Цель: Знакомство с детским потешным фольклором.
Задачи:
- Познакомить учащихся с детским потешным фольклором.
- Продолжить формирование чувства любви к родине, интереса к ее истории через фольклор.
- Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: костюмы, музыкальные инструменты, волшебный сундучок, карточки, книги, куклы-матрешки.
Ход урока
1.Организационный момент.
Игра на ложках. Народная композиция.
– Здравствуйте, ребята. Посмотрите сколько гостей у нас на уроке, поздоровайтесь с ними. Садитесь.
2. Введение в новый материал.
– Сегодня у нас урок необычный, наш урок чтения будет проходить вместе с уроком народного творчества. И говорить мы будем о детском потешном фольклоре.
– А что же такое фольклор? (Фольклор – это народное творчество, к нему относится словесный фольклор, музыкальный фольклор, танцевальный фольклор или совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.)
– Почему же наш урок мы начали с музыкальной композиции на ложках? (Ложки – один из древнейших народных музыкальных инструментов.)
– Посмотрите, а где проходит наш урок? (В Суриковском зале.)
– Почему, как вы думаете?
– Посмотрите на панно. Здесь изображен наш город, его самое первое поселение.
Первыми осваивать просторы Сибири приезжали вольные переселенцы и землепроходцы. Среди них были и предки В.И.Сурикова. С первыми отрядами казаков они ступили на нашу землю. Здесь были и ссыльные. В большинстве своем это были люди смелые, сильные, предприимчивые, грамотные. Люди разных национальностей. Они и принесли в Сибирь свою культуру: танцы, песни, обряды. Из всего этого и сложился народный сибирский фольклор.
– Для чего мы должны изучать фольклор?
– Откуда мы узнаем народный фольклор?
3. Работа над детским потешным фольклором.
Помогать нам сегодня будет “чудесный сундучок”.
В сундучке находятся матрешки, на них написаны виды детского потешного фольклора: колыбельные, загадки, скороговорки, пословицы, дразнилки, считалки, прибаутки-небылицы, игры, календарные праздники, танцы.
– Открываем сундучок. (Один из учеников открывает сундучок и достает матрешку.)
По каждой матрешке детьми приводятся примеры.
1. Колыбельные (исполняются под музыкальное сопровождение).
Баю-баю за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам – под осинку,
Алеше – на перинку.
Баю-баю, Лешенька,
Засыпай скорошенько!
2. Загадки (дети загадывают загадки своим однокласникам).
Я вода да по воде же и плаваю. (Лед.)
Белый Тихон
С неба спихан,
Где пробегает –
Ковром устилает. (Снег.)
Упрятались голышки во мохнатые мешки,
Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке.)
3. Скороговорки (в форме соревнования между мальчиками и девочками).
Сломы воз возница вез.
Пошла Поля полоть петрушку в поле.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
-Ха-ха-ха-ха-ха-ха!
4. Пословицы.
Зима снежная – лето дождливое.
Если зимою сухо и холодно, летом сухо и жарко.
Если зимою тепло – летом холодно.
Зима морозная – лето жаркое.
Птица хохлится – к непогоде.
Снегирь под окном чирикает – к оттепели.
5. Дразнилки.
Андрей-воробей не гоняй голубей.
Гоняй галочек из-под палочек.
Ваня-Ваня простота, купил лошадь без хвоста.
6. Считалочки.
“Тили – тели”, –
Птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.Раз – елка,
Два – дубок,
Три – березовый гаек
А четыре – это травка,
Пять – пчелка трудится опять,
Шесть – еж колючий под пеньком.
Семь – гриб под дубом вырос.
Восем...Раз, два – деревья
Три, четыре – вышли звери
Пять, шесть – падает лист
Семь, восемь – птицы в лесу
Девять, десять – это синички подняли красные личка.
7. Прибаутки-небылицы.
– Кисонька-мурысенька,
Где ты была?
– На мельнице.
– Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
– Муку молола.
– Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
– Прянички
– Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
– Одна
– Нетешь одна, не ешь одна!
8. Игры.
Игра с музыкальным сопровождением “Царь за городом гуляет”
9. Календарные праздники.
Дети перечисляют народные праздники (зимние святки, рождественские посиделки, пришла коляда, масленица).
10. Танцы.
“У нас Васенька нынче женится.”
У нас Васенька нынче женится.
Раз-там лето тут зима
Чернобровая моя.Нонче женится берет девицу.
Раз-там лето тут зима
Чернобровая моя.Взял он девицу, себе Оленьку.
Раз-там лето тут зима
Чернобровая моя.Ну а Оленька идет, себе молодца берет.
Раз-там лето тут зима
Чернобровая моя.В хоровод пошла, я ловить буду.
Раз-там лето тут зима
Чернобровая моя.
4. Итог урока.
– А нужно ли нам в наше время изучать фольклор? Для сего?
– Спасибо за работу.