Урок литературного чтения в 1-м классе по русской народной сказке "Терёшечка" (УМК "Начальная школа XXI века")

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • продолжить ознакомление первоклассников с русскими народными сказками;
  • обобщить знания о сказках;
  • учить выделять признаки народных сказок;
  • продолжить обучение рассказу о героях произведения.

Литература и оборудование:

  1. Учебная хрестоматия Л.А. Ефросининой 1 класс.
  2. Папка для работы каждой паре: листы с высказываниями, карточка-задание для самостоятельной работы в группе.
  3. Иллюстрации к произведению.
  4. Сигнальные заместители жанров.

Ход урока

I. Вызов / актуализация знаний/

1. Вспомните рассказ Е. Пермяка “Самое страшное”. Что же “самое страшное”? (Остаться одному.)

– Какие правила (повторение правил работы в паре) нужно выполнять, чтобы общение с вами было приятным?

– Поработаем в парах.

2. “Верные и неверные” утверждения.

-У вас на столах карточки с “верными и неверными” утверждениями. За 2 минуты постарайтесь успеть отметить знаком “+” верные, а знаком “-” неверные утверждения. Работайте в парах.

– Назовите верные утверждения. Проверка задания на слух.

3. Работа в парах.

– Приготовьтесь к чтению вполголоса. Чтение по карточкам друг другу отрывков из изученных произведений.

По окончании самостоятельной работы 3–4 ученика зачитывают вслух отрывки из произведений. Класс показывает заместителем жанр произведения.

– Из какого произведения зачитали отрывок? Назовите автора.

4. Составление кластера по теме: “Сказки”.

а) Работа в группах.

б) Проверка. Что записали о сказках?

– Кто одно слово? Два? Т.д.

(Учитель крепит на доску карточки со словами, которые называют дети.)

– Как по смыслу объединить эти слова, чтобы получились “виноградинки”?

На доске появляется кластер.

– Кто догадался, какое по жанру произведение мы сегодня будем читать?

II. Осмысление.

1. Прогнозирование по заголовку.

– Откройте учебник на 144-ой странице. Прочитайте название сказки.

– Выскажите предположение, что может означать это слово “Терешечка”.

– Кто автор этой сказки?

– Приготовьтесь слушать сказку.

Толковый словарик

Значения слов фиксируются на доске и прочитываются детьми самостоятельно по ходу чтения текста в случае затруднения его восприятия.

2. Сочлененное чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.

“Инсерт” (маркировка текста). Задание: во время чтения пометить на полях эпизоды, напоминающие другие сказки.

3. Беседа по первичному восприятию произведения.

– Какая это сказка: смешная, веселая, грустная, печальная, серьезная?

– Какие чувства вы переживали во время прослушивания?

– Почему это произведение называют сказкой?

– Какие чудеса есть в сказке?

– Назовите персонажей сказки? Учитель отображает на доску слова в той последовательности, в которой их называют дети.

4. Игра “Кто это?”

На доске слова: глупая, добрый, сообразительный, равнодушные, заботливые, любящие, ласковые, доверчивый, смышленый.

– Ученики называют персонажей, а учитель отражает это на доске: старик, старуха, Терешечка, Ведьма, кузнец, Аленка, гуси-лебеди, гусенок.

– Верно ли расположена последовательность появления персонажей сказки? Восстановите ее.

5. Перечитывание эпизодов.

– Что случилось с Терешечкой?

– Кто желал зла мальчику?

– Кто ему помог?

– Как заканчивается сказка?

– Рассмотрите рисунок в хрестоматии. Найдите в сказке отрывок к нему. Зачитайте.

– Рассмотрите иллюстрации. Какую ошибку допустил художник? Докажите.

6. Проверка работы в режиме “инсерт”.

– Какие пометки вы сделали на полях? Какие сказки вам напомнили эти эпизоды?

III. Рефлексия.

1. Составление синквейна “Терешечка”.

– Что расскажете дома об этом уроке?

IV. Творческое задание для желающих.

  1. Пофантазируй и придумай свое продолжение этой сказки.
  2. Подготовь рисунок к понравившемуся эпизоду.