Цели и задачи:
- продолжить ознакомление первоклассников с русскими народными сказками;
- обобщить знания о сказках;
- учить выделять признаки народных сказок;
- продолжить обучение рассказу о героях произведения.
Литература и оборудование:
- Учебная хрестоматия Л.А. Ефросининой 1 класс.
- Папка для работы каждой паре: листы с высказываниями, карточка-задание для самостоятельной работы в группе.
- Иллюстрации к произведению.
- Сигнальные заместители жанров.
Ход урока
I. Вызов / актуализация знаний/
1. Вспомните рассказ Е. Пермяка “Самое страшное”. Что же “самое страшное”? (Остаться одному.)
– Какие правила (повторение правил работы в паре) нужно выполнять, чтобы общение с вами было приятным?
– Поработаем в парах.
2. “Верные и неверные” утверждения.
-У вас на столах карточки с “верными и неверными” утверждениями. За 2 минуты постарайтесь успеть отметить знаком “+” верные, а знаком “-” неверные утверждения. Работайте в парах.
– Назовите верные утверждения. Проверка задания на слух.
3. Работа в парах.
– Приготовьтесь к чтению вполголоса. Чтение по карточкам друг другу отрывков из изученных произведений.
По окончании самостоятельной работы 3–4 ученика зачитывают вслух отрывки из произведений. Класс показывает заместителем жанр произведения.
– Из какого произведения зачитали отрывок? Назовите автора.
4. Составление кластера по теме: “Сказки”.
а) Работа в группах.
б) Проверка. Что записали о сказках?
– Кто одно слово? Два? Т.д.
(Учитель крепит на доску карточки со словами, которые называют дети.)
– Как по смыслу объединить эти слова, чтобы получились “виноградинки”?
На доске появляется кластер.
– Кто догадался, какое по жанру произведение мы сегодня будем читать?
II. Осмысление.
1. Прогнозирование по заголовку.
– Откройте учебник на 144-ой странице. Прочитайте название сказки.
– Выскажите предположение, что может означать это слово “Терешечка”.
– Кто автор этой сказки?
– Приготовьтесь слушать сказку.
Толковый словарик
Значения слов фиксируются на доске и прочитываются детьми самостоятельно по ходу чтения текста в случае затруднения его восприятия.
2. Сочлененное чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.
“Инсерт” (маркировка текста). Задание: во время чтения пометить на полях эпизоды, напоминающие другие сказки.
3. Беседа по первичному восприятию произведения.
– Какая это сказка: смешная, веселая, грустная, печальная, серьезная?
– Какие чувства вы переживали во время прослушивания?
– Почему это произведение называют сказкой?
– Какие чудеса есть в сказке?
– Назовите персонажей сказки? Учитель отображает на доску слова в той последовательности, в которой их называют дети.
4. Игра “Кто это?”
На доске слова: глупая, добрый, сообразительный, равнодушные, заботливые, любящие, ласковые, доверчивый, смышленый.
– Ученики называют персонажей, а учитель отражает это на доске: старик, старуха, Терешечка, Ведьма, кузнец, Аленка, гуси-лебеди, гусенок.
– Верно ли расположена последовательность появления персонажей сказки? Восстановите ее.
5. Перечитывание эпизодов.
– Что случилось с Терешечкой?
– Кто желал зла мальчику?
– Кто ему помог?
– Как заканчивается сказка?
– Рассмотрите рисунок в хрестоматии. Найдите в сказке отрывок к нему. Зачитайте.
– Рассмотрите иллюстрации. Какую ошибку допустил художник? Докажите.
6. Проверка работы в режиме “инсерт”.
– Какие пометки вы сделали на полях? Какие сказки вам напомнили эти эпизоды?
III. Рефлексия.
1. Составление синквейна “Терешечка”.
– Что расскажете дома об этом уроке?
IV. Творческое задание для желающих.
- Пофантазируй и придумай свое продолжение этой сказки.
- Подготовь рисунок к понравившемуся эпизоду.