Развитие интеллектуальных способностей
личности требует длительной, целенаправленной
работы, поэтому эпизодическое использование
развивающих задач не принесет желаемого
результата. Следовательно, давать новые задачи
необходимо не сами по себе, а в определенной
системе, приводящей к интенсивному общему
развитию детей. Система познавательных задач,
стимулирующая учебно-познавательную
деятельность, развивающая гибкость и
нестандартность мышления, должна, по нашему
мнению, отвечать следующим требованиям:
Специально отбираемые учителем из методических пособий или самостоятельно конструируемые задания должны быть ориентированы на:
- постепенное усложнение материала;
- поэтапное увеличение объема работы;
- повышение уровня самостоятельности учащихся;
- интеграцию знаний и способов деятельности;
- привлечение элементов теории для решения познавательных задач;
- обучение способам рассуждения (как по образцу, так и самостоятельно) с учетом принципа вариативности задач;
- формирование следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени), гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых); любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), умение выдвигать и разрабатывать гипотезы;
- усложнение творческой направленности в выполнении заданий.
Для продуктивного усвоения учеником знаний и для его интеллектуального развития важно давать задачи внутри предметной и меж предметной интеграции, поскольку потребность в синтезе научных знаний обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем, стоящих перед человечеством. Формирование интегративного способа мышления достижимо посредством интегративных познавательных задач.
Сегодня вопрос о развитии интеллектуальных способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие, чем предполагалось ранее, возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Процесс обучения математике и физике школьников может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, репродуктивный, в других - поисковый, а иногда и творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков. В теории и практике обучения вопросу развития интеллектуальных способностей учащихся пока не уделено должного внимания. Не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия "интеллектуальные способности", и, как следствие, - недостаточно разработаны диагностические методики оценки их уровня. Решение проблемы развития интеллектуальных способностей школьников на уроках математики и физики предполагает учет и введение в обиход системы специальных развивающих средств, так как уровень развития интеллектуальных способностей учащихся зависит от содержания, форм и методов обучения в школе.
Развитие интеллектуальных способностей школьника не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем, больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога: используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления. Стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности, учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить. Самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
В наши дни существуют специальные программы по работе с талантливыми детьми. А люди с нормальными способностями оказывались и оказываются в самом неблагоприятном положении. От них часто требуют лишь средних, посредственных знаний. Они менее других доверяют своим знаниям и способностям, не верят в свои возможности, потому что им редко говорили о том, что с помощью специальных методов и приемов обучения, раскрывая резервы своей личности, они способны достичь гораздо большего. Всем нам надо постоянно помнить: специальные изолированные программы развития для избранных детей могут в лучшем случае на время задержать регресс. Ученый или инженер может претворить в жизнь свои мечты в том случае, когда все возрастающее число людей с развитыми интеллектуальными способностями подхватят его идеи, разовьют их и реализуют.
Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие "интеллектуальные способности", невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование интеллектуальных задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечивать переход от репродуктивных, формально-логических, действий к интеллектуальным. Необходимо также помнить, что интеллектуальные способности рассматриваются как-то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Поэтому нельзя не отметить огромное значение для развития интеллектуальных способностей уровня развития психических механизмов - памяти, внимания, воображения и др. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.
Сенсорно - персептивная система человека представлена процессами ощущения и восприятия. В качестве показателей продуктивности, т.е. того, что необходимо развивать и тренировать, выделяют:
- скорость возникновения ощущений, и дифференцированность, тонкость ощущений, характеризующая способность различию двух или нескольких раздражителей;
- скорость различения, точность ощущений как соответствие возникшего ощущения особенностям раздражителя;
- устойчивость уровня чувствительности как длительность сохранения требуемой интенсивности ощущения;
К характеристикам продуктивности восприятия относят следующие: объем восприятия, точность, полноту, быстроту.
Внимание и память. Свойства их продуктивности характеризуют длительность концентрации, широта распределения, скорость переключения, объем, скорость запоминания, скорость воспроизведения, точность запоминания и воспроизведения, узнавания, длительность хранения.
Рациональное познание представлено процессами мышления и воображения. Характеристики их продуктивности - это новизна, оригинальность и осмысленность переработки данных опыта; широта оперирования образами.
Показателями развитости речи служат ясность, доступность, логичность. Структурированность, выразительность, информативность, правильность, чистота речи. Планирование речи, ее содержательный объем, доказательность, аргументированность, богатство словарного запаса.
В качестве примера развивающих методик по физике и математике рассмотрим некоторые приемы развития памяти, внимания, мышления.
Упражнения на развитие восприятия.
Цель данного блока заданий - развитие способностей к продуктивному восприятию, которое предполагает развитие наблюдательности, способности сравнивать, вычленять основные и фоновые детали образа, развитие пространственного восприятия формы, цвета, взаимного расположения предметов, восприятия на основе персептивных иллюзий.
Задание. Подсчитать, сколько раз встречаются физические величины: a, p, S, t, F, m, v, N, R, V в таблице.
V | S | t | v | N | p | S | t |
S | V | S | S | F | F | V | S |
m | t | p | S | R | V | F | S |
V | S | a | a | S | S | S | m |
S | p | t | S | R | F | R | a |
Задание. Подсчитать, сколько раз встречаются математические величины: х, у, S, t,Z , m, v, N, R, V в таблице.
x | T | N | m | x | N | y | x |
y | Z | T | Y | v | t | x | v |
V | x | V | S | t | R | N | Z |
N | v | x | v | N | V | V | N |
R | m | v | t | m | v | z | s |
Задание. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Необходимо как можно быстрее определить и назвать отсутствующие детали.
Упражнения на развитие внимания.
Цель упражнений этого блока - тренировка и развитие особенностей произвольного внимания: избирательности, концентрации, устойчивости, объема, переключения и распределения.
Задание. Найти слова, обозначающие физические (математические) термины, соответственно указанным ниже вопросом. Правило: слова могут ломаться, но не по диагонали.
Н | А | О | К | А | К | Т | А | В | Е |
Е | П | Н | О | З | Е | Р | Д | Л | И |
И | Р | Е | М | Э | Л | О | Н | Е | Н |
Н | Е | Ж | И | З | З | А | Т | И | Н |
Ц | И | О | К | Л | У | Р | Я | Д | Г |
К | Я | Т | А | Г | Ч | Е | Е | И | А |
Е | В | Ы | Ч | И | З | Н | И | Н | М |
О | Н | Р | А | К | И | Ф | Е | Е | Р |
К | А | В | Н | И | Т | Н | И | П | А |
П | Л | Л | Е | Е | Р | Е | Е | С | И |
- Единица измерения сопротивления.
- Переход вещества из твердого состояния в жидкое.
- Сила, всегда направленная против направления скорости движения.
- Перенос энергии струями жидкости или газа.
- Четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны.
- Четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
Задание. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть слова, связанные с физикой (математикой).
Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Можно применять конкретно к какой - либо теме урока. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
БАДРОНВТРГЩОЦЭПРОТОНЗГУЧКВАНТЪРХЭЬТЧАРОТОРОПРЕВАМИУДИФРАКЦИЯТРОЛМИОНГТПРОТОНИМП
ФАЗАИМРТРОПТИКАИРПАЛАЗЕРОТИПНЬЮТОНБТСЧАМАССАТСКОРОСТЬ
ПРОГРЕССИЯОНПИТРАКЕАРХИМЕДТИРНГОУРАВНЕНИЕМСВКЬ
КВАДРАТИРПНЛЗАДАЧАОИРПККОРЕНЬМИПНОАРМРРТКУБИРОТМССРАЦИОНАЛЬНЫЕОРМЧИСЛАТРОГШСМПЯТЬОРПМИ
Задание. Из 12 написанных формул необходимо как можно быстрее (за 2 минуты) найти одинаковые ( физика 7 класс).
1) v = s/t | 2) P = gm | 3) N = A/t | 4) s = vt |
5) t = s/v | 6) F = gm | 7) P = F/S | 8) P = gph |
9) N = A/t | 10) v = s/t | 11) s = vt | 12) A = FS |
(математика 7 класс).
1) y = kx | 2) f(x) = ax | 3) y = kx+m | 4) f(x) =ax+m |
5) y = ax+c | 6) ax+by+c=0 | 7) f(x) = kx | 8) ax = by+c |
9) y = m | 10) y = c | 11) y = -ax/b-c/b | 12) y = m |
Задание. Предъявляется карточка № 2 на 3 минуты, затем карточка № 1. Необходимо дописать недостающие формулы.
Карточка № 1.
F = ma | a = (v- v)/t | |
? | ||
W = mgh | F = -kx |
Карточка № 2.
Второй закон Ньютона | Мощность | Ускорение |
Кинетическая энергия | КПД | Третий закон Ньютона |
Потенциальная энергия | Работа | Закон Гука |
Карточка №2
Квадрат суммы | Сумма кубов | Переместительный закон сложения |
Переместительный закон умножения | Разность квадратов | Разность кубов |
Квадрат разности | Распределительный закон | Сочетательный закон сложения |
Упражнения на развитие мышления.
Упражнения предназначены для развития способности к классификации, анализу, синтезу, обобщению, сравнению, абстрагированию, выработки нестандартных решений. Один из приемов развития мышления - выполнение специальных заданий поискового характера.
Задания.
Обучающимся предлагается бланк с рядами слов. В каждом ряду три слова объединенные общим родовым понятием, четвертое к ним не относиться. За три минуты обследуемый должен найти лишние слова и вычеркнуть их.
По физике.
- радиоактивность, радиосвязь, радон, радиолокация.
- фотоэффект, фотоны, фотография, ферриты
- нейтрино, негатив, нейтрон, нуклон
- антивещества, античастицы, антипротон, нуклон
- альфа-лучи, альфа-частицы, бета-лучи, гамма-лучи
По математике.
- луч, интервал, отрезок, прямая.
- координата, абсцисса, функция, ордината
- функция, уравнение, корень, неизвестная
- квадрат, умножение, деление, сложение
- одночлен, многочлен, множители, модель
Выполнение заданий, предполагающих многозначность ответов, помогает избежать формализма знаний, поскольку требует гибкости, умственного поиска, понимания сущности физических, математических понятий и законов. Обучать разным способом выражения физических, математических идей (символическому, образному, графическому). Составлять всевозможные задачи, связано с тем или иным объектом (например, по рисунку или фотографии). Привлекать пословицы, загадки, стихи, в которых речь идет о том или ином физическом, математическом явлении, приборе, технической установке. Имеет смысл при обучении показывать физико-математические явления не только с помощью тележек с грузом и моделей, но и через литературные тексты, шутки, анекдоты, сказки.
Запоминалки по математике и физики:
"Бац!" - взмахнул кнутом пастух.
"Пора вставать!" - пропел петух.
Если слово "бац" запомнишь,
Формулу объема вспомнишь. V = bac.Волк сказал: "Ам!" -
И зайчик побежал с ускорением. F = am.Толстокожий бегемот
"Масса!" - каждый день РеВет. m = pV.
Диффузия.
Прекрасная дама нюхала розы,
Но расчихалась - закапали слезы!
Неужто из-за диффузии.
Такие бывают конфузии?
Биссектриса.
Биссектриса - это крыса,
Которая бегает по углам.
И делит угол пополам.
Таким образом, можно сказать что введение в учебно-воспитательный процесс задания на развитие интеллектуальных способностей учащихся положительно влияет на уровень познавательной потребности, что обеспечивает устойчивый интерес к процессу обучения. В процессе обучения у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения, рассматривать обсуждаемые явления с разных сторон, сравнивать и обобщать факторы. Стойко поддерживается интерес к предмету.
Литература.
- Беленок И.Л., Мишина Ю.Д., развитие общих способностей личности. - Новосибирск : Изд - во: НГУ, 2005.
- Мишина Ю.Д. Педагогическая психология: обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем. - Новосибирск: Изд - во: НГУ, 2004.
- Беленок И.Л. Методическая подготовка учителя физики в вузе к профессиональному творчеству: монография.- Новосибирск: Изд - во НИПКиПРО, 1997.
- Физика в школе № 5, 2007 год.
- Физика в школе № 8, 2002 год.
- Математика в школе №1- №6, 2007,2008, 2009 год.