Цель работы:
- систематизировать знания об истории развития вычислительной техники;
- иметь представление о принципе действия калькулятора;
- познакомиться с обозначением клавиш для вычисления степеней, тригонометрических функций, логарифмов, действий над числами, заданными в стандартном виде, действий с использованием ячеек памяти;
- развивать навыки решения задач с использованием инженерного калькулятора.
Оборудование:
- использовать инженерный калькулятор стандартных программ компьютера;
- компьютер для просмотра презентаций.
П Л А Н
1. Познакомиться с Приложением 1, Приложением 2, Приложением 3. Выписать в тетрадь основные вехи развития вычислительной техники, схему работы калькулятора.
2. Познакомиться с назначением клавиш для вычисления степеней, корней натуральной степени, тригонометрических функций. Узнать принцип работы с ячейками памяти и числами, заданными в стандартном виде.
3. Решить пять задач, сверяя ответы с данными. Можно использовать также дополнительные задания.
4. Подвести итог работы:
- перечислить вехи развития вычислительной техники, объяснить принцип работы калькулятора;
- объяснить, как вычисляются степени, корни, тригонометрические функции при помощи калькулятора;
- объяснить, как работать с ячейками памяти и числами, заданными в стандартном виде.
Вычисления при помощи калькулятора
1. Ввод чисел и вычисления значений некоторых элементарных функций.
а) Степени
На арифметическом калькуляторе повторное нажатие действия умножения возводит число в натуральную степень.
Пример
53=125,
5 |
* |
= |
= |
На инженерном калькуляторе клавиши возводят число во вторую, в третью, в отрицательную и положительную степени, выраженные десятичной дробью.
Пример
,
2 |
5 |
6 |
0 |
, |
2 |
5 |
= |
б) Стандартный вид числа
Число, представленное в виде , где - мантисса, - порядок числа называют стандартным видом числа.
На инженерном калькуляторе такие числа вводятся при помощи клавиши exp
Пример
1,2 = 0,000012
1 |
, |
2 |
exp |
5 |
= |
в) Корни натуральной степени
На инженерном калькуляторе арифметические корни можно вычислять, преобразуя их по формуле степени с дробным показателем, выраженным десятичной дробью
Пример
6 |
4 |
3 |
= |
г) Логарифмы
При вычислении логарифмов используются натуральные () или десятичные () логарифмы и свойство перехода к логарифму нового основания
Пример
2,32
5 |
ln |
/ |
2 |
ln |
= |
5 |
lg |
/ |
2 |
lg |
= |
д) Тригонометрия числового угла
Вычисление значений синуса, косинуса, тангенса и котангенса числового угла производится в выбранной системе измерения углов: градусной или радианной.
Пример
0,42
2 |
5 |
sin |
= |
-0,09
9 |
5 |
cos |
= |
-0.67
1 |
2 |
4 |
tg |
= |
Пример
0,59
/ |
5 |
= |
sin |
-3,08
3 |
* |
= |
/ |
5 |
= |
tg |
Задачи, решаемые с помощью калькулятора
Использование скобок и памяти
Учитывая порядок действий, вычисления можно производить, используя скобки или память калькулятора.
Пример
Вычислить если Ответ не округлять.
3 |
* |
1,2 |
+ |
( |
4 |
* |
1,4 |
) |
= |
MS |
6 |
* |
2,1 |
= |
+ |
1,4 |
= |
¤ |
MR |
= |
Ответ: -13,93.
Решение практических задач
Задача 1. Вычислить сопротивление R участка электрической цепи, состоящей из двух проводников R1 и R2 по известной из курса физики формуле если R1=40 Ом , R2=75 Ом.
Задача 2. Вычислить
Задача 3. Вычислить
Задача 4. Вычислить
Задача 5. В романе С.Н. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» есть такой эпизод. «Порфирий Петрович сидит у себя в кабинете», исписывая цифирными выкладками листы бумаги. На этот раз его занимает вопрос: сколько было бы у него теперь денег, если бы маменька Арина Петровна, подаренные ему при рождении дедушкой на зубок 100 руб. ассигнациями, не присвоила себе, а положила бы в ломбард на имя малолетнего Порфирия?*
Решите задачу, используя формулу сложных процентов , где - начальная сумма вклада, - процентные начисления, года – возраст Порфирия Петровича.
Ответы
1) 26,09
2) 58639
3) 8,60
4) -32,37
5) 799,41
Дополнительные задачи
1) Вычислить с использованием памяти
2) Период полураспада плутония равен 140 суткам. Сколько плутония останется через 10 лет, если его начальная масса равна 8 г?
3) Предположим, что вначале нашей эры на одну копейку начисляли 5% годовых. Это, конечно, не совсем реальная ситуация, но примем её. В какую сумму превратится эта копейка через 2000 лет, т.е. к нашему времени?
Вычисления при помощи калькулятора - Приложение 1.
История вычислительной техники - Приложение 2.
Схема работы - Приложение 3.