Решение текстовых задач арифметическим способом с помощью доводящей карточки

Разделы: Математика


Известно, что текстовые задачи являются важным средством обучения математики. С помощью арифметических способов решения текстовых задач формируются важные общеучебные навыки, такие как: умение анализировать текст, выделять условие в задаче и главный вопрос, составлять план решения, умение найти данные, из которых можно получить ответ на главный вопрос задачи, и сделать проверку полученного результата. Кроме этого при решении задач у школьников формируются умения переводить текст на язык математических (арифметических) действий, уравнений, неравенств, графиков.

Использование арифметических задач позволяет развивать не только логическое мышление учеников, но и образное. При этом лучше осваивается естественная речь школьника, что в свою очередь повышает эффективность обучения не только математике, но и другим школьным предметам. Арифметические способы решения текстовых задач развивают смекалку и сообразительность, умение задавать вопрос и отвечать на него. И, конечно, через решение текстовых задач развивается эстетическое чувство применительно к решению задач, воспитывается логическая культура, интерес к процессу поиска решения и, как следствие, к математике.

Одним из средств обучения решению задач является методика доводящих карточек.

Определение. Доводящая карточка – это карточка, содержащая в себе небольшой труднопонимаемый абзац текста. Который учащийся готов понимать, и набор посильных для учащегося вопросов и заданий, которые целенаправленно и в совокупности доводят его до состояния понимания смысла, содержащегося в этом абзаце.

В карточке выделяются две части.

Первая часть содержит то, что необходимо понять учащемуся: это может быть определение, теорема, условие задачи и тому подобное.

Вторая часть содержит взаимосвязанные между со­бой вопросы и задания, приводящие к пониманию пер­вой части.

  1. Текст, содержащийся в первой части, должен быть небольшим, обычно один абзац, и действительно труд­ным (нет смысла отвечать на вопросы, когда и так все понятно).
  2. Когда мы говорим "готов понимать", это значит, что у школьника имеются все те знания, которые ему по­требуются для уяснения смысла, т.е. для понимания тек­ста. Этой "готовностью" и определяется посильность вопросов и заданий.
  3. Вопросная часть карточки устроена так, что внима­ние учащегося последовательно концентрируется на опре­деленном учебном материале, выявляя конкретные связи и взаимозависимости. При этом уже имеющиеся в сознании учащегося знания особым образом структурируются и пре­вращаются в некую целостность, несущую новый смысл.

Процесс создания этого смысла и есть процесс понимания.

Вопросы и задания второй час­ти условно делят на три группы, каждая из кото­рых имеет свое предназначение.

Первая группа вопросов и заданий предназначена для представления в сознании учащегося ранее изу­ченных и необходимых для понимания данной формули­ровки (закона, определения, теоремы, условия задачи и т.д.) понятий. Кроме этого, вопросы данной группы задают, очерчива­ют, ограничивают ту область, к которой относится по­нимаемый материал.

Вторая группа обращает внимание учащегося на важ­ные для понимания смысла первой части карточки сло­ва и словосочетания.

В третьей группе содержатся вопросы и задания, связанные со смыслом первой части карточки, с ее структурой.

Кроме этого, в карточке могут содержаться вопросы и задания, направленные на закрепление, углубление знаний по данной теме.

Основанием для формирования второй части карточ­ки является предположение, что первая часть при про­чтении не понята.

Доводящая карточка предназначена не для того, чтобы учащийся проверил свое понимание темы, не для трениров­ки, не для контроля, а для того, чтобы, работая с ней, учащийся понял сложный текст (материалы по «доводящей карточке» взяты из методического пособия М.В.Миновой «Доводящие карточки как средство индивидуализации процесса обучения: - Красноярск, 2002. – 100с.)

В математике, по праву, одними из сложных для понимания текстов, являются текстовые задачи.

Обычно доводящие карточки при решении текстовых задач я применяю при работе с «отстающими» учениками. «Отстающие» в том смысле, что у этих детей медленный темп продвижения в обучении, и они не успевают понять смысл задачи, когда идет обсуждение решения задачи в классе и другие ученики, поняв смысл задачи, уже готовы решить ее. Ученик, получая такую карточку, отвечая на поставленные вопросы, решает в своем темпе задачу. Доводящая карточка играет роль учителя, помогает ученику разобраться в непонятных моментах задачи.

Применяю такие карточки и при организации работы в парах или в группе. В первом случае двое учеников получают одинаковые карточки и, идя от вопроса к вопросу, сверяются в своем понимании условия и решения задачи. Во втором случае у учеников разные карточки. Например, их четыре варианта. Тогда после решения задачи своего варианта, ученик готов обсуждать это решение с другим учеником или учениками, которые тоже уже решили свою задачу. Таким образом, на уроке можно понять смысл и решение нескольких задач.

Далее я представляю урок по теме: «Решение задач на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Ученики к этому времени уже знают правило о сравнении, сложении и вычитании дробей с разными знаменателями и умеют им пользоваться. Кроме того, задачи типа подготовительных (из доводящей карточки), ребята уже решали. В 5 классе учились вычитать обыкновенную дробь из натурального числа.

Основной задачей урока считаю: обеспечить понимание общего подхода к решению задач, у которых вся величина принимается за единицу (т.е. задачи на «совместную работу»).

При этом ученики с разным темпом усвоения учебного материала смогут при решении задач реализовать свои возможности, т.е. решить столько задач, сколько им под силу.

Ученики обучаются по учебнику «Математика 6 класс», 2005 год издания, авторы Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.

Тема: Решение задач на сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

Цели урока:

  1. формирование навыков решения задач «на совместную работу»;
  2. развитие вычислительных навыков при сравнении, сложении и вычитании обыкновенных дробей с разными знаменателями;
  3. воспитание навыков организации самостоятельной деятельности на уроке, целеустремленности, взаимопомощи.

Ход урока представлен в таблице (Приложение 1).

Доводящая карточка (Приложение 2) состоит из двух частей:

I часть – 5 задач, подготавливающие учеников к решению главной задачи.

II часть карточки состоит из вопросов, помогающих понять и решить саму задачу.