Шестой год в детском саду № 193 «Земляничка» г. о. Тольятти осуществляется медико-социо-психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников. Это комплексная технология, которая подразумевает особую культуру поддержки и помощи ребёнку в решении задач его развития, обучения, воспитания и социализации.
Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, развитие адаптивности и субъектности, т. е. способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающим, как в благоприятных, так и в экстремальных ситуациях.
Сопровождение развития ребёнка в нашем понимании очень созвучно основной идее концепции компетентностно-ориентированного образования Самарской области – овладение воспитанниками ключевыми компетентностями, которые позволят детям легко адаптироваться к часто меняющимся условиям жизни. Компетентностей, которыми должны овладеть дети дошкольного возраста, три:
- технологическая компетентность,
- информационная компетентность,
- социально-коммуникативная компетентность.
Определение социально-коммуникативной компетентности включает в себя два понятия – социальная компетентность и коммуникативная компетентность.
Социальная компетентность – означает способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, и позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.
Коммуникативная компетентность – означает готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей и позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.
Объединение социальной и коммуникативной компетентностей в работе с дошкольниками, на наш взгляд, оправдано, т. к. благодаря этим компетентностям у детей налаживаются контакты с разными людьми, устанавливается взаимодействие с ними, ребёнок находит своё «я» в обществе людей и учится видеть, использовать и уважать возможности других.
Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:
- Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д. ) и рассказать о нём.
- Умение получать необходимую информацию в общении.
- Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
- Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
- Умение спокойно отстаивать своё мнение.
- Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
- Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д. )
- Умение уважительно относиться к окружающим людям.
- Умение принимать и оказывать помощь.
- Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Содержание работы по комплексному сопровождению развития ребёнка базируется на интеграции модульной системы деятельности специалистов в виде взаимодействующих модулей с чётким определением задач каждого.
Взаимодействие всех модулей идёт под руководством управленческого, который координирует деятельность и взаимодействиеспециалистов, осуществляет анализ эффективности работы и т. д.
Первым в работу с детьми, при их поступлении в д/с, включается медицинский модуль, т. к. именно его деятельность очень важна в процессе адаптации детей раннего возраста к д/с. Чуть позже (после успешной адаптации детей) к работе подключается модуль комплексной ПМПк и диагностики. Все остальные модули (психологический, педагогический и социально-педагогический) осуществляют свою работу параллельно с работой медицинского и модуля ПМПк и диагностики и сопровождают развитие ребёнка на протяжении всего пребывания его в детском саду.
Психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) в нашем д/с проводится на каждой группе детей раннего возраста и на каждой параллели групп д/с. На консилиумах подводятся итоги актуального развития каждого ребёнка по результатам наблюдений и диагностики (психологической, педагогической, медицинской) и определяются перспективы каждого воспитанника и группы в целом. Участниками консилиумов являются те, кто включён в воспитательно-образовательный процесс – воспитатели, узкие специалисты, психолог, старшая медицинская сестра, заместитель заведующего по ВМР, заведующий д/с. В процессе работы консилиума происходит условное деление детей каждой возрастной группы на следующие типологические подгруппы:
- соматически ослабленные дети (часто болеющие и диспансерные);
- дети «группы риска» (с проявлениями гиперактивности, агрессивности, замкнутости);
- дети с трудностями в обучении;
- дети с ярко выраженными способностями;
- дети без особенностей в развитии.
В работе с каждой типологической группой кроме главной задачи – решение проблемы, мы формируем и умения социально-коммуникативной компетентности, которые мы озвучили выше. С помощью этих умений у ребёнка меняется отношение к окружающим, у него развиваются способности изменяться самому и изменять мир средствами саморазвития.
Так, в индивидуальном сопровождении детей «группы риска» очень важно научить ребёнка понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого, потому, что именно это умение составляет основу развития эмпатии – способности сопереживать, а в последствии и содействовать другому. Это важный аспект работы с агрессивным ребёнком. Кроме этого, в работе с этими детьми взрослый учит уважительно относиться к окружающим людям, спокойно (без кулаков) отстаивать своё мнение, применять на практике умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, умение принимать и оказывать помощь, очень необходимы детям с проявлениями гиперактивности, которые в большинстве своём импульсивны, не сдержанны, не внимательны к другим.
Для замкнутых детей жизненно необходимы умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками, умение принимать участие в коллективных делах, умение получать необходимую информацию в общении.
В общем сопровождении воспитанников нашего д/с одним из эффективных методов обучения является эвристическая беседа.
Что же подразумевает эвристическая беседа?
Эвристические вопросы ведут к постановке проблемы и направлены эти вопросы на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Результативным этот метод будет только в том случае, если мы, воспитатели, сможем заинтересовать детей и привлечём их к активной работе.
Что же должно интересовать воспитателя при проведении этой беседы? Применять этот метод следует тогда, когда в подгруппе собраны дети с равными умственными способностями. Кроме того, необходимо выяснить особенности мышления дошкольников, памяти, того, как быстро они усваивают материал. В связи с полученными данными воспитатель может вычислить, какой объём знаний необходим им для усвоения.
Вопросы типа: Как? Почему? Что из этого следует? Каким способом ещё можно решить эту проблему? Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса? Где об это мы можем узнать? являются эвристическими, они не столько создают затруднения, сколько приводят к творческому поиску. Эвристические вопросы помогают воспроизвести по памяти известную детям информацию, в зависимости от формулировки вопроса позволяют увидеть проблему как бы с новой точки зрения.
При использовании такой беседы приобретаются новые знания, открытия благодаря усилиям, прежде всего, самих детей. Получают они их в процессе самостоятельного мышления. Далее они подводят итоги и делают выводы.
Есть у этого метода отличительные особенности. Сравним два вида бесед: обычная беседа и эвристическая беседа и посмотрим, в чём их сходство и различие. Так, обычная беседа тоже способствует развитию памяти и мышления детей. Но в тот момент, когда дети отвечают на вопросы воспитателя, они опираются уже на полученные ранее знания. Используется этот метод для проверки знаний учеников. Таким образом, происходит систематизация знаний.
Во время такой беседы развиваются и логические способности самостоятельного мышления. Посредством мыслительных усилий дети открывают для себя новые знания. И если в обычной беседе, когда воспитатель задаёт вопрос, на него отвечает только один ребёнок, то в эвристической беседе ответов детей множество, т. е. на один и тот же вопрос может быть несколько точек зрения. При этом возникает противоречивая ситуация, возникает рассогласование между детьми. Каждый ребенок, предложивший свой ответ по-своему прав.
Основанием для использования метода эвристической беседы служат уже полученные ранее знания и приобретённый опыт. Для успешного использования этих методов необходима активная совместная работа под чутким руководством воспитателя, равно как и тщательная подготовка самого воспитателя. Роль воспитателя сводится к тому, чтобы путем умело поставленных вопросов пробудить творческую мысль детей.
Как правило, в младших группах беседа должна продолжаться не более 10-15 мин. Что касается старших групп, то здесь её время может быть увеличено.
В процессе эвристической беседы выделено пять серий вопросов.
Первая серия вопросов должна быть направлена на то, чтобы выяснить целевую установку темы, как проблемы, требующей решения.
Кто, где, когда, что? В чем суть? Какова главная идея?
Вторая серия вопросов должна быть направлена на решение поставленной проблемы.
Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю?
Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана.
Что лучше? Что правильнее? Перескажите. Сформулируйте. Объясните
Четвертая серия вопросов приводит к формулировке вывода самими детьми.
Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее?
Пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний.
Как и где использовать? Что еще может интересовать?
Эти вопросы стимулируют творческое мышление, в результате которого дети открывают, приобретают новые знания. А эти новые знания развивают умения, навыки и творческие способности детей.
Таким образом, формирование социально-коммуникативной компетентности и у детей с проблемами в развитии, и у детей с нормой становится в нашем детского сада неотъемлемой частью работы по сопровождению развития дошкольника, по созданию условий для его благополучного становления как личности.
Библиография:
- Карабанова Н.А. , Курынова С.С. , Руденко И.В. , Тумакова О.Е. Экология детства. / Н.А Карабанова, С.С. Курынова, И.В. Руденко, О.Е. Тумакова – Тольятти, 2005.
- Руденко И.В. , Тумакова О.Е. , Евдешина М.Ю. , Колотухина О.А. Технология проблемного обучения в детском саду. – Тольятти, 2008.
- Шипицына Л.М. ред. Комплексное сопровождение развития детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына – СПб, Речь, 2003.
- О Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области – Постановление Правительства Самарской области № 24 от 19.05.2004.