях глубокого восприятия образного строя изучаемых произведений, исполнительские же средства подчиняются постепенно вызревающим музыкальным представлениям.

Организация воспитывающей деятельности

Основной задачей каждого занятия является создание интереса к музыке и обучение пианистическим навыкам, для выполнения чего необходимо изучение реальных музыкальных способностей детей, подбор репертуара и выбор методов и приемов обучения таким образом, чтобы развитие и совершенствование у детей музыкального слуха, голоса, исполнительских способностей и т.д. стало не целью, а средством воспитания интереса, а впоследствии – любви к музыке.

Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие ученика. Необходимым элементом развития является также и расширенная воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интерес к труду и умение работать. Воспитательная работа не рассматривается как дополнение к учебному процессу, а составляет с ним органическое единство. Особое внимание нужно уделять воспитанию любви к народной музыке и понимания роли народного начала в искусстве, приводя в пример крупнейших композиторов прошлого и современности, видевших в народной музыке образец высших художественных ценностей. Особая форма воспитательной работы – просветительская – организация и проведение концертов силами учеников и их родителей.

Организация концертной деятельности

Каждый из нас хранит в памяти яркие впечатления детства. А в жизни детей праздничный концерт занимает особое место. Дети эмоциональны и впечатлительны. Отличительная черта их психики – усиленная острота восприятия, стремление к самовыражению. Организация концерта требует больших усилий и серьезного отношения. При этом нужно учесть, что сам концерт – это лишь одна сторона многогранной работы с детьми. Поэтому план и организация самого концерта включаются в общую систему воспитательного процесса. Обязательно учитываются интересы и психологические особенности детей. Это очень важно при подборе репертуара и раздаче индивидуальных заданий. Такие задания нужны для вовлечения всех детей в процесс подготовки к концерту. Поощряется самостоятельность и инициатива.

Работа по подготовке и проведению концерта делится на несколько этапов. Первый – беседа с детьми. Заинтересовав предстоящей работой, создается ситуация “завтрашней радости”. В ходе беседы рождается тема концерта, обсуждается программа. Следующий этап – организация подготовительной работы. Ребята самостоятельно продумывают, в чем будет заключаться их участие в концерте. На этом же этапе планируется создание викторин, конкурсов, ансамблей, выполняются работы по оформлению помещения, пригласительных билетов.

Коллективная деятельность по подготовке к концерту является эффективным средством сплочения детского коллектива. В жизни детей должны участвовать их родители, бабушки, дедушки. Такие мероприятия объединяют детей и взрослых. Дети видят, что коллективные усилия приносят хорошие результаты, что дело спорится, если тебя поддерживают, верят в твой успех. После концерта нужно дать детям возможность обменяться мнениями, высказать свои впечатления. Такой анализ поможет в дальнейшей работе с детьми.

Хорошо подготовленный и проведенный концерт станет настоящим праздником для детей и взрослых, принесет много радости и надолго запомнится всем участникам и зрителям.

Ожидаемые результаты

В результате реализации данной программы учащийся освоит основы музыкальной грамоты, овладеет основами музыкально-эстетических, музыкально-теоретических и музыкально-практических видов деятельности, будет уметь артистично исполнять на фортепиано музыкальные произведения и, пользуясь простейшими художественными сравнениями, описывать характерные черты музыкального произведения и их взаимодействие в музыкальном образе.

Список литературы

Литература, используемая педагогом

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1998.
  2. Бондарев А.А. Образовательная программа Начальное обучение в классе фортепиано. – М., 2008.
  3. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста, 1 – 2 класс. – Киев: Музична Украина, 1999.
  4. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста, 3 – 4 класс. – Киев: Музична Украина, 1999.
  5. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста, 5 – 7 класс. – Киев: Музична Украина, 1999.
  6. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. – М.: Музыка, 1987.
  7. Ребенок за роялем. Сборник статей педагогов-пианистов о фортепианной методике./ Ред. Ян Достал. – М.: Музыка, 1981.
  8. Юдина Е.И. Азбука музыкального творческого саморазвития. – М.: Аквариум, 1997.
  9. Пианисты рассказывают./ Под редакцией М. Соколова. – М.: Музыка, 1984.
  10. Осовицкя З., Казаринова А. В мире музыки. – М.: Музыка, 1997.

Литература, рекомендуемая учащимся

  1. Школа игры на фортепиано./ Под редакцией А.Николаева. – М.: Музыка, 1980.
  2. Милич Б. Маленькому пианисту. 1 и 2 выпуск. – Киев: Музична Украина, 1987.
  3. Черни К. Этюды./ Ред. Г. Гермер. – М.: Музыка, 1977.
  4. Бах И.С. Двухголосные инвенции. – М.: Музыка, 1970.
  5. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны-Магдалины Бах. – М.: Музыка, 1982.
  6. Григ Э. Лирические пьесы. – М.: Музыка, 1985.
  7. Шуман Р. Альбом для юношества. – М.: Музыка, 1999.
  8. Щуровский Ю. 100 песен народов мира. – Киев: Музична Украина, 1990.
  9. Майкапар С. Бирюльки. – М.: Музыка, 1978.
  10. Легкие ансамбли для фортепиано./ Под редакцией В.Натансона. – М.: Советский композитор, 1972.
  11. Чимароза Д. Избранные сонаты. – М.: Музыка, 1984.
  12. Соколова Н. Ребенок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением. – М.: Музыка, 1983.
  13. Музицирование для детей и взрослых. Выпуски 1, 2, 3, 4./ Под редакцией В.Барахтина. – Новосибирск: Окарина, 2008.