Цели урока:
- Совершенствовать навыки решения задач разного вида. Расширять знания учащихся о природе и хозяйстве своего края.
- Способствовать развитию познавательной активности.
- Воспитывать любовь к родному краю, показать важность рационального использования и охраны растительного и животного мира.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
I. Организационный момент. Мотивация.
Слайд 1. (Приложение 1)
Учитель: Кто из вас слышал, как тоскливо кричат журавли, улетая с холодного севера в далекие теплые края? Почему они кричат? О чем их печаль? Ведь там их ждет обилие тепла и пищи, беззаботная жизнь. Но едва зазвенит первая песня весны, птицы возвращаются назад, в суровые, но милые сердцу края. Их властно зовет голос предков, родная земля. Родина!!!
Учитель: Сегодня урок математики мы посветим родному краю.
II. Устный счет.
Слайд 2.
1. Решение занимательных задач.
Игра “Поспевай – не зевай”
- Кто из кукушек кукует – самка или самец? (Самец)
- Кто из птиц наших лесов быстрее всех летает? (Стриж)
- Какой зверек спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)
- Сколько звуков в слове мышь? (3 звука)
- Что зимой страшнее для птиц – голод или холод? (Голод)
- Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу? (4 кг)
- Самое глубокое озеро в мире? (Байкал)
- Какая птица считается символом мира? (Голубь)
2. Логические задачи.
Слайд 3.
1. Пловец стоит на берегу реки. На том же или на другом берегу реки он окажется, если переплывет реку 5 раз; 8 раз?
Слайд 3.
2. Вова отдыхает в летнем оздоровительном лагере. Вот какую записку он написал маме:
SCQKZFOQPSOZR GRПFPLИSEДQУW!
Учитель: Сможете ли вы ее прочитать?
Дети: Скоро приеду!
Слайд 4.
3. Рядом растут три молодых дерева. Ствол дуба тоньше ствола березы, а ствол березы тоньше ствола сосны. Какое дерево толще: сосна или дуб?
III. Решение задач разного вида.
Слайд 5.
1. Составление задач по выражению.
Учитель: Какие реки нашей области вам известны?
Дети: Волга, Сок, Самара.
Учитель: Прочитайте запись.
Волга – 3690 км
Самара – 575 км
Учитель: Ребята, как вы думаете, что она может значить?
Дети: Длина реки Волга – 3690 км, а длина Самары – 575 км.
Учитель: Самой крупной рекой области является Волга. “Каждая страна имеет свою национальную реку, – писал французский писатель Александр Дюма. – Россия имеет ВОЛГУ – самую большую реку в Европе, царицу наших рек, – и я поспешил поклониться ее величеству ВОЛГЕ!”. Общая длина ее 3690 км, из них немалый отрезок приходится в Самарскую область. У Волги много притоков: Самара, Б. Иргиз, Сок, Чапаевка, Б. Черемшан и др. Река Самара наиболее многоводный приток Волги.
Учитель: Составьте задачу по выражению 3690–575
Дети: Длина реки Волга – 3690 км, а длина Самары – 575 км. На сколько км река Волга длиннее реки Самара?
Учитель: Запишите решение и ответ этой задачи в тетрадь.
Слайд 6.
Учитель: Посмотрите на следующую запись и скажите, о чем она может рассказать.
Волга – 340 км
Самара – 236 км
Дети: Длина Волги в границах Самарской области 340 км, а реки Самара – 236 км.
Учитель: Составьте по выражению 340+236 задачу.
Дети: Длина Волги в границах Самарской области 340 км, а реки Самара – 236 км. Какая общая протяженность этих рек в границах Самарской области?
2. Решение задач с лишними данными.
Слайд 7.
Учитель: Наша область богата лесами. Хвойные леса представляют собой наиболее ценную часть лесных богатств. Главное дерево – сосна обыкновенная. В Бор–Игарском лесничестве имеются памятники природы – 60, 61, 62 кварталы. Они играют почвозащитную роль, предотвращают заливание родников и речек. Красив Мурманский бор, возраст деревьев 150–100 лет.
К лиственным породам относятся: могучий дуб, с твердой и ценной древесиной, липа, клен, береза, вяз, тополь, осина, ольха, ива. Клявлинские леса богаты – осинниками.
Слайд 8.
Учитель: Прочитайте задачу.
Осина за день поглощает 66 л воды, а береза 60 л, дуб – 64 л. На сколько литров воды больше ежедневно поглощает осина, чем береза?
Учитель: На что вы обратили внимание?
Дети: В задаче имеются лишние данные.
Учитель: Измените условие задачи и решите ее.
Дети: Осина за день поглощает 66 л воды, а береза 60 л. На сколько литров воды больше ежедневно поглощает осина, чем береза?
Слайд 9.
Учитель: Прочитайте задачу.
Дети: Длина божьей коровки 8мм. она съедает до 50 тлей в день. Сколько тлей она съест за неделю?
Учитель: На что вы обратили внимание?
Дети: В задаче имеются лишние данные.
Учитель: Измените условие задачи и решите ее.
3. Решение задач с помощью чертежей.
Слайд 10.
Учитель: А кто любит рыбалку? Каких рыб вам приходилось ловить?
Дети: Мне приходилось ловить щуку, карпа, налима.
Учитель: В настоящее время в водоемах Самарской области обитает 50 видов рыб. Реки нашей области богаты такими реками как: лещ, белоглазка, синец, плотва, красноперки, гольяны, жерехи, ельцы язь, лини, подусты, пескари, чехони, горчаки, караси (золотистый, серебряный), сазаны и др.
Слайд 11.
Учитель: Посмотрите на доску, кому знакома эта рыба?
Дети: Это пескарь.
Учитель: Пескарь – длина его тела до 22 см (обычно 12–15 см). Окраска сверху зеленовато-буроватая, с боков серебристая с синеватыми и черноватыми пятнами, которые иногда сливаются в сплошную темную полоску. Брюшко серебристое. Такая окраска хорошо маскирует этого типичного донного обитателя. В течение всей жизни пескарь держится большими стаями, питается мелкими донными беспозвоночными, весной – икрой других рыб.
Учитель: А теперь прочитайте задачу.
Вова, Игорь, Андрей и Гриша ловили рыбу. Вова поймал 3 пескаря, Игорь – на 3 пескаря больше, чем Вова, Андрей – на 3 пескаря больше, чем Игорь, Гриша – на 3 пескаря больше, чем Андрей. По сколько пескарей поймал каждый из мальчиков?
Учитель: Решите задачу с помощью чертежей.
В _________
И ____________
А _________________
Г_______________________
4. Выбор выражения к задаче.
Слайд 12.
Учитель: Каких птиц вы встречали в нашей местности?
Дети: Я встречал снегиря, синичку, воробья, грача, ворону.
Учитель: Птицы отличаются не только широким распространением и разнообразием местообитаний, а и видовым богатством. В Самарской области представлено 235 видов, из которых 195 гнездящихся видов, остальные – пролетные и залетные. К последним относятся лебедь-кликун, журавль серый, чернеть морская и другие. Недавно на гнездовье в области отмечены поганка малая, горлица кольчатая, хохотун черноголовый. Птицы Самарской области относятся к 15 отрядам.
Слайд 13.
Учитель: Прочитайте задачу. Выберите выражение, которое является решением этой задачи.
Кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц. Сколько гусениц может уничтожить кукушка, если будет охотиться за пищей 16 часов?
16+100 16×100 |
16+1 16×1 |
100×16 100+16 |
Дети: Для решения этой задачи подходит выражение 100×16.
Учитель: Запишите решение и ответ задачи в тетрадь.
Слайд 14.
IV. Физкультминутка.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Садись, молодец!
5. Составление задач по условию.
Слайд 15.
Учитель: Ребята, а эти животные вам известны?
Дети: Это рысь и кот.
Учитель: Только это дикий кот. Прочитайте запись на доске. Составьте по записи задачу и решите ее.
Дикая кошка – 11 кг
Рысь – 26 кг.
Учитель: Семейство кошачьих в Самарской области представлено двумя малочисленными видами – рысью и степной кошкой. Дикие кошки – это кошки одиночки, которых оттеснили в глухие леса. Ведут скрытый образ жизни, люди очень редко видят их. Домашние и дикие очень похожи.
Рысь – охотник в темное время суток одиночка, уши заканчиваются кисточками длиной 4 см.
Слайд 16.
Учитель: А что вы можете сказать об этих обитателях нашего края?
Дети: Это лоси.
Учитель: Решите задачу устно.
Взрослый лось съедает за сутки 8000 г веточного корма. Вырази это число в кг.
Дети: 8000 г = 8 кг
Учитель: К семейству оленьих относится лось – самый крупный вид парнокопытных в области. Длина тела взрослых самцов достигает 3 м, высота в холке до 235 см, а масса до 600 кг.
Лось обычно лесное животное, но предпочитает поймы рек и окраины озер, опушки спелых смешанного типа лесов, их возобновление по вырубкам и гарям. Летом лось питается болотными, водными растениями, сочным разнотравьем, а зимой грызет кору и побеги кустарников и деревьев.
Лоси держатся поодиночке или группами (3–5 особей). В период гона (август, сентябрь) становятся менее осторожными. Более активные самцы нередко дерутся друг с другом. В апреле-мае лосихи приносят одного – двух телят. Через несколько дней после рождения лосята начинают поедать зеленый корм и продолжают питаться молоком матери в течение 3,5–4 месяцев. При высокой численности лоси могут причинять вред молодым посадкам леса, особенно соснам. Поэтому плотность лося не должна превышать 3–4 особи на 1000 га лесной площади.
Косуля – небольшой олень: длина тела до 135 см, высота 75–90 см, а масса 20–37 кг.
Самцы имеют небольшие рога с отростками и бугорками. Окраска косуль летом желтовато-рыжая, зимой серо-бурая.
Косуля предпочитает разреженные леса, перемежающиеся большими полянами и густыми тенистыми участками. Летом питается сочным разнотравьем на лесных лужайках и опушках, зимой тонкими ветвями, почками и сухими листьями. Косуля особенно любит сухие листья осины. Кору деревьев не ест.
Косуля – грациозное, изящное животное, нуждающееся в строгой охране и подкормке в снежные зимы. Европейские косули передвигаются с трудом при высоте снежного покрова в 20–30 см.
В пределах области численность косуль невелика. В последние годы отмечается ее увеличение в некоторых южных районах области (например, в Пестравском районе).
Слайд 17.
Учитель: Составьте задачу по данным, чтобы она решалась делением.
Лось – 600 кг
Косуля – 60кг
Дети: Масса лося 600 кг, а косули – 60кг. Во сколько раз тяжелее лось, чем косуля?
Слайд 18.
Учитель: А теперь рассмотрите и запомните растения, которые требуют дополнительной охраны и заботы. Это василек Талиева, шаровница крапчатая, тюльпан Шренка, пыльцеголовник красный, башмачок настоящий, копеечник Разумовского, тимьян клоповый, водяной орех плавающий.
Список растений, произрастающих на территории Самарской области, подлежащих охране и занесенных в Красную книгу [1].
6. Решение задач с недостающими данными.
Слайд 19.
Учитель: Мы знаем, что цветы рвать нельзя, но как ими можно украсить дом?
Дети: Можно сфотографировать, нарисовать.
Учитель: Посмотрите на запись, можно ли по ней решить задачу?
Дети: Нет, так как условие не полное.
Учитель: Составьте и решите задачу по записи, чтобы она решалась в два действия.
Сережа – 25 снимков
Катя –………..
V. Итог урока.
Слайд 20.
Учитель: Грациозная косуля украшает герб нашей области. Ребята, а на что похожа эта фотография нашей области?
Дети: Эта фотография напоминает сердце.
Учитель: Каждый человек, должен беречь свою Родину, так же, как он дорожит своим сердцем.
Учитель: Подведите итог урока.
Дети: Сегодня решая задачи, мы узнали много нового о природе нашего края. Учились ее любить и беречь!
Учитель: Что вам понравилось на уроке? Что запомнится надолго?
Приложение. Слайд 21.
Учитель:
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
Литература:
1. Красная книга РСФСР. М., Росагропроиздат, 1988 г.