Цели: закрепить знания об окончании и основе как частей слова; развивать умения находить в слове окончание и основу, разбирать слова по составу, находить в тексте синонимы и подбирать антонимы, развивать орфографическую зоркость, развивать навык каллиграфического письма; развивать речь учащихся, память, расширить кругозор; воспитывать уважение к русскому языку, бережное отношение к книгам, формировать желание учиться.
Оборудование: словари русского языка, интерактивная доска, медиапроектор, компьютер, раздаточные сигнальные карточки-схемы, карточки слов.
Ход урока
1. Проверка готовности к уроку. (Слайд 1, приложение)
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
2. Сообщение темы урока.(Слайд 2, приложение)
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз – над нами, и под нами,
И всё, что в памяти у нас, - означено словами.
- Сегодня на уроке познакомимся с книгами, где живут слова, закрепим знания об основе и окончании, закрепим умения разбирать слова по составу.
По тропинке буквенной
Отправимся мы в путь.
Возьми с собой старание
И знанья – не забудь!
3. Чистописание.
Сс ссс сл
Слово словарь словарик словарная
- Что вы можете сказать об этих словах?
- Докажите, что это однокоренные слова.
- Выделите орфограммы. Какое слово является проверочным?
- Разберите слова по составу. Что значит – разобрать по составу? (Слайд 3, приложение)
- Что такое словарь?
- Значение этого слова даётся в толковом словаре: «Словарь – собрание слов в алфавитном порядке, с пояснениями и толкованиями». (Слайд 4, приложение)
4. Словарная работа.
- Первый «Толковый словарь живого великорусского языка» создал Владимир Иванович Даль (показываю словарь). Сейчас я вам буду зачитывать толкование, значение слов, а вы должны угадать это словарное слово и записать. ( Ученик записывает слова на доске.)
- Дерево или кустарник с белыми душистыми цветами, а также чёрные терпкого вкуса ягоды этого дерева. (Черёмуха.)
- Человек – владелец, полновластный распорядитель; человек, который ведёт хозяйство. (Хозяин.)
- Зверёк отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами. (Заяц.)
- Произведение живописи в красках. (Картина.)
- Южное фруктовое дерево с жёлто-красными сладкими сочными плодами с крупной косточкой, а также плод этого дерева. (Абрикос.)
- Отдельное жилое помещение в доме, обычно из нескольких комнат с кухней, прихожей и т.д. (Квартира.)
Проверка. (Слайд 5, приложение)
- Что общего у этих слов?
- Выделите в словах окончание и основу. Что такое окончание?
- Что такое основа?
- Как правильно определить окончание в слове?
- Как найти основу?
- Эти слова надо знать назубок.
5. Работа по теме урока.
1) Что значит «знать назубок»? (Слайд 6, приложение)
- Перед вами сочетания слов. Объясните их значение.
- Человек с головой
- морочить голову
- голова идёт кругом
- из головы вылетело
- Это устойчивые выражения или фразеологизмы, записаны они во фразеологическом словаре. (Показываю словарь и выписку из словаря - морочить голову.)
- Запишите устойчивые выражения. В сочетаниях употреблены однокоренные слова или формы одного слова? Докажите. Выделите окончание и основу. Что такое окончание? Что такое основа?
2) Работа по учебнику. Упр. 188.
а) Списывание. Выделение окончания и основы слов. (Ученик на доске записывает слова второй строчки, выполняет разбор слов. 1 вариант работает со словами первой строчки, а 2 вариант – третьей строчки.)
- Как найти окончание в слове? Как найти основу?
- Из каких частей может состоять основа слова?
б) работа с сигнальными карточками – покажи верную схему записанных слов.
3) Упражнение в подборе синонимов.
- Добрый - какими другими, близкими по значению словами, можно заменить это слово?
- Слова, которые обозначают одно и то же, но пишутся по-разному, называются синонимами. Такие слова живут в словаре синонимов. (Показываю словарь, выписку к слову добрый) (Слайд 7, приложение)
- Подберите к данным словам синонимы. (устно)
- Друг -
- Маленький –
- Извинила –
- Назовите окончание и основу этих слов. (Выделяют части слова на доске.)
- Каким должен быть друг?
6. Физминутка.
7. Закрепление. Самостоятельная работа.
а) - Назовите слово, противоположное слову друг. (Слайд 8, приложение.) Слова с противоположным смыслом можно найти в словаре антонимов. (Показываю словарь и выписку к слову друг.)
Перед вами пословицы. Вместо точек нужно вставить слово, противоположное по смыслу данному.
- Ученье – свет, а неученье - … .
- Труд человека кормит, а … портит.
- Знай больше, а говори … .
- Кто хочет много знать, тому надо … спать.
- Объясните пословицы.
- Спишите. Выделите основу и окончание во втором предложении.
б) Упр. 189. Работа по вариантам. (Проверка – на доске.)
8. Итог урока.
- Что нового вы сегодня узнали? Нужны ли человеку словари? Как надо обращаться с книгами?
- Чему научились на уроке? Назовите части слова.
- Что такое окончание? Что такое основа?
- Умницы!
Как слово разбирается по составу можно узнать в словаре строения слов. (Показываю словарь и выписку слова умницы.) Слайд 9, приложение.