"Мы живем в замечательное время, насыщенное событиями, открытиями, смелыми идеями и самыми немыслимыми мечтами. Но, как и в любое другое время, людям приходится решать проблемы, обусловленные изменениями в жизни. Стремительное развитие языка, активный процесс иноязычных заимствований, правила общения посредством Интернета и предельно кратких SMS – таковы объективные причины изменений, происходящих с русским языком в настоящее время. Как же в это время сохранить наш "великий и могучий"? Как сформировать в учащихся чувство уважения и бережного отношения к нему? Как научить пользоваться несметными богатствами родного языка и воспитать успешного коммуникатора? Эти задачи в современной школе решаются всеми педагогами, но наибольшая нагрузка лежит, конечно, на учителях русского языка и литературы"[1].
Успех обучения русскому языку в школе может быть достигнут лишь на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важнейшим звеном в этой системе является внеклассная работа по предмету, которая помогает учителю более тщательно изучать своих воспитанников и совершенствовать их языковую подготовку. Какую же работу называют внеклассной? Такую работу, которая проводится за пределами урока в школе или вне ее, но при обязательном планировании внеурочной деятельности детей, руководстве ею работниками школы, в данном случае – учителями русского языка, методическим объединением словесников. Значит, внеклассную работу можно назвать внеурочной, и она является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и представляет собой обязательный элемент нормально организованной работы школы. Внеклассная работа открывает широкие возможности для осуществления подхода к воспитанию.
В настоящее время в связи с появлением большого количества средств массовой информации и новых технических средств (компьютер, выход в Интернет) у школьников снижается интерес к предмету, учебнику, учебе в целом, что вызывает актуальные проблемы в образовании и воспитании гармонично развитой личности. А внеклассная работа, как ничто другое, влюбляет в предмет и урок, и поэтому ее роль очень велика. Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Этот факт можно объяснить многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.
Задачи.
“Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”. (А. И. Куприн).
Главной задачей внеклассной работы следует считать развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его.
Исходя из основной задачи внеклассной работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:
- воспитание коммуникативной культуры школьников;
- расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
- выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
- поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по предмету;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников:
- развитие и совершенствование любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Принципы:
Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются следующие:
- принцип научности;
- последовательности;
- системности изложения материала;
- преемственности;
- перспективности;
- связи теории с практикой;
- доступности;
- наглядности.
Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа основывается на методических принципах:
- внимания к материи языка;
- понимания языковых значений;
- оценки выразительности речи и т.д.
Но существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Это:
- принцип добровольного участия школьников во внеклассных занятиях;
- принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий;
- принцип равноправного участия школьников;
- принцип занимательности.
Методы:
Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Широко используются такие методы, как:
- слово учителя;
- беседа;
- самостоятельная работа ученика;
- метод проектов;
- другие методы.
Все это используется в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Проектная методика – педагогическая технология нового образования.
Формы:
Формы организации внеклассной работы разнообразны:
- беседы;
- конкурсы;
- викторины;
- КВН;
- утренники и вечера;
- конференции;
- устные журналы;
- познавательные игры;
- турниры;
- интеллектуальные марафоны;
- уроки знаний;
- олимпиады;
- стенгазеты;
- декады (недели, месячники) русского языка;
- кружки;
- музеи и др.
Многие из этих форм к настоящему времени перестали считаться пригодными лишь для внеклассной работы, и в практике преподавания русского языка все чаще проводятся
- уроки-игры,
- уроки-конференции,
- уроки-путешествия,
- уроки-сказки
- и т.д., апробированные сначала во внеклассной работе по предмету.
В то же время во внеклассной работе рекомендуется использовать сочинения на лингвистические темы, лингвистические миниатюры, проектную деятельность: создание буклетов, мультимедийных презентаций, веб-сайтов и т.д.. Все это способствует развитию творческой активности и самостоятельности учащихся. Ведь творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка, и перед учителем стоит задача – развивать творческие силы в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело захватывает и увлекает. И если это происходит, ребенок испытывает радость, он задумывается над вопросами, интересными ему и одновременно важными для духовного становления личности.
Внеклассные мероприятия становятся жизненно необходимыми, потому что ребенок убеждается, что во время их осуществления многие вопросы лингвистической теории и практики рассматриваются значительно шире, чем на уроках.
Список использованной литературы :
- “Русский язык. 5-9 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний)”, /авт.-сост.Т.А.Курушина, В.А.Басистая и др.. Волгоград,: “Учитель”, 2009, с.3
- Текучев А.В. “Методика русского языка в средней школе”, 3-е изд., Москва, 1980.
- Баранов М.Б. “Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка”, М., 1965.
- Панов Б.Т. “Внеклассная работа по русскому языку”, М., 1980.
- Н.Н.Ушаков, Г.И.Суворова. “Внеурочная работа по русскому языку”, М., “Просвещение”, 1985.