Каждый год в конце октября в нашей гимназии проходится Неделя гуманитарных наук. Звучит вполне обыденно. Но вот уже 8 лет “плановое мероприятие” превращается в необыкновенный праздник: “Погружение в историческую эпоху”. Мы уже “погружались” в допетровскую Русь, в эпоху Петра I, Екатерины II, Александра I и Отечественной войны 1812 года, во времена “Золотого века” русской поэзии, в эпоху “Между Золотым и Серебряным веком”.
Каждый день этой недели – событие, связанное с эпохой. В конце недели происходит самое интересное – каждый класс получает маршрутный лист и отправляется в интеллектуальное путешествие по “станциям”.
Приглашаю всех на “станцию”: “Исследовательская лаборатория”.
Люди всегда интересовались окружающим их миром. С глубокой древности они стремились понять, почему тела нагреваются, как передают свет и звук. На некоторые из этих вопросов ответили ещё античные учёные. Однако, хотя наука развивалась, вопросов становилось всё больше и больше. К концу 19 века учёные пришли к выводу, что свет, электричество и магнетизм – проявление различных форм энергии.
Начало XX века - “Серебряный век” - явилось эпохой сенсационных открытий. Выяснилось, что атомы радиоактивных элементов служат источниками огромной энергии. Это послужило началом современных представлений об атоме: атомы состоят из ещё более мелких частиц, свойства которых нельзя описать механикой Ньютона.
Появилась наука – квантовая механика – новая группа законов, описывающих свойства частиц атома, основанных на положении о том, что материя имеет и волновую, и квантовую природу. Стало понятно, что основная масса атома заключается в его ядре, вокруг которого, как планеты вокруг Солнца, вращаются электроны.
“Теория относительности” Эйнштейна опровергла учение Ньютона о неизменности времени и пространства, было доказано, что любое движение относительно, что существует связь между массой и энергией движущихся тел, выражающаяся уравнением Е = mc2, являющимся основой всех методов получения атомной энергии.
И пусть в нашей игре учащиеся не совершат великих открытий, всё равно каждый из них может для себя открыть, изобрести что-то новое, понять суть явления, а главное - участвовать в исследовательской работе.
Правила игры:
- Участвуют в игре учащиеся 7-8-х классов. Они в течение недели, погружаясь в эпоху Серебряного века, принимают участие в конкурсе газет, интеллектуальных играх, где узнают о научных открытиях и изобретениях того времени.
2. Время, отведённое на работу команды – 10 минут, всего 60-70 минут.
3. Учащиеся входят в класс, рассаживаются командами по 5-6 человек за столы – “лаборатории”.
“Заведующие лабораториями” - великие учёные начала 20 века: Альберт Эйнштейн, Эрнест Резерфорд, Мария Склодовская – Кюри, Константин Эдуардович Циолковский и Пётр Николаевич Лебедев (их роль исполняют учащиеся 11-го класса) знакомят ребят с заданиями, оказывают помощь и проверяют выполнение экспериментов и расчёты. (Приложение № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).
Например, задание для восьмиклассников:
- Как вытащить катушку ниток или клубок, закатившиеся под диван, не залезая под него и не отодвигая?
На столе находятся несколько клубков и катушек ниток. Если потянуть за нить горизонтально, то катушка послушно выкатывается. Если же нить тянуть под углом, то она ещё дальше спрячется. Почему так происходит?
Ответ:
Чтобы достать катушку, надо потянуть нить, держа её горизонтально, и тогда катушка послушно выкатится. В этот момент точка А соприкасается с полом и является неподвижной, её можно рассматривать как ось вращения. Сила имеет относительно этой оси момент, стремящийся повернуть катушку по часовой стрелке (1). В результате катушка будет двигаться в нашу сторону.
Если же тянуть её под углом относительно оси вращения, то момент силы заставляет катушку двигаться против часовой стрелки (2), и катушка убегает.
4. При подведении итогов учитывается не только правильность, но и научность, рациональность мышления, смекалка, быстрота и коллективное творчество. (Приложение №8)
5. Работа класса в целом оценивается по трёхбалльной шкале и фиксируется на маршрутном листе. (Приложение №9)
Кроме этого, индивидуально присуждаются победы в номинациях:
“ За оригинальность”, “ За быстроту и смекалку”, “За творческий подход”
Дипломами награждают учащихся на итоговой линейке после интеллектуального марафона.
Литература
- “100 игр по физике”, Книга для учителя. – М.; Просвещение, 1995.
- “Занимательная физика”, книга 2, Я.И. Перельман. – Чебоксары, 1994.
- “Забавная физика”, Л. Гальперштейн, М., Детская литература, 1993.
- “Физика для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке”, А.Н.Майоров, Ярославль, “Академия развития, 1999.
- “Физические викторины”, Б.Ф.Билимович, М., Просвещение, 1977.
- “Внеклассная работа по физике”, В.П.Синичкин, О.П.Синичкин, Саратов, “Лицей”, 2002.