Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывать определенные навыки и умения, привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества необходимы ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.
Предлагаемые занятия должны способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся, повысить мотивацию достижения успеха.
Программа состоит из 10 занятий длительностью один учебный час. При желании возможно удлинение времени отдельного занятия и сокращение их общего числа. Желательно проводить занятия в помещении, где можно было бы быстро организовать учебное пространство – переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психологических упражнений.
Структура занятия: разминка (5 мин.), беседа и упражнения (30 мин.), рефлексия и домашнее задание (9 мин.).
Для выяснения результативности занятий необходимо в начале и в конце всего курса занятий провести диагностику интеллектуального развития учащихся. Предлагаемая методика – “ Групповой интеллектуальный тест” Обнинского городского центра “Детство”. Предполагается, что уровень умственного развития по классу повысится в среднем на 15% .Время проведения занятий – февраль, март.
Темы занятий:
Занятие 1. Занятие 2. Занятие 3. Занятие 4. Занятие 5. Занятие 6. Занятие 7. Занятие 8. Занятие 9. Занятие 10. |
Тренировка ума. Зарядка ума. Чистка ума. Разминка для ума. Ясность ума. Беглость ума. Гибкость ума. Яркость мысли. Стройность мысли. Сила ума. |
Занятие 1. Тренировка ума.
Задачи: Создание положительной мотивации к заданиям. Развитие внимания (переключение). Развитие мышления и отработка умений описывать предметы по их признакам.
Разминка:
1. Установление доверительных отношений в группе.
Упражнение “ Колпак мой треугольный”:
Колпак мой треугольный.
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
Скороговорка проговаривается. Затем слова постепенно заменяются жестами
2. Игра “Прочисти мозги” (создание хорошего настроения, единства).
Инструкция: Все ненадолго встаньте и немного потянитесь. Прямо сейчас мы все совершим особый ритуал. Этот ритуал поможет удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего ума. Вытянитесь вверх, как будто вы хотите достать до потолка, потянитесь во все стороны, раскинув руки как можно шире, и напрягите все свои мышцы! Теперь встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 сантиметрах от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. У вас это получилось! Теперь начинайте тянуть нить туда– сюда, от одного уха к другому... Оглянитесь вокруг и смотрите, как мы делаем то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раз– два, раз– два! Влево – вправо, влево – вправо! Знаете, кто вы сейчас? Вы – умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое ваших голов, так что огонь вашего познания может гореть ярким светом, и вы снова готовы к новым открытиям.
Основная часть.
Беседа. “Для чего человек мыслит?”
Детям задается этот вопрос. Они на него отвечают, ответы сводятся к результату: “Чтобы решать проблемы”. А для того, чтобы лучше мыслить, показать хорошие результаты в учебе, необходима тренировка ума. Тренировка для ума – это упражнения, с помощью которых вы научитесь четко, ясно и осознанно мыслить, решать задачи, рассуждать. Для того, чтобы получить хороший результат надо соблюдать ряд условий:
– иметь желание;
– посещать все занятия;
–активно выполнять все задания.
Задание 1. Тест – шутка “ Примени свое мышление”.
- Вол вспахивает каждый день участок земли. Сколько следов копыт он оставит при последнем заходе? (Ни одного.)
- Что легче килограмм железа или килограмм сыра? (Одинаково весят.)
- Вася Петров живет на 10 этаже. Утром он на лифте спускается вниз, вечером едет на лифте до 5 этажа. А затем поднимается пешком. Почему? (Он еще очень маленький по росту.)
- Цыпленок на двух ногах весит 100 граммов. Сколько он будет весить стоя на одной ноге? (100 граммов.)
- На тарелке лежит 5 селедок. Их делят на 5 человек. Каждому достается по одной селедке, но одна все – таки остается на тарелке. Как это возможно? (Кто – то получит селедку на тарелке.)
Задание 2. “Закончи рисунок”.
Задание 3. Игра “Письменные инструкции”.
Инструкция: Каждый из вас получит сейчас лист с инструкцией. Внимательно прочтите и точно выполните каждое положение инструкции (10–15 минут).
Лист участника:
- Возьми чистый лист бумаги и напиши в правом нижнем углу свое имя.
- Нарисуй посередине листка небольшой домик.
- Нарисуй слева от домика маленький пруд. Пусть в пруду плавают два лебедя.
- Приведи к домику дорожку, которая начиналась бы в нижнем левом углу листа.
- Укрась правую сторону дорожки маленькими цветочками.
- Нарисуй в правом верхнем углу листка солнышко.
- Нарисуй над твоим именем дерево.
Теперь вы можете потренироваться в придумывании инструкций. Разбейтесь на пары, напишите каждый свою инструкцию, обменяйтесь ими и выполняйте ее. Нарисуйте картину именно так, как предписано инструкцией.
Задание 4. “ Исключение пятого лишнего”.
Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Найдите это пятое слово.
- приставка, предлог, суффикс, окончание, корень
- треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
- дождь, снег, осадки, иней, град
- запятая, точка, двоеточие, тире, союз
- дуб, дерево, ольха, ясень
- Василий, Федор, Иван, Петров, Семен
- молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша
- секунда, час, год, вечер, неделя
- горький, горячий, кислый, соленый, сладкий
- темный, светлый, голубой, яркий, тусклый
- самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль
- круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник
Задание 5. В каждой строчке этого задания написаны три слова. Между первым и вторым словом существует какая – то связь. Определите ее. Рядом с третьим словом даны еще пять слов в скобках. Из этих пяти нужно выбрать только одно, которое будет относиться к слову без пары точно так же, первое слово ко второму.
Лошадь : жеребенок – корова (пастбище, рога, молоко, теленок, бык)
Тонкий : толстый – безобразный (красивый, жирный, грязный, урод, веселый)
Свинец : тяжелый – пух (трудный, перина, перья, легкий, куриный)
Ложка : каша – вилка (масло, нож, тарелка, мясо, посуда)
Яйцо : скорлупа – картофель (курица, огород, капуста, суп, шелуха)
Коньки : зима – лодка (лед, каток, лето, весло, река)
Ухо : слышать – зубы (видеть, лечить, рот, щетка, жевать)
Собака : шерсть – щука (овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя)
Чай : сахар – суп (вода, тарелка, крупа, соль, ложка)
Дерево : сук – рука (топор, перчатка, нога, работа, палец)
Школа : обучение – больница (доктор, ученик, учреждение, лечение, больной)
Нож : сталь – стол (вилка, дерево, стул, пища, скатерть
Заключительная часть.
Подведение итогов.