Тема: Почему мы часто слышим слово «экология».
Цели:
Обучающие: сформировать первоначальное представление детей об экологии и её роли в жизни людей, объяснить смысл названия «Зелёный дом».
Развивающие: способствовать развитию познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы.
Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности), совершенствование групповых форм работы.
Оборудование:
а) для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, экран;
б) для учащихся: учебник А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 1-го класса, часть 2; рабочая тетрадь к учебнику для 1-го класса «Мир вокруг нас»; тетрадь «Проверим себя».
Ход урока
I. Оргмомент
1. Приветствие учителя: «Здравствуйте, ребята! Сядьте поудобнее, создадим друг другу хорошее рабочее настроение? Как это сделать? Улыбнёмся друг другу, дети!»
2. Взаимное приветствие детей в парах:
«Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ!
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку сегодня дарил!»
3. Посмотрите, нам и солнышко сегодня улыбается (рисунок мелом на доске), только лучиков у него нет, они обязательно появятся в конце урока – как результат работы каждого из вас.
II. Актуализация знаний учащихся
Учитель:
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять,
О том, как потрудились дома,
Пора сегодня рассказать.
а) Интеллектуальная разминка по теме предыдущего урока. (Хоровые ответы «Да-нет».)
- Правда ли, что первым космонавтом был Ю.А. Гагарин? (Да.)
- Правда ли, что свой полёт в космос он совершил на корабле «Восход»? (Нет.)
- Правда ли, что Ю. Гагарин на своём корабле облетел вокруг Солнца? (Нет.)
- Правда ли, что первую женщину-космонавта звали С. Савицкая? (Нет.)
- Правда ли, что А. Леонов первым вышел в открытый космос? (Да.)
б) Обучающиеся выполняют проверочную работу в тетради «Проверим себя», с. 47.
III. Постановка проблемы урока
Приложение (презентация к уроку).
Учитель: Отгадайте, кто пришёл сегодня к нам на урок?
По первым звукам слов, обозначающим этих животных, составьте новое слово.
(Слайд 1)
Дети: Муравей!
Учитель: Правильно! Муравей Вопросик пришёл к нам на урок не случайно. Вот что его заинтересовало в нашей школе.
(Слайд 2)
Недавно он увидел учащихся 4-го «А» класса в зелёных галстуках, они кормили птиц в школьном парке. Ребята сказали, что они юные экологи. А сегодня в школе он встретил старшеклассников, которые спешили на урок экологии. Вчера по телевизору в новостях показывали выступление экологов.
Муравей Вопросик интересуется: почему мы так часто слышим слово…
(Слайд 3)
Дети: Экология!
IV. Открытие нового знания
Учитель: поможем Муравью Вопросику ответить на этот вопрос? Какие цели поставим на урок? (Ответы детей: разобраться, что такое экология, кто такие экологи и т.д.)
Попробуем объяснить. Сначала надо разобраться, что означает слово «экология». Где можно выяснить его значение?
Дети: спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в Интернете, попробовать догадаться самим.
Учитель: Ребята, вы слышали это слово? Как вы думаете, что такое экология? (Обучающиеся предлагают варианты своих толкований значения слова «экология».)
Учитель: позовём на помощь Мудрую Черепашку.
(Слайд 4)
(Обучающиеся сравнивают свои ответы с толкованиями Мудрой Черепахи.)
Учитель: Почему же нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле?
(Дети высказывают своё мнение.)
Учитель: От слова «экология» произошло слово «эколог». Экологи – это люди, которые занимаются экологией, защищают природу. Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно беречь и защищать».
(Слайд 5)
Посмотрите, как красива наша Земля, это наш Зелёный дом.
(Дети читают текст на с.120 учебника.)
22 апреля люди во всем мире отмечают День Земли.
Физминутка
«Четыре стихии». Учитель показывает карточки с изображением одной из стихий (вода, воздух, огонь, земля), учащиеся под релаксирующую музыку выполняют соответствующие движения.
Учитель: От чего же нужно защищать Зелёный дом? На нашей планете раздаются тревожные сигналы. Мы получили некоторые из них.
(Слайд 6)
Определите, что это за сигналы. (Звучат высказывания детей.)
Далее учащиеся разбиваются на группы и с помощью учебника определяют причины появившихся тревожных сигналов и способы спасения.
1 группа – «Погибает рыба! Помогите!»
2 группа – «Кругом мусор! Помогите!»
3 группа – «Трудно дышать в городе! Помогите!»
4 группа – «На лугу исчезли бабочки! Помогите!»
5 группа – «В лесу пропали звери и птицы! Помогите!»
После выполнения задания группы выступают с кратким рассказом. (Со слайда 6 по гиперссылкам-картинкам осуществляется переход.)
Учитель: Вы, ребята, сейчас работали экологами, помогали сберечь нашу планету, наш Зелёный дом. Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. (Чтение текста учебника с. 121.)
Учитель: Ребята, давайте прочитаем советы Мудрой Черепахи «Как беречь планету» и попробуем их объяснить.
(Слайд 7)
V. Творческое задание «Нарисуй, чем ты можешь помочь нашей планете»
Учащиеся работают в рабочей тетради (с. 48), затем каждый «по цепочке» рассказывает о том, что нарисовал.
VI. Итог урока
1. Проведение с детьми рефлексии урока: Ответили мы на вопрос Муравьишки «Что такое экология?» (Обучающиеся рассказывают что узнали, что понравилось, что хотели бы изменить и т.д.)
По окончании урока дети рисуют на доске у солнышка лучики мелом разного цвета. Жёлтые лучики – урок прошёл полезно, плодотворно. Красные – довольно неплохо. Зелёные – урок не понравился.
2. Учитель:
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята.
Поиграть, попрыгать надо!
Приложение (презентация к уроку).