Формирование нравственных качеств у старших дошкольников средствами музыкального воспитания

Разделы: Работа с дошкольниками


Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека.

  • Музыкальные образы пробуждают чувства ребенка,
  • Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях.
  • Правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор.
  • Танец через его ритмичные движения позволяет передавать то или иное чувство переживания.
  • Разнообразные виды музыкальной деятельности оказываю неоценимое воздействие на поведенческие реакции ребенка.
  • Исполнительство и детское музыкальное творчество , помогают детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию их мировоззрения, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

В нашем ДОУ мы апробировали возможность использования средств музыкального воспитания в формировании нравственных качеств дошкольника старшего возраста, посредством разработанной программы “Волшебный камертон” и утвержденной на Совете педагогов в мае 2009 года (выдержки из программы представлены в приложении).

При разработке концепции программы мы опирались на цели нравственного воспитания, сформулированные Ш.А. Амонашвили: “В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия...” .

Поэтому главной целью нашей программы является создание условий для формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального воспитания

Наша программа представляет педагогический опыт становления творчески и нравственно развитой личности в условиях специально организованной социокультурной предметной музыкально-образовательной среды. В соответствии с этим мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи учреждения культуры и образования.

В нашем понимании развивающая среда – это не только образовательное пространство ДОУ. Прежде всего – это социокультурное пространство, в рамках которого происходит интеграция социальных институтов, направленных на развитие и воспитание детей. Именно их взаимодействие оптимальным образом способствует процессам нравственного становления личности. В соответствии с этим мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

Музыкальную образовательную среду в ДОУ мы рассматриваем в рамках регламентируемой (организованной) и нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности.

Организованная музыкальная среда включает в себя серию музыкальных занятий, праздников, развлечений и других видов деятельности с использованием музыки.

Нами разработаны интегрированные, тематические занятия содержание, которых наполнено нравственными категориями и ценностями. В интегрированные занятия мы включили: музыкальные произведения от русского фольклора, близкого и доступного детскому пониманию, через детскую классику в музыкальной литературе, до вершин камерного, инструментального и симфонического творчества крупнейших русских композиторов; народные и авторские сказки, малые жанры фольклора, познавательные рассказы из круга детского чтения; различные виды художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки.

Тематика интегрированных занятий выстроена с учетом развития нравственных ценностей и формируемых нравственные качества старшего дошкольника: “Там, где дружат – живут, не тужат”, “Долг платежом красен”, “На заставе богатырской”, “Смекалка-второе счастье”, “Кто многого желает, тот и мало не видает” “Цветик-семицветик”, “Как рубашка в поле выросла”, “Ты пожалеешь, и тебя пожалеют”, “Мир не без добрых людей” “Как аукнется, так и откликнется” “Как проживешь, так и прослывешь” “За честь хоть голову снесть”, “Долг платежом красен”.

Каждое занятие включало в себя ряд этапов:

  1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.
  2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность, этюды.
  3. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.

Тематические музыкальные занятия позволили на содержательном музыкальном материале дать детям представления о нормах и правилах поведения, сформировать эмоционально-мотивационные ценности и культуру чувств старших дошкольников. Занятия представлены следующими темами: “В гостях у Феи Красоты”, “Поделись улыбкою своей”, “День победы”, “Путешествие в страну этикета”, “Я и мои эмоции”, “Милый сердцу Белый город”, “В ком правды нет, в том и добра мало”, “ Комплименты, Дразнилки”, “Самая хорошая мамочка моя”, “Волшебство доброго слова”, “Здравствуй мир, здравствуй друг”, “Наши добрые поступки” “Я и другие люди”. Каждая тема предполагает обращение к литературному и зрительному ряду, играм, а также многократные упражнения в положительных поступках.

На занятиях к детям приходит игровой персонаж, он естественным образом помогает поставить ребенка перед проблемной ситуацией. Для проблемной ситуации нужны, как известно, три условия: наличие знаний; столкновение этих знаний, противоречие между ними — и личный интерес к открывшемуся противоречию. Личному интересу способствует игровая позиция, присущая детям: помочь Коту Леопольду, Незнайке. Иногда просто разрешить его затруднения, а иногда — проявить заботу, нежность. Такие проблемные ситуации обладают нравственной направленностью.

Составленная нами программа включает в себя разнообразные виды праздников и развлечений. Во время праздников и развлечений стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета).

Подготовка к празднику и развлечению всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется единение детей и взрослых. Стремимся, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Даем выход детским стремлениям, способствуем удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы и других помещений детского сада.

Уже через некоторое время стало понятно, что ребенок ищет вокруг себя или в сказках, легендах “живые образцы”, которым он хочет следовать. Эта особенность учитывалась при разработке праздников и развлечений. В них включались как можно больше положительных персонажей, а отрицательные всегда становились на истинный путь.

Приятно наблюдать, что дети в повседневную жизнь выносят героев праздников и развлечений. Адекватно в действительности оценивают их и сопереживают им.

Праздники и развлечения развили у детей способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям, близким людям, взрослым и сверстникам.

В блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной, музыкальной деятельности детей в группе вне занятий) мы отнесли совместную с воспитателем музыкальную деятельность, осуществляющуюся в играх сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих. Нами была собрана подборка музыкально-дидактических игр с нравственным содержанием и игр на развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка, развития культуры поведения. Подобрана фонотека эстрадного и фольклорного песенного материала, раскрывающего перед ребенком нравственно-этические нормы, а также фрагменты классической музыки, способной воздействовать на чувства и эмоции ребенка. Совместно с детьми педагогами были изготовлены самодеятельные музыкальные инструменты по педагогической концепции К.Орфа, которые дети широко использовали в повседневной деятельности. В музыкальной зоне был совместно с детьми подобран бросовый материал для опытно-экспериментальной деятельности , разработаны музыкально – дидактические игры на нравственную тематику: “ Трафаретный театр”, “Угадай настроение”, “Чудесные превращения”, “Ромашка”, “Скульптор”, “Волшебный цветок”.

Широко используем в процессе совместных игр элементы музыкально-театрального воспитания. Нами изготовлены куклы – рукавички, с которыми обыгрываем с детьми небольшие музыкальные пьесы, этюды, театральные сценки. Такие музыкально-театральные игры формируют у детей механизмы управления своим поведением, способствуют развитию эмоционального мира личности ребенка. В ней реализуется потребность, фантазировать, воображать себя в мнимой ситуации, создавать, некую новую реальность, преображавшую ту с которой ребенок сталкивается каждодневно. В процессе музыкально-театральной игры персонажи обретают черты знакомых ребенку людей и обстоятельств. Они учатся оценивать добро и зло, делать первые шаги в сторону ценностного освоения мира. Создавая портрет героя, моделируя обстоятельства его жизни и деятельности, дети придумывают собственные сказки, в которых проявляют свой характер, мечты, надежды.. Музыкальным материалом для такой работы мы используем детские пьесы композиторов классиков (“Детский альбом” П. Чайковского, “Детская музыка” С. Прокофьева, “Детский уголок” К. Дебюсси, пьесы для детей Д. Кабалевского). Через музыкальное сопровождение дети осознают собственный портрет героя, прослушиваемой пьесы, определяют особенности его характера, определяют, как его собственный герой мог проявить себя в различных предлагаемых ситуациях, моделируют на основании созданного портрета его судьбу, разыгрывают этюды, в которых действует герой. Такая работа является подготовительным этапом к постановке музыкального мюзикла.

На основе специально составленных рассказов (“Кукле и зайке весело (грустно)”, “Вместе весело!”, “Помоги Кате”; адаптированных текстов Л. Толстого “Чиж”; А. Барто “Мишка”, “Мяч”; Б.Д. Корсунской “Чашка”, “Обманул”, “Нельзя бросать друзей”; специально составленных небольших текстов с нравственным содержанием “Упрямые бараны”, “Ссора”, “Друг”) организуем игры – драматизации.

Нами для решения проблемных ситуаций используются так же и режиссерские игры педагога, что позволяет приобщать детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогут ребенку установить причины и их последствия. Для выбора темы обсуждения используем ситуации из жизни детей группы. С этой целью мы разработали картотеки конфликтных ситуаций, свидетелями которых мы были, по схеме: дата, возраст детей; место конфликта, его участники; суть конфликта; итог конфликта; выводы воспитателя. На первом этапе детям предлагается инсценировка кукольного (настольного) театра, где роли участников конфликта исполняют игрушки с вымышленными именами. Детям предлагаем помочь игрушкам уладить конфликт и самим разыграть примиряющие диалоги. При этом даем нравственную оценку итогу разрешения проблемы. На втором этапе напоминаем детям о проблемной ситуации, которая была в группе (не называя участников конфликта), и предлагаем вспомнить, так же ли мирно она была завершена. Следует отметить, что поддержка ребенка педагогом в оценке его действий выступают так же стимулом развития нравственного поведения. В основе обсуждения детских проблем используем метод игрового проектирования проблемных ситуаций: “Мостик”, “Ступеньки”, “Две гири”, “Логическая цепочка”, “Туча”, “Отрицательная ветвь”.

Одним из средств реализации программы стало учебно-наглядное пособие “Дерево добрых дел”.

Оно используется в следующих целях:

– Помочь детям научиться видеть достоинства своих сверстников, радоваться их успехам, преодолевать чувство недоброжелательности (зависти) к ним.

– Воспитывать стремление к выполнению нравственных правил и норм поведения; помочь преодолеть свои недостатки.

– Стимулировать развитие нравственных качеств, правильной самооценки и стремления совершать положительные дела и поступки.

Ежедневно в конце дня у “Дерева добрых дел” мы используем педагогически инструментальную методику “этического заряда” – “Пятиминутку”. Основная цель, которой в организации доброжелательного климата взаимоотношений детей в поле их жизнедеятельности через психологическую установку на эмоционально тепло и взаимопонимание, которая воплощается в методике убеждения и предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них. В результате чего у воспитанников закреплялся нравственный статус таких проявлений как сдержанность, терпение, снисходительность, умение простить.

Периодически в зависимости от нравственной ситуации, сложившейся в группе, проводим обсуждение событий, произошедших за это время. Сигналом для начала разговора служат изменения в настроении сказочных персонажей (макеты сказочных персонажей являются дополнительными атрибутами к пособию). Они то радуются, то грустят около “Дерева добрых дел”, вызывая ответную реакцию детей, при этом мы предлагаем послушать дошкольникам музыкальное произведение и определить какой из персонажей может появиться у дерева, обсуждаем почему.

Используя это пособие, мы в интересной для ребенка игровой форме – без назидания и морализирования помогаем ему научиться делать добро, любить своих товарищей, совместно с ними преодолевать трудности.

В нашей программе мы используем потенциала музыкального искусства, связанного с фоновой музыкой – музыкой, звучащей “вторым планом” в жизнедеятельности дошкольников в режимных моментах, которая по нашему мнению вызывает способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе ее восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни

Полученные теоретические знания и насыщение музыкальной предметно-развивающей среды сенсорными раздражителями позволяет детям без труда организовать свою самостоятельную деятельность вне занятий и проявлять положительные нравственные качества в игре.

Музыкально-образовательная среда семьи осуществляется в нерегламентированной музыкальной деятельности дома. В нашу программу мы включили нетрадиционные формы работы с родителями по формированию нравственных качеств средствами музыкального воспитания: анкетирование, родительское собрание, семинар практикум, конференция, консультации, оформление информационного стенда, совместные досуговые мероприятия (праздники, развлечения, конкурсы, концерты), работа музыкальной гостиной, что позволило повысить теоретический уровень и сформировать практические умения у родителей по заявленной проблеме.

В программе мы рассматриваем возможность формирования нравственных качеств старшего дошкольника с введением ребенка в музыкально-образовательную среду учреждений культуры и образования. Дети посещают концертный зал Белгородской государственной филармонии, музыкальные спектакли Белгородской музыкальной школы и школы искусств, МОУ СОШ № 4.

Именно так понимаемые музыкальная среда и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей.

Результатами работы по программе явились позитивные сдвиги в поведении детей, в том числе осознании своих поступков, развитии самооценки. В ходе обучения дети приобретают устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, учатся относить свои поступки к хорошим или плохим, усваивать оценки поступков, которые дают взрослые или другие дети, и сами начинают правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают, совершив тот или иной проступок, понимают о нем и стремятся быть лучше.

Создание условий в ДОУ для нравственного и эстетического развития, позволяет увидеть нам выпускника детского сада: самостоятельным, активным, проявляющим инициативу в музыкальной деятельности, имеющего яркую индивидуальность; эмоционально отзывчивым на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведения искусства, имеющим практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.

В работе с дошкольниками в данном направлении мы рассматриваем музыкальное воспитание в его широком смысле. В таком понимании это воспитание Человека. И с утверждением цитируем В.А. Сухомлинского, “Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего человека”.

Приложение 1, Приложение 2,
Приложение 3, Приложение 4
Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7