Урок литературного чтения по теме «В.А. Осеева. "Волшебное слово"»

Разделы: Начальная школа


Цели: ознакомить детей с рассказом В.А.Осеевой “Волшебное слово”, развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; учить делить текст на части, находить главную мысль части и целого; учить связно излагать прочитанное; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: записи на доске, пословицы в деформированном виде на карточках, таблицы Шульте, секундомер, презентации (2), таблицы согласных букв.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Метод: эвристическая беседа.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать.

II. Сообщение темы и задач урока.

III. Разминка.

1. Работа над скороговоркой.

Прочитать скороговорку 3 раза – медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая все звуки.

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

2. Работа с таблицами согласных букв (Приложение 1).

Дети четко проговаривают согласные буквы в отдельности и в соединении с гласными звуками.

3. Работа над дыханием:

а) звукоподражание:

 Шум леса -Ш-ш-ш
Полет пчелы -З-з-з


Рис. 1

Полет жука – Ж-ж-ж
Накачивание воздуха – Ф-ф-ф
Сдутие мяча – С-с-с

Заканчивается работа над дыханием тем, что дети вдыхают аромат цветка.


Рис. 2

б) работа с полосками бумаги:

Дети ставят полоски на уровне губ, набирают больше воздуха и начинают выдыхать его на полоску так, чтобы она не шевелилась. Дети учатся сдерживать дыхание.

IV. Проверка домашнего задания. (Ю. Ермолаев “Два пирожных”).

1. Учитель зачитывает отрывки предложений, дети их отыскивают и зачитывают полностью.

а) В это время…
б) … вечер лепить буду.
в) … вдогонку Наташа…
г) … я путешествую сейчас…
д) … губы вымазала?

2. Чтение текста по ролям.

3. Восстановление деформированных пословиц.

Жизнь на дана дела добрые.
(Жизнь дана на добрые дела.)

Дружбу зло помни, забывай а.
(Дружбу помни, а зло забывай.

Мудрым не родился, никто а научился.
(Мудрым никто не родился, а научился.)


Рис. 3

Не мил друга свет, когда нет.
(Не мил свет, когда друга нет.)

Лучше поступить хорошо, чем говорить хорошо.
(Лучш е хорошо поступить, чем хорошо говорить.)

Вежливости все открываются двери.
(Вежливости открываются все двери.)

4. Пересказ текста.

5. Ответы учащихся на вопросы учителя по содержанию текста.

V. Физминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.

VI. Знакомство с новым текстом.

1. Вступительное слово учителя.

2. Кроссворд: “Волшебные слова” (Использование ТСО)/

Приложение 2

3. Жужжащее чтение.

(Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут.)

4. Ответы на вопросы:

– Сколько дочерей было у мамы?
– Какой вы себе ее представляете?
– Как отнеслись дочери к просьбе мамы? И т.д.


Рис. 4

5. Словарная работа.

а) – Какие слова и выражения вам не понятны? (Чуть не поддал хорошенько, стряпает.)

б) отработка техники чтения.

– Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:

Приложение 3


Рис. 5

в) использование таблицы Шульте. Учитель засекает время (30 секунд), а дети ведут счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1, можно обмениваться таблицами, т.к. дети выучивают расположение цифр.

Таблица Шульте

10 4 28 9 14
20 24 18 1 5
13 8 30 25 11
2 22 15 27 17
26 6 12 3 21
16 23 19 29 7

VII. Работа с текстом.

1.Чтение первого и последнего слогов на строке.

(Упражнения для развития угла зрения. Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей. Раз он мал, то при прочих малых условиях в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения – чтение первого и последнего слогов на строке).

2. Двойной замер техники чтения.

(Многократное чтение. При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени).

Проводится это так. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать еще раз.


Рис. 6

3. Чтение в темпе скороговорки.

(Чтение в темпе скороговорки. Здесь следует сказать, что каждый урок начинается с чтения скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки.

При чтении предложений в темпе скороговорки не следует уделять внимания выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем начинается третье упражнение).

4. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.

Упражнение “Буксир”.

Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение “Буксир”.

Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читали тот же текст “про себя”, стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя скорость чтения вслух учителя должна несколько превышать скорость молчаливого чтения слабых учеников, побуждая их тем самым к стремлению не отстать от учителя.

Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны остановить на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.

Иной способ проверки состоит в замене какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны отметить это искажение текста поднятием рук и внести поправку.

Другой вариант упражнения “Буксир” заключается в чтении в парах. Более сильный ученик читает “про себя” и пальцем следит по книге. А его партнер читает вслух, но по пальцу своего cоседа. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Третий вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ученика вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, дети должны подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать “про себя”, дети следуют его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И те дети, которые правильно “уловили” темп чтения, должны “встретиться” с ним на одном слове.

5. Упражнение “Молния”.

(Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд (вначале) до 2 минут (после освоения упражнения). Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом уроке, чтения, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном).

6. Самостоятельное чтение текста с использованием упражнения “Бросок-засечка”.

(Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте).


Рис. 7

7. Ответы на вопросы в конце текста.

VIII. Выразительное чтение текста детьми.

IX. Игра – соревнование “Спринт”. Награждение победителей соревнования.

(К доске выходят несколько учеников (3–5). Им предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде учителя они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. При этом упражнении дети учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать).


Рис. 8

X. Итог урока.

– Чем понравился рассказ?
– Как бы вы поступили на месте главного героя?
– Будете ли вы в своей жизни использовать “волшебные слова”?

Домашнее задание: текст выразительно читать и пересказывать.

Необходимые ресурсы, материалы:

Программное обеспечение

  1. Power Point из Microsoft Office 2003
  2. Microsoft Windows Media с набором аудио кодеков mp 3

Устройства

  1. Компьютер
  2. Проектор, экран для проектора.
  3. Аккустические колонки.

Литература:

  1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.– 96с.
  2. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.: знание, 1986.– 64с.
  3. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. с. 27-31.
  4. Оморокова М.И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. 1979. № 7. с. 20-24.
  5. Беспалова Я.В., Беспалов В.С. Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения. // Начальная школа. 1994. № 6. с. 46–47.
  6. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. № 8. с. 22–25.
  7. Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период. // Начальная школа. 1994. № 8 с. 14–19.