Открытый урок по теме "Пропорция"

Разделы: Математика


Тема урока: «Пропорция».

Цели урока:

1. Закрепить знание учащимися основного свойства пропорции.
2. Повторить правила умножения и деления дробей.
3. Научить применять основное свойство пропорции для решения уравнений; развивать логическое мышление.

(Эпиграф урока записан на доске. В начале урока необходимо прочитать его учащимся.)

Сущность математики...
представляется теперь как учение
об отношении между объектами.

Бурбаки

Ход урока

Устный счет

1.Что называется пропорцией? Можно ли из данных чисел составить пропорцию?

а) 3;4;16;12
б) 2;1;0,3;0,2
в) 25;5;60;12

2. В чём заключается основное свойство пропорции?

Используя основное свойство пропорции, проверь,  верно ли равенство:

а) 36 : 6 = 18 : 3
б) 45 : 3 = 60 : 4
в) 49 : 14 = 14 : 4
г) 0,38 : 0,01 = 7,6 : 0,2

Работа  в тетради

; ;  ; ;

3)  Записать пропорцию восемью различными способами:

48 : 8 = 24 : 6

(Сделать вывод  для любой пропорции это возможно?)

4) №1011(а) с комментированием на доске.

5) Решим пропорцию:  =  . (Вместе на доске.)

Что значит решить пропорцию? (Найти неизвестный член пропорции.)

Правила:

1. Неизвестный крайний член пропорции равен произведению средних членов, делённому на известный крайний член пропорции.
2. Неизвестный средний член пропорции равен произведению крайних членов, делённому на известный средний член пропорции.

№1013 (На доске и в тетрадях.)

Самостоятельная работа (с взаимопроверкой)

№1. Решите пропорцию.

1 вариант

 

2 вариант

а) х : 15 = 0,4 : 0,5;
б) =

 

а) 1,8 : х = 0,6 : 10;
б) =

№2. Можно ли составить пропорцию? Если да то составь всевозможными способами.

1 вариант

 

2 вариант

а) 4;9;12;27
б) 34;26;2;5

 

а) 5;7;15;21
б) 45;64;3;2

(Проверяем, ставим оценки, на следующий урок в начале урока учитель проведёт подобную работу и проверит сам.)

Итог  урока

- Что такое пропорция?
- Как называются числа х и  у в пропорции х : а = в : у?
- Как называются числа m и  n в пропорции а : m = n : в ?
- Сформулируйте основное свойство пропорции.
- Какие перестановки членов пропорции снова приводят к верным пропорциям?
- Как найти неизвестный крайний член пропорции? Неизвестный средний член пропорции?

Домашнее задание

№1007 (в; г), 1012 (2) и 1014 (б)