Подготовка к ЕГЭ по математике. "Решение неравенств с параметрами"

Разделы: Математика


Цель: подготовка к ЕГЭ (некоторые вопросы из группы А на показательные и логарифмические функции, преобразование тригонометрических выражений, задачи на проценты); начать рассмотрение неравенств с параметрами (графическое решение).

Задачи:

  1. обеспечить обобщение и систематизацию материала, активизировать познавательную и творческую активность учащихся, дать графическое представление о решении неравенств с параметрами;
  2. способствовать формированию умения использовать прием переноса знаний в новую ситуацию, развитие математического мышления, речи, внимания и памяти;
  3. содействовать воспитанию интереса к математике, активности, умению общаться, организованности, быстроте реакции.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Задачи урока.
  3. Устная работа (с использованием интерактивной доски)
  4. Проверка домашнего задания через тест (с использованием интерактивной доски) и у доски.
  5. Решение неравенства с параметром.
  6. Домашнее задание.
  7. Итог урока.

Сообщаю цель и задачи урока.

Устная работа:

1. Решить уравнение:

а);

б) ;

в) .

2. Упростите выражение:

Обязательно проговаривают грамотно все свойства, которые используют при решении.

Затем самостоятельно решают тест (всего 9 вариантов по количеству учащихся)

Пример одного из вариантов:

Укажите промежуток, содержащий корень уравнения:

1.

1) (-5;0) 2) (0;5) 3) (5;7) 4) (-7;-5)

2.

1) (0;3) 2) (8;12) 3) (3;5) 4) (5;8)

3. Решите неравенство:  

1) [3;+) 2) [-;+) 3) (-7;-]U[3;+) 4) (-;-7)U[-;3]

4. Вычислите: , если

1) 2,6 2) 3,4 3) -0,8 4) 0,84

Пока ребята решают тест – два ученика у доски показывают решение домашних задач:

1. Латунь – сплав меди и цинка. Кусок латуни содержит меди на 60 кг больше, чем цинка.

Этот кусок латуни сплавили со 100 кг меди и получили латунь, в которой 70% меди. Определите процент содержания меди в первоначальном куске латуни.

2. Для любых значений р найти число различных решений уравнения:

.

По ходу выполнения работы – проверяю тесты (с использованием интерактивной доски) и

сразу выставляю отметки.

Разбираем домашнюю задачу:

  Zn Cu % концентрация Cu Масса сплава
I х–60 х *100 2х-60
II х-60 х+100 70 2х-60+100=2х+40

0,7(2х+40)=-х+100

х=180

*100%=60%

затем уравнение с параметром (графически):

1) если р(-;0), то Nх(р)=1;

2) если р{0;1;4}, то Nх(р)=2;

3) если р(0;1) (1;4), то Nх(р)=3

А теперь немного изменим задание:

! Для всех допустимых значений р найти все значения переменной х, удовлетворяющие

условию: .

Определяем решения:

р=2-х => х=2-р

Выделяем графики пунктиром (т.к. знак неравенства). Определяем знаки частей плоскости, на которые делит нашу плоскость график. Выбираем те части, где знак минус, т.к. меньше нуля. Выделяем цветом нужные части.

  1. р<0, то х>2-р
  2. р=0, то х>2
  3. 0< р<1, то х(-;) (2-р;+)
  4. р=1, то х(-1;1) (1;+)
  5. 1< р<4, то х(-; 2-р) ( ;+)
  6. р=4, то х(2;+ )
  7. р>4, то х(2-р;-) ( ;+)

Д/з – каждому свой вариант полного ЕГЭ и одно задание – неравенство с параметром, по желанию:

!!! Найти все значения параметра р, при каждом из которых множество решений неравенства: не содержит ни одного решения неравенства

Итог урока: что мы повторили, что узнали нового, как вы оцениваете свою работу на уроке? Выставление отметок.