Урок русского языка "Словари русского языка" для 3-го класса по теме "Развитие умения находить в слове окончание и основу"

Разделы: Начальная школа


Цели: закрепить знания об окончании и основе как частей слова; развивать умения находить в слове окончание и основу, разбирать слова по составу, находить в тексте синонимы и подбирать антонимы, развивать орфографическую зоркость, развивать навык каллиграфического письма; развивать речь учащихся, память, расширить кругозор; воспитывать уважение к русскому языку, бережное отношение к книгам, формировать желание учиться.

Оборудование: словари русского языка, интерактивная доска, медиапроектор, компьютер, раздаточные сигнальные карточки-схемы, карточки слов.

Ход урока

1. Проверка готовности к уроку. (Слайд 1, приложение)

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка? 

2. Сообщение темы урока.(Слайд 2, приложение)

Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз – над нами, и под нами,
И всё, что в памяти у нас, - означено словами.

- Сегодня на уроке познакомимся с книгами, где живут слова, закрепим знания об основе и окончании, закрепим умения разбирать слова по составу.

По тропинке буквенной
Отправимся мы в путь.
Возьми с собой старание
И знанья – не забудь!

3. Чистописание.

Сс ссс сл
Слово словарь словарик словарная

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Докажите, что это однокоренные слова.

- Выделите орфограммы. Какое слово является проверочным?

- Разберите слова по составу. Что значит – разобрать по составу? (Слайд 3, приложение)

- Что такое словарь?

- Значение этого слова даётся в толковом словаре: «Словарь – собрание слов в алфавитном порядке, с пояснениями и толкованиями». (Слайд 4, приложение)

4.  Словарная работа.

- Первый «Толковый словарь живого великорусского языка» создал Владимир Иванович Даль (показываю словарь). Сейчас я вам буду зачитывать толкование, значение слов, а вы должны угадать это словарное слово и записать. ( Ученик записывает слова на доске.)

  1. Дерево или кустарник с белыми душистыми цветами, а также чёрные терпкого вкуса ягоды этого дерева. (Черёмуха.)
  2. Человек – владелец, полновластный распорядитель; человек, который ведёт хозяйство. (Хозяин.)
  3. Зверёк отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами. (Заяц.)
  4. Произведение живописи в красках. (Картина.)
  5. Южное фруктовое дерево с жёлто-красными сладкими сочными плодами с крупной косточкой, а также плод этого дерева. (Абрикос.)
  6. Отдельное жилое помещение в доме, обычно из нескольких комнат с кухней, прихожей и т.д. (Квартира.)

Проверка. (Слайд 5, приложение)

- Что общего у этих слов?

- Выделите в словах окончание и основу. Что такое окончание?

- Что такое основа?

- Как правильно определить окончание в слове?

- Как найти основу?

- Эти слова надо знать назубок.

5.  Работа по теме урока.

1) Что значит «знать назубок»? (Слайд 6, приложение)

- Перед вами сочетания слов. Объясните их значение.

  • Человек с головой
  • морочить голову
  • голова идёт кругом
  • из головы вылетело

- Это устойчивые выражения или фразеологизмы, записаны они во фразеологическом словаре. (Показываю словарь и выписку из словаря - морочить голову.)

- Запишите устойчивые выражения. В сочетаниях употреблены однокоренные слова или формы одного слова? Докажите. Выделите окончание и основу. Что такое окончание? Что такое основа?

2) Работа по учебнику. Упр. 188.

а) Списывание. Выделение окончания и основы слов. (Ученик на доске записывает слова второй строчки, выполняет разбор слов. 1 вариант работает со словами первой строчки, а 2 вариант – третьей строчки.)

- Как найти окончание в слове? Как найти основу?

- Из каких частей может состоять основа слова?

б) работа с сигнальными карточками – покажи верную схему записанных слов.

3) Упражнение в подборе синонимов.

- Добрый - какими другими, близкими по значению словами, можно заменить это слово?

- Слова, которые обозначают одно и то же, но пишутся по-разному, называются синонимами. Такие слова живут в словаре синонимов. (Показываю словарь, выписку к слову добрый) (Слайд 7, приложение)

- Подберите к данным словам синонимы. (устно)

  • Друг -
  • Маленький –
  • Извинила –

- Назовите окончание и основу этих слов. (Выделяют части слова на доске.)

- Каким должен быть друг?

6. Физминутка.

7. Закрепление. Самостоятельная работа.

а) - Назовите слово, противоположное слову друг. (Слайд 8, приложение.) Слова с противоположным смыслом можно найти в словаре антонимов. (Показываю словарь и выписку к слову друг.)

Перед вами пословицы. Вместо точек нужно вставить слово, противоположное по смыслу данному.

  1. Ученье – свет, а неученье - … .
  2. Труд человека кормит, а … портит.
  3. Знай больше, а говори … .
  4. Кто хочет много знать, тому надо … спать.

- Объясните пословицы.

- Спишите. Выделите основу и окончание во втором предложении.

б) Упр. 189. Работа по вариантам. (Проверка – на доске.)

8. Итог урока.

- Что нового вы сегодня узнали? Нужны ли человеку словари? Как надо обращаться с книгами?

- Чему научились на уроке? Назовите части слова.

- Что такое окончание? Что такое основа?

- Умницы!

Как слово разбирается по составу можно узнать в словаре строения слов. (Показываю словарь и выписку слова умницы.) Слайд 9, приложение.