Развивающие занятия для учащихся 4–5-х классов: "Тренировка для ума"

Разделы: Внеклассная работа


Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывать определенные навыки и умения, привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества необходимы ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.

Предлагаемые занятия должны способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся, повысить мотивацию достижения успеха.

Программа состоит из 10 занятий длительностью один учебный час. При желании возможно удлинение времени отдельного занятия и сокращение их общего числа. Желательно проводить занятия в помещении, где можно было бы быстро организовать учебное пространство – переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психологических упражнений.

Структура занятия: разминка (5 мин.), беседа и упражнения (30 мин.), рефлексия и домашнее задание (9 мин.).

Для выяснения результативности занятий необходимо в начале и в конце всего курса занятий провести диагностику интеллектуального развития учащихся. Предлагаемая методика – “ Групповой интеллектуальный тест” Обнинского городского центра “Детство”. Предполагается, что уровень умственного развития по классу повысится в среднем на 15% .Время проведения занятий – февраль, март.

Темы занятий:

Занятие 1.
Занятие 2.
Занятие 3.
Занятие 4.
Занятие 5.
Занятие 6.
Занятие 7.
Занятие 8.
Занятие 9.
Занятие 10.
Тренировка ума.
Зарядка ума.
Чистка ума.
Разминка для ума.
Ясность ума.
Беглость ума.
Гибкость ума.
Яркость мысли.
Стройность мысли.
Сила ума.

Занятие 1. Тренировка ума.

Задачи: Создание положительной мотивации к заданиям. Развитие внимания (переключение). Развитие мышления и отработка умений описывать предметы по их признакам.

Разминка:

1. Установление доверительных отношений в группе.

Упражнение “ Колпак мой треугольный”:

Колпак мой треугольный.
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.

Скороговорка проговаривается. Затем слова постепенно заменяются жестами

2. Игра “Прочисти мозги” (создание хорошего настроения, единства).

Инструкция: Все ненадолго встаньте и немного потянитесь. Прямо сейчас мы все совершим особый ритуал. Этот ритуал поможет удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего ума. Вытянитесь вверх, как будто вы хотите достать до потолка, потянитесь во все стороны, раскинув руки как можно шире, и напрягите все свои мышцы! Теперь встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 сантиметрах от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. У вас это получилось! Теперь начинайте тянуть нить туда– сюда, от одного уха к другому... Оглянитесь вокруг и смотрите, как мы делаем то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раз– два, раз– два! Влево – вправо, влево – вправо! Знаете, кто вы сейчас? Вы – умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое ваших голов, так что огонь вашего познания может гореть ярким светом, и вы снова готовы к новым открытиям.

Основная часть.

Беседа. “Для чего человек мыслит?”

Детям задается этот вопрос. Они на него отвечают, ответы сводятся к результату: “Чтобы решать проблемы”. А для того, чтобы лучше мыслить, показать хорошие результаты в учебе, необходима тренировка ума. Тренировка для ума – это упражнения, с помощью которых вы научитесь четко, ясно и осознанно мыслить, решать задачи, рассуждать. Для того, чтобы получить хороший результат надо соблюдать ряд условий:

– иметь желание;
– посещать все занятия;
–активно выполнять все задания.

Задание 1. Тест – шутка “ Примени свое мышление”.

  1. Вол вспахивает каждый день участок земли. Сколько следов копыт он оставит при последнем заходе? (Ни одного.)
  2. Что легче килограмм железа или килограмм сыра? (Одинаково весят.)
  3. Вася Петров живет на 10 этаже. Утром он на лифте спускается вниз, вечером едет на лифте до 5 этажа. А затем поднимается пешком. Почему? (Он еще очень маленький по росту.)
  4. Цыпленок на двух ногах весит 100 граммов. Сколько он будет весить стоя на одной ноге? (100 граммов.)
  5. На тарелке лежит 5 селедок. Их делят на 5 человек. Каждому достается по одной селедке, но одна все – таки остается на тарелке. Как это возможно? (Кто – то получит селедку на тарелке.)

Задание 2. “Закончи рисунок”.

Задание 3. Игра “Письменные инструкции”.

Инструкция: Каждый из вас получит сейчас лист с инструкцией. Внимательно прочтите и точно выполните каждое положение инструкции (10–15 минут).

Лист участника:

  1. Возьми чистый лист бумаги и напиши в правом нижнем углу свое имя.
  2. Нарисуй посередине листка небольшой домик.
  3. Нарисуй слева от домика маленький пруд. Пусть в пруду плавают два лебедя.
  4. Приведи к домику дорожку, которая начиналась бы в нижнем левом углу листа.
  5. Укрась правую сторону дорожки маленькими цветочками.
  6. Нарисуй в правом верхнем углу листка солнышко.
  7. Нарисуй над твоим именем дерево.

Теперь вы можете потренироваться в придумывании инструкций. Разбейтесь на пары, напишите каждый свою инструкцию, обменяйтесь ими и выполняйте ее. Нарисуйте картину именно так, как предписано инструкцией.

Задание 4. “ Исключение пятого лишнего”.

Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Найдите это пятое слово.

  1. приставка, предлог, суффикс, окончание, корень
  2. треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
  3. дождь, снег, осадки, иней, град
  4. запятая, точка, двоеточие, тире, союз
  5. дуб, дерево, ольха, ясень
  6. Василий, Федор, Иван, Петров, Семен
  7. молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша
  8. секунда, час, год, вечер, неделя
  9. горький, горячий, кислый, соленый, сладкий
  10. темный, светлый, голубой, яркий, тусклый
  11. самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль
  12. круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник

Задание 5. В каждой строчке этого задания написаны три слова. Между первым и вторым словом существует какая – то связь. Определите ее. Рядом с третьим словом даны еще пять слов в скобках. Из этих пяти нужно выбрать только одно, которое будет относиться к слову без пары точно так же, первое слово ко второму.

Лошадь : жеребенок – корова (пастбище, рога, молоко, теленок, бык)
Тонкий : толстый – безобразный (красивый, жирный, грязный, урод, веселый)
Свинец : тяжелый – пух (трудный, перина, перья, легкий, куриный)
Ложка : каша – вилка (масло, нож, тарелка, мясо, посуда)
Яйцо : скорлупа – картофель (курица, огород, капуста, суп, шелуха)
Коньки : зима – лодка (лед, каток, лето, весло, река)
Ухо : слышать – зубы (видеть, лечить, рот, щетка, жевать)
Собака : шерсть – щука (овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя)
Чай : сахар – суп (вода, тарелка, крупа, соль, ложка)
Дерево : сук – рука (топор, перчатка, нога, работа, палец)
Школа : обучение – больница (доктор, ученик, учреждение, лечение, больной)
Нож : сталь – стол (вилка, дерево, стул, пища, скатерть

Заключительная часть.

Подведение итогов.