Учебно-методический комплекс:
- Программа курса химии для X –XI классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / О.С.Габриелян; Москва: Дрофа, 2007 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Учебник для общеобразовательных учреждений “Химия. 11 класс” / О.С. Габриелян Москва: Дрофа, 2007. Допущено Министерством образования и науки РФ.
- Задачи и упражнения по химии. Пособие для учителя/Г.Л. Абкин; Москва: Просвещение;1980 г.
- Химия для абитуриентов. От средней школы к ВУЗу; Научно-популярная библиотека школьника/ Р.А. Лидин, В.А. Молочко; Москва: Химия 1999 г.
Цели
:- образовательная – сформировать понятие о процессе коррозии, изучить ее виды и механизмы с учетом среды электролита;
- развивающая – развивать умения записывать электронные уравнения реакций, происходящих на аноде и на катоде, с учетом среды электролита;
- воспитательная – научить самостоятельно оценивать наблюдаемые явления, развивать познавательный интерес, формировать положительную мотивацию к изучению предмета максимально приближая изучаемый материал к жизненным ситуациям;
Тип урока:
изучение нового материалаМетоды
:По дидактическим целям и средствам обучения:
обучения – эвристический
преподавания – сообщающий
учения – частично-поисковый, исполнительский
По источнику информации:
словесные – беседа, рассказ, работа с учебником;
наглядные – демонстрация, организация наблюдения за протекаемым процессом
(эксперимент);
практические – самостоятельная работа (решение задач)
Оборудование:
Таблицы:
- “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”;
- “Растворимость солей, кислот и оснований в воде”;
- “Электрохимический ряд напряжений металлов”.
Реактивы:
Для демонстрации опыта № 1: медная и железная пластины, стакан (или кристаллизатор), 10% раствор хлорида натрия, стальная и медная проволока, гальванометр.
Для демонстрации опыта № 2: две пробирки, раствор соляной кислоты, гранула чистого цинка и гранулу цинка с примесями. (Для получения такого образца гранулу цинка на 1-2 мин. опускаем в раствор медного купороса)
Для проведения эксперимента – 6 пробирок, штатив для пробирок; растворы NaCl, НCl, дистиллированная вода, железный гвоздь в контакте с медной проволокой (2 штуки), железный гвоздь в контакте с оловянной проволокой (2 штуки), железный гвоздь в контакте с алюминиевой проволокой (2 штуки), железный гвоздь.
Для демонстрации презентации: компьютер, мультимедиа, экран;
Интернет – адреса цифровых образовательных ресурсов, применяемых в разработке:
- http://school-collection.edu.ru http://www.education.spb.ru/gtp.htp (Green Scholl Program – краткие описания учебных экологических проектов, направленных на привлечение школьников к участию в улучшении экологической обстановки..)
Планируемые результаты обучения.
На основе полученных знаний и изученных примерах уметь объяснять сущность процесса коррозии металлов и сплавов, записывать электронные уравнения реакций протекающих на электродах, объяснять различный механизм протекания процесса в зависимости от среды электролита. Знать о способах защиты металлов и сплавов от коррозии в повседневной жизни. Уметь экспериментально подтверждать процесс коррозии и определять факторы влияющие на ее скорость.Параметры оценивания знаний обучающихся:
- активность работы на уроке;
- качество оформления результатов эксперимента;
- решение расчетных задач.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Продукт взаимодействия |
I. Огранизационный момент (1 -2 минуты). | ||
Приветствие учителя Проверка отсутствующих. Установка внимания. Установка на плодотворную работу. |
Подготовка рабочего места. | |
II. Переход к изучению нового материала (3 минуты). | ||
Вводное слово учителя: Ознакомление с документальным историческим материалом (Приложение 1; часть а) Подводящий к теме диалог и создание проблемной ситуации: Что же послужило причиной разрушения яхты? Сообщение целей и
задач урока. |
Рассуждения по выдвинутой проблеме и выдвижение предложений по формулировке темы урока. |
Определение темы урока: “Коррозия металлов и ее виды. Способы защиты металлов и сплавов от коррозии”. |
III. Изучению нового материала (23 минуты) | ||
1. Активизация мыслительной активности учащихся
посредством организации беседы по формулированию определения понятия
“Коррозия”; (2 мин.) Демонстрация презентации (Слайд 2) Запись термина на доске коррозия (от лат. corrosio – разъедаю). Чтобы понять суть происшедшего с яхтой необходимо вспомнить механизм действия гальванического элемента. |
Высказывание предположений по формулировке определения.
|
Уяснение сущности процесса коррозии.
|
2. Демонстрация опыта №1: Слайд 3. Приложение 2. Объяснение причин наличия электрического тока в цепи. |
Наблюдение за течением опыта. Прибор показывает наличие
тока в цепи.
|
Выводы: сравним стандартные электродные потенциалы этих металлов. Выясним, что при контакте будет коррозировать железо, так как его электродный потенциал меньше чем у меди. Железо будет анодом, а медь катодом. |
3. Изучение интенсивность процесса коррозии. Слайд 4. Демонстрация опыта № 2: Слайд 5. Приложение 3. |
Отмечают различие интенсивности протекания процессов, что связано с чистотой металла. | Вывод: так как образуется множество микрогальванических
пар, то коррозия протекает быстро. Если металл имеет ровную поверхность, то коррозия замедляется. Если поверхность неровная, то коррозия усиливается, (поверхность внутри мелких углублений – а анод, открытая поверхность – катод). |
4. Изучение зависимости скорости коррозии от различных
факторов. Проведение эксперимента Озвучивание цели и задач эксперимента. (2 мин) Слайд 6. |
Закладка эксперимента согласно инструктивной карточке. |
|
Организация работы с учебником (стр. 209); (3 мин) Задание : прочитать материал и ответить на вопросы: – Какие бывают виды коррозии? – Какие из них наиболее опасны? Коррекция ответов учащихся Демонстрация презентации. (Слайд 7.) Подведение итогов работы с учебником. (1 мин.) |
Самостоятельная работа с учебником. Поиск ответов на
поставленные вопросы.
Индивидуальные устные ответы. |
Составление схемы отражающей виды коррозии по характеру
разрушения (месту локализации).
Составление схемы, отражающей виды коррозии в зависимости от природы разрушителя. |
Объяснение наиболее трудного материала: –
механизм электрохимической коррозии (ОВР); |
Запись определений и приводимых примеров в тетрадь. | Уяснение механизма электрохимической коррозии. |
Запись на доске процессов, протекающих на катоде в
разных средах, то есть при рН < 7 и при рН ≥ 7. (3 мин.)
Демонстрация презентации. (Слайд 8.) |
Перенесение записи в тетрадь. | Заучивание полуреакций восстановления ионов водорода и молекул кислорода, происходящих на катоде. |
Подведение итогов по разделу электрохимической
коррозии.
Выяснение основных факторов, провоцирующих процесс коррозии. Демонстрация презентации. (2 мин); (Слайд 9) |
Самостоятельное формулирование выводов.
|
Уяснение основных факторов, провоцирующих процесс
коррозии:
|
Анализ результатов эксперимента. Организация самостоятельной работы учащихся. (4 мин). |
Самостоятельная работа с предложенной формой отчета. Оформление отчета по результатам наблюдения. |
Оформленный отчет по результатам эксперимента.
|
Организация работы с учебником. (стр. 212 -214) Изучение способов защиты от коррозии. Задание: Прочитать предложенный раздел, выделить главную мысль и кратко изложить суть данного метода защиты. (4 мин.) |
Индивидуальные устные ответы. | Уяснение основных мер защиты конструкций и изделий
металлов и сплавов от коррозии. Изученные новые понятия: легирование протектор ингибитор |
Подведение итогов работы с учебником: Демонстрация презентации. (Слайд 10) |
Индивидуальные устные ответы. | |
Задание: Какие методы защиты металлических изделий исползовались в демонстрируемых случаях. (Слайд 11) |
Индивидуальные устные ответы. | |
IV. Подведение итогов урока (2 минуты). | ||
Разрешение проблемной ситуации, озвученной в начале
урока. Вопрос: Что же послужило причиной разрушения яхты? Коррекция ответов обучающихся при необходимости. (Приложение 1; часть б.) |
Формулировка выводов – предположений. | |
V. Закрепление изученного материала (8 минут) | ||
Решение задач. (Учебник стр. 224 ; № 16 (а,б), 17, 18, 19) или (Слайд 12); |
Решение задач у доски. (одновременно работают 4
человека), остальные работают самостоятельно. Коллективное обсуждение по итогам работы у доски. |
Решенные и оформленные задачи. |
Одновременно с работой у доски, двое наиболее сильных
обучающихся работают с информационными текстами по методике опережающего
обучения. Приложение 7. Развитие эры коррозионной науки. Приложение 8. Коррозия и архитектура. |
Сообщения учащихся. | |
Решение познавательных задач. Слайд 13. Приложение 9. |
Коллективное обсуждение. | |
VI. Домашнее задание (1 минута) | ||
§ 18 Стр. 208– 214 Упр. № 15 на стр.224 (устно), дать обоснованный ответ, руководствуясь определением процесса коррозии и учебным материалом параграфа. (Найти противоречие). Предложить свой способ решения предложенной изобретательской задачи. Слайд 14. Приложение 10. |
Запись домашнего задания в дневник. | |
VII . Оценка знаний учащихся (1 минута) | ||
С целью объективности, оценка деятельности обучающихся на уроке складывалась из нескольких параметров, а именно: активность работы на уроке, письменное оформление результатов эксперимента, решение расчетных задач (этот пункт является основополагающим). | Оценки за работу на уроке. |