"Устное народное творчество. Детский потешный фольклор"

Разделы: Начальная школа


Цель: Знакомство с детским потешным фольклором.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с детским потешным фольклором.
  2. Продолжить формирование чувства любви к родине, интереса к ее истории через фольклор.
  3. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: костюмы, музыкальные инструменты, волшебный сундучок, карточки, книги, куклы-матрешки.

Ход урока

1.Организационный момент.

Игра на ложках. Народная композиция.

– Здравствуйте, ребята. Посмотрите сколько гостей у нас на уроке, поздоровайтесь с ними. Садитесь.

2. Введение в новый материал.

– Сегодня у нас урок необычный, наш урок чтения будет проходить вместе с уроком народного творчества. И говорить мы будем о детском потешном фольклоре.

– А что же такое фольклор? (Фольклор – это народное творчество, к нему относится словесный фольклор, музыкальный фольклор, танцевальный фольклор или совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.)

– Почему же наш урок мы начали с музыкальной композиции на ложках? (Ложки – один из древнейших народных музыкальных инструментов.)

– Посмотрите, а где проходит наш урок? (В Суриковском зале.)

– Почему, как вы думаете?

– Посмотрите на панно. Здесь изображен наш город, его самое первое поселение.

Первыми осваивать просторы Сибири приезжали вольные переселенцы и землепроходцы. Среди них были и предки В.И.Сурикова. С первыми отрядами казаков они ступили на нашу землю. Здесь были и ссыльные. В большинстве своем это были люди смелые, сильные, предприимчивые, грамотные. Люди разных национальностей. Они и принесли в Сибирь свою культуру: танцы, песни, обряды. Из всего этого и сложился народный сибирский фольклор.

– Для чего мы должны изучать фольклор?

– Откуда мы узнаем народный фольклор?

3. Работа над детским потешным фольклором.

Помогать нам сегодня будет “чудесный сундучок”.

В сундучке находятся матрешки, на них написаны виды детского потешного фольклора: колыбельные, загадки, скороговорки, пословицы, дразнилки, считалки, прибаутки-небылицы, игры, календарные праздники, танцы.

– Открываем сундучок. (Один из учеников открывает сундучок и достает матрешку.)

По каждой матрешке детьми приводятся примеры.

1. Колыбельные (исполняются под музыкальное сопровождение).

Баю-баю за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам – под осинку,
Алеше – на перинку.
Баю-баю, Лешенька,
Засыпай скорошенько!

2. Загадки (дети загадывают загадки своим однокласникам).

Я вода да по воде же и плаваю. (Лед.)

Белый Тихон
С неба спихан,
Где пробегает –
Ковром устилает. (Снег.)

Упрятались голышки во мохнатые мешки,
Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке.)

3. Скороговорки (в форме соревнования между мальчиками и девочками).

Сломы воз возница вез.

Пошла Поля полоть петрушку в поле.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
-Ха-ха-ха-ха-ха-ха!

4. Пословицы.

Зима снежная – лето дождливое.

Если зимою сухо и холодно, летом сухо и жарко.

Если зимою тепло – летом холодно.

Зима морозная – лето жаркое.

Птица хохлится – к непогоде.

Снегирь под окном чирикает – к оттепели.

5. Дразнилки.

Андрей-воробей не гоняй голубей.

Гоняй галочек из-под палочек.

Ваня-Ваня простота, купил лошадь без хвоста.

6. Считалочки.

“Тили – тели”, –
Птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.

Раз – елка,
Два – дубок,
Три – березовый гаек
А четыре – это травка,
Пять – пчелка трудится опять,
Шесть – еж колючий под пеньком.
Семь – гриб под дубом вырос.
Восем...

Раз, два – деревья
Три, четыре – вышли звери
Пять, шесть – падает лист
Семь, восемь – птицы в лесу
Девять, десять – это синички подняли красные личка.

7. Прибаутки-небылицы.

– Кисонька-мурысенька,
Где ты была?
– На мельнице.
– Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
– Муку молола.
– Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
– Прянички
– Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
– Одна
– Нетешь одна, не ешь одна!

8. Игры.

Игра с музыкальным сопровождением “Царь за городом гуляет”

9. Календарные праздники.

Дети перечисляют народные праздники (зимние святки, рождественские посиделки, пришла коляда, масленица).

10. Танцы.

“У нас Васенька нынче женится.”

У нас Васенька нынче женится.
Раз-там лето тут зима
Чернобровая моя.

Нонче женится берет девицу.
Раз-там лето тут зима
Чернобровая моя.

Взял он девицу, себе Оленьку.
Раз-там лето тут зима
Чернобровая моя.

Ну а Оленька идет, себе молодца берет.
Раз-там лето тут зима
Чернобровая моя.

В хоровод пошла, я ловить буду.
Раз-там лето тут зима
Чернобровая моя.

4. Итог урока.

– А нужно ли нам в наше время изучать фольклор? Для сего?

– Спасибо за работу.