Цель : Подчеркнуть значение изучения прошлого, познакомить учащихся с названием нашей страны в разные времена, с возникновением слова “Русь”
Задачи:
- Сформировать у детей представления об исторических источниках.
- Развивать умение элементарного анализа источников истории, сравнивать, выделять главное.
- Воспитывать у школьников чувство гордости за свой народ и Родину.
Оборудование :
- мультимедийная презентация “ Наша Родина от Руси до России”;
- тесты;
- таблички с цитатами текста из летописи, монеты, старинные книги;
- карта России;
- учебник Н.Ю. Виноградовой “Окружающий мир”; 3 кл. 2 часть 2008 г.
- тетрадь Виноградовой Н.Ф., Поглазовой О.Т. “Учимся познавать мир”№2 .
Вид урока: изучение нового материала
Ход урока
1. Организационный момент.
Дан звонок, и все мы смело
Примемся уже за дело
Путь нелегкий предстоит
В даль дорога уж бежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесемся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за тысячу лет…
2. Повторение пройденного и проверка знаний.
Тест (у каждого ученика).
Задание 1. Допиши схему:
Животное-живое существо
1) питается 2) __________ 3) ___________ 4) _____________
Задание 2. Отметь верные высказывания:
- животные растительноядные питаются растениями и их частями ;
- хищники – животные, которые питаются растениями и другими животными;
- всеядные животные питаются растениями, грибами, животными
Задание 3. Допиши предложение.
Органами дыхания у млекопитающих являются _____________, у рыб – _________, насекомые дышат с помощью _______________.
Задание 4. Напиши , какое значение имеет кровеносная система для животных .______________
Дети сдают работы.
3. Знакомство с новым материалом.
а) Вступительное слово учителя
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел “Наша Родина: от Руси до России” Скажите, о чем вы узнаете в этом разделе и на какие вопросы ответите. (Презентация. Слайд 1,2)
Ответы детей:
– В этом разделе мы узнаем, как люди узнавали о прошлом.
– Как называли нашу страну в разные времена.
– Ответим на вопросы:
– Что такое Родина?
– Кто правил нашей страной в разные времена?
Учитель: – Тема, с которой мы познакомимся, называется “ Наша Родина: от Руси к России”.
– Как люди узнают о прошлом? (Раскопки, находки, предметы быта.)
– Что такое история? (История – это наука о прошлом.)
(Слайд 3–4 о раскопках)
– С историей России вы соприкасаетесь почти ежедневно: у стен древней крепости, старинных домов, бывая в музеях, посещая памятные места, памятники, поставленные в честь прошлых событий и героев войн. История находит отражение в народных песнях и сказках, в названии городов, сел и улиц, именах и фамилиях. Но прежде своего изучать историю своей страны, надо знать , почему она называется Россией и как называлась наша родина раньше.
– Как произошло название “Русь” и “Россия”? (Предположение детей.) (Показ слайда 5)
– Этот вопрос давно волнует ученых, но до сих пор ответить на него с абсолютной точностью невозможно.
По мнению многих исследователей, эти наименования восходят к названию одного из славянских племен – родиев, россов или руссов. Отсюда недалеко и до названия “Русь”, и до “России”. (Слайд 6)
Русью, Русской землей стало называться с самого начала государство восточных славян, что послужило основой и для возникновения понятия “русский”, “русские”.
Название “Россия”, как обозначение страны, впервые появляется в документах конца 15 века, но до конца 17 века она чаще всего называлась Русью, Русской землей или Московским государством. С середины 16 века Россией или Российским царством начали называть все земли, которые тогда вошли в единое государство во главе с Москвой. Позже понятие “российский” стало обозначать принадлежность к государству, понятие же “русские” уже в начале 16 века обозначало название народности.
– Является ли слова Родина, Отечество, Отчизна синонимами? Почему?
– Я предлагаю отправиться на машине времени в путешествие по страницам истории нашей страны, чтобы узнать, как изменялось название нашего государства – от Древней Руси до Российской Федерации.
б). Беседа “Древняя Русь”. (Показ слайда 7)
Учитель: Началом Русского государства считают конец 9 века.
– Как называлось наше государство с 9 по 13 века?
– Назовите предков русских людей.
– Каких первых русских князей вы знаете?
– Прочитайте высказывания в учебнике, согласны ли вы с ним?
– Чтение по учебнику с. 7–9
в) Выполнение заданий по рабочей тетради № 2.
с. 4–5.
г) Выступление детей (Слайд 8,9,10).
– Владимир Красно Солнышко.
– Ярослав Мудрый.
– Владимир Мономах.
д.) Словарная работа.
Найти в словаре объяснение слова “монах”, “летопись” – (у детей листочки с записями из словаря).
Монах –
Летопись – запись о событиях по годам (славянское слово “лето” соответствует нашему “ГОД”) Если на протяжении года – “лета”– ничего не произошло, летописец записывал: “В лето … не бысть ничего” , “ В лето … бысть тишина”
– Самым известным из русских летописцев был Нестор, монах Киевского Печерского монастыря. Жил Нестор в конце 11 – начале 12 века.(Показ слайда 11,12)
– Главный труд Нестора – “Повесть временных лет” (“Повесть о прошедших временах”). Нестор описывает историю Руси и связывает ее с историей всех славян и соседних народов .
О содержании своего труда сам Нестор написал так “Откуда есть, пошла Русская земля , кто в Киеве иначе перви княжити, и откуда Русская земля стала, есть” (перевод: “ Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство” (Цитаты на доске.)
е) Чтение и анализ текста “Московская Русь”(Слайд 13)
– Следующая страница истории нашей страны – Московская Русь. Прочитайте текст
в учебнике с.– 14–15.
– Объясните, когда и почему нашу страну стали называть Московской Русью.
– Назовите первых русских князей, правивших на Руси.
– Прочитайте отрывок из стихотворения. Соответствуют ли его строки содержанию
текста “Московская Русь”?
е) Чтение и обсуждение текста в рубрике “ Жил на свете человек…”с. 16
ж) Рассказ учителя об Иване 4 (слайд 14–15)
Первым русским царем был провозглашен в 16 лет Иван 4 . В торжественной обстановке в Успенском соборе Московского Кремля в 1547 году состоялось венчание Ивана 4 на царство (возложение короны) С этого времени наше государство стало называться Московичей, Московским царством, Московской Русью.
Первый русский царь родился в 1530 году в Москве, в семье великого князя Василия 3 . Мальчика в честь деда – Иваном 3 – назвали Иваном, а позже его назовут Грозным.
Мальчику было 3 года, когда отец его умер. По закону престол перешел к трехлетнему ребенку. Позже Иван 4 писал, что с ним “нм, в чем не поступали… так, как следует поступать с детьми”
Конечно, ребенок не мог править огромной страной – от его имени правила мать, но она умерла, когда Ивану было 8 лет.
Началась борьба за власть, за влияние на юного князя между разными группами придворных. Эта борьба отразилась на характере Ивана: он стал замкнутым, жестоким, подозрительным, он научился скрывать свои намерения и никому не доверял.
Пока Иван рос, страна приходила в упадок – разворовали государственную казну знатные богатые люди – бояре.
Когда Иван провозгласили царем, он беспощадно расправлялся с непокорными. Всех, кого он считал своими противниками, приказывал казнить или жестоко наказывать. Даже сына своего – тоже Ивана – в приступе гнева смертельно ранил грозный царь. Жалел потом, но было поздно, юношу спасти не смогли.
Однажды царь заподозрил в измене целый город – Новгород. Явился туда во главе большого войска и устроил страшный погром.
Вот за это и прозвал народ первого русского царя Иваном Грозным. Иван 4 правил государством 50 лет.
з) Просмотр рубрики “Картинная галерея”.
– Какие чувства вызывает у вас этот портрет?
– Можно ли, описывая царя, употребить слова добродушный, доверчивый, добрый? Почему?
4. Рефлексия (слайд 16).
– Узнал новое_______
– Задумался ________
– Хочу узнать больше _______
Молодцы! Спасибо за урок!
5. Итог урока
– На каких двух страницах истории нашего государства мы сегодня побывали?
– Послушайте строки стихотворения о нашей Родине и подумайте подходят к нашей теме урока.
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
6. Домашнее задание: с. 6-17 читать и пересказ , задания по тетради № 2 с. 5,6
Приготовить доклады О Петре Великом (3 человека – выборочно). (Слайд 17)
Литература:
- О.А. Исакова Окружающий мир . 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой – Волгоград: Учитель, 2009 .
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир; 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – М.; Вентана-Граф ,2008 г
- Катаева О.Ю “Урок окружающий мир “памяти о прошлом” 3 класс Фестиваль “Открытый урок” 2008–2009 уч. год.
- Бурумбаева Г. К “ У рок окружающий мир “Наши предки в далеком прошлом” 3 класс . Фестиваль “Открытый урок” 2008–2009 уч. год.
- Материал из Интернета .