«Мир, окружающий ребенка, – это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о растительном и животном сообществе леса нашего региона.
Задачи:
- Совершенствовать умение самостоятельно применять наглядно-схематические модели, с помощью которых моно делать несложные «открытия».
- Развивать логическое мышление: с помощью рассуждений приходить к определенным выводам и умозаключениям.
- Развивать и поощрять в детях познавательную активность. Совершенствовать умение строить взаимосвязи и взаимозависимости в живой и неживой природе тайги.
- Совершенствовать формы объяснительной и доказательной речи.
- Способствовать развитию социальных навыков: умению работать в группе, договариваясь с товарищами, учитывая их мнение; доказывать свою правоту.
- Воспитывать интерес и любовь к родному краю и желание изучать его особенности.
Материалы: схемы клювов птиц, отличающиеся по типу пищи (хищные, насекомоядные, растительноядные); схемы рыси и лося (части тела: копыта, хвост, форма ушей); схема клеста и белки; два набора схем животных, два набора в конвертах с карточками-иллюстрациями с животными и растениями нашего региона; рисунок тайги, венок, магнитофон, аудиозапись «Звуки леса», фишки.
Ход занятия
Дети, я вас приглашаю в путешествие (звучит музыка). Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? Попробуйте отгадать загадку: «Это лес, но не простой, в основном – густой, дремучий. В нем ковер из мхов зеленых, тихо, сыро и темно».
Правильно, это – тайга. А где в нашей стране находится тайга?
Почему говорят, что тайга – это богатство, гордость Сибири?
Дети: ценные породы деревьев, пушные звери, лекарственные растения, ягоды, полезные ископаемые: золото, руда, слюда, нефть?
Закройте глаза, я буду считать до трёх и мы с вами окажемся в таежном лесу (по хлопку дети открывают глаза). Ребенок читает стихотворение:
«Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь – мы свои».
(Воспитатель надевает венок). Здравствуйте, я Фея тайги. Приглашаю вас в мой зеленый дом. Каждый лес хранит свои тайны, и мой лес тоже их хранит. Я предлагаю вам написать историю моего таежного леса, а чтобы она получилась интересная, красивая, зависит от вас и ваших знаний. Чтобы нам было интереснее, я предлагаю разделиться на две команды (каждой команде адресуется один из вопросов, если дети одной команды не могут ответить, отвечает другая команда).
Итак, наша история начинается.
1. а) «Поспорили как-то белка и дровосек: оставить или срубить старое дуплистое дерево? После этого спора дровосек не стал рубить дерево. Как вы думаете, что могла сказать белка дровосеку?»
б) Перелетные птицы, прилетевшие с юга, жалеют зимующих птиц и зверей: «Как же они пережили зиму: ведь было так холодно и голодно?»
А звери и птицы ответили: «Мы не погибли потому, что в лесу много растений».
Почему так ответили птицы и звери?
2. Продолжаем наше путешествие по тайге. На пути нам встречаются деревья. Каких деревьев больше в тайге? (ответы детей).
А какие кустарники мы встретим на пути? (ответы детей). Представьте, что мы с вами вышли на полянку. Стоит там кедр могучий и береза белоствольная. Много лет стоят они рядом, а как-то раз зашел между ними спор: кто из них самый полезный и нужный в лесу?
Кто из вас сможет решить этот спор? (В помощь детям выставляются схемы, дети обговаривают ответ. Решают, кому отвечать.) После ответов спросить у детей, какое дерево важное в лесу?
Физкультминутка: «Руки подняли и покачали»
Руки подняли и покачали
(Качаем поднятыми вверх руками).
Это деревья в лесу.
(Плавно опускаем руки вниз).
Руки нагнули, кисти встряхнули –
(Встряхивание кистей рук).
Ветер сбивает росу.
(Машем руками перед собой).
В стороны руки, плавно помашем
(Руки в стороны).
Это к нам птицы летят.
(Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны).
Как они сядут, тоже покажем,
(Приседания).
Крылья сложили назад.
(Встали, спрятали руки за спину).
3. Кто еще живет в тайге?
О ком мы еще не говорили (животные)?
На какие две группы можно разделить животный мир тайги? (травоядные и хищники).
Конкурс капитанов.
Собрались как-то птицы, расшумелись на весь лес, не могли решить, чей клюв лучше.
Я – Фея тайги, обращаюсь к вам за помощью – помогите примирить птиц. Пусть в этом мне помогут капитаны (детям на выбор даётся схема клюва: например орла, дятла, клеста, они объясняют – что все клювы хороши только отличаются из-за вида пищи птиц).
4. Решили животные устроить праздник в честь прихода Весны, веселый интересный. Стали созывать со всех концов леса зверей и птиц. А кто далеко живет – телеграммы отправили: «Приходи, зверь лесной на полянку под сосной!» вы можете узнать, кто из зверей опоздал на праздник (детям предлагаются схемы: рысь, лось). Соперники узнают животных. Кому-то из животных не успели отправить телеграммы, нужна помощь. Но телеграмма лесная, зашифрованная: составьте модель животного, а другая команда отгадает, кому вы отправили телеграмму (клест, белка).
5. На свой праздник лес заказал составить свой портрет. Художника у нас нет. Как нам быть? (Детям предлагаются карточки в конвертах: растения и животные нашего региона и 1-2 карточки растений и животных на решение проблемной ситуации, например: лев, верблюд, кактус. Дети составляют модель тайги, располагая карточки на заранее изготовленном её изображении). Правильно ли вы составили портрет тайги? Почему? (Объясняют). Детям предлагается подойти к столам соперников и проверить правильность выбора карточек: все ли карточки взяты, не забыли ли кого-нибудь?
Подсчет фишек в командах.
Я рада, что вы правильно составили портрет моей тайги. Вы меня порадовали. Если вы придете в тайгу еще раз, я и тайга с радостью вас примем. Мне пора прощаться. На прощание я хочу вас угостить целебным лесным напитком (отвар трав). Закройте глаза и вы окажетесь в своем детском саду.
6. Воспитатель обращается к детям с вопросом, где они были, что интересного и полезного узнали. По желанию детей можно исполнить любимую песню или стихотворение.
В конце занятия воспитатель вместе с детьми обговаривает получившуюся лесную историю, и дети предлагают, как ее можно оформить в детскую книжку и иллюстрировать.