Цель:
- Познакомить учащихся с понятием одночлена.
- Выработать умение приводить примеры одночленов.
- Определять, является ли выражение одночленом.
- Указывать его коэффициент и буквенную часть.
- Познакомить учащихся с понятием “стандартный вид одночлена”.
- Ввести алгоритмом приведения одночлена к стандартному виду.
- Выработать у учащихся практические навыки применения алгоритма приведения одночлена к стандартному виду.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. (Приложение 1. Слайд № 1)
2. Устный счёт. (Слайд № 2)
3. Объяснение нового материала.
- Введём определение одночлена. (Слайд № 3)
- Приведём примеры одночленов. (Слайд № 3)
Одночленами, в частности, являются все числа, любые переменные, степени переменных. (Слайд № 3)
Теперь приведём примеры алгебраических выражений, не являющихся одночленами. (Слайд № 3)
- Рассмотрим одночлен 3а•4a2b5c2bac5. Запишем это выражение в более удобном виде, сгруппировав числа, переменную а, переменную b и переменную. (Слайд № 4)
Применяя знание умножения степеней с одинаковым основанием, мы привели одночлен к стандартному виду.
- Изучим алгоритм приведения одночлена к стандартному виду. Введём понятие коэффициента одночлена. (Слайд № 5)
- Любой одночлен можно привести к стандартному виду. Рассмотрим примеры приведения одночлена к стандартному виду и назовём коэффициент одночлена. (Слайд № 5). В примере 1 и 2 одночлены можно привести к стандартному виду, а в примере 3 одночлен и так записан в стандартном виде. Коэффициент в примере 1 равен “-6”, коэффициент одночлена в примере 2 равен “1”, а коэффициент одночлена в примере 1 равен “3/10”.
4. Закрепление изученного материала.
Для закрепления изученного материала устно решим № 20.1 – 20.4.
В тетрадях учащиеся выполняют № 20.5 (в, г) (один человек решает его на доске).
Например:
в) -5,6а2в5с и -5,6а9вс
г) 48а6в4с3 и -2,7 а6в4с2
№ 20.7 (б, г)
б) если с=15, d= -2, то
0,04с d2 = 0,04•15•(-2)3 = 0,04• 15• 4 = 2,4
г) если p = 1, q = 2, то
(3/8) pq3 = (3/8) • 1 • 23 = (3/8)• 1 • 8 = 3
№ 20.8 (в, г)
в) 42у5•у8 • у12 =42 у5+ 8 + 12 = 42 у 25
г) -7 z3•4 t8 = -28 z3• t8
Приведение многочлена к стандартному виду применяется и при решении уравнений.
№ 20.10(а, в)
а) 2х•3х2 = 6
6 х3 = 6
Х3 = 6: 6
Х3 = 1
Х = 1
Ответ: 1
в) х•5х • (1/5)х = -1
5 • (1/5)•х3 = -1
х3 = -1
х = -1
Ответ: -1
Для проверки изученного материала предлагается маленькая самостоятельная работа.
Привести одночлен к стандартному виду: (Слайд № 6)
I вариант: а) 7с4•4c3•8c6; б) 8х5• 4у3• (-2 х3)
II вариант: а) 6n2 •3n3 • 9n6; б) 15q4•2p2• (-5p5)
Предложить учащимся обменяться тетрадями и произвести взаимопроверку, после чего показать им правильные ответы. (Слайд №7)
5. Задание на дом: § 20 № 20.13, № 20.12, № 20.10 (б, г).