Урок по окружающему миру в 3-м классе по теме "Михайло Ломоносов – первый русский университет"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России.

Задачи урока:

  • учебная – способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
  • развивающая – способствовать развитию кругозора, умение делать вывод, коммуникативные способности;
  • воспитательная – способствовать воспитанию в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине.

Оборудование: презентация (приложение 1). 

Ход урока

I. Организационный момент.

(Приветствие. Проверка присутствующих. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми)

– Прежде чем приступить к нашей работе мне очень хочется узнать, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. Перед Вами лежит «Листок настроения». Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.

II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Об ученом все узнать.

– Ребята, посмотрите на доску. На ней вы видите кроссворд. Заполнив его, мы узнаем, о каком ученом вы узнаете на уроке, и чему вы будете учиться. (Заполняют кроссворд)

Слайд-фрагмент «Кроссворд» (мотивация) Приложение 1.

  1. Прозвище Петра I в истории России?
  2. Фамилия Петра I.
  3. Что перевезли из Владимира в лавру?
  4. Что было поставлено в центре крепости Кронштадт в честь апостолов Петра и Павла?
  5. В устье какой реки была построена морская Крепость Кронштадт?
  6. Как назывался его полк?
  7. Кто занимался государственными делами, когда юный Петр стал царем?
  8. Что было в округе той местности, где начали строить Санкт-Петербург?
  9. Как называлось то место, где начали строить суда для частных лиц?

(Ответ: великий, Романов, мощи, собор, Нева, потешный, Софья, болото, верфь)

– Фамилия, какого ученого зашифрована в кроссворде? (Ломоносов)

– Сформулируйте, чему мы сегодня будем учиться на уроке? (Обучающиеся выдвигают свои теории о том, что нового они узнают на уроке, а после учитель подводит итог и формулирует задачи урока)

– Тема нашего сегодняшнего урока: «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет».

Слайд-фрагмент «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет»

Рефлексия:

– Как вы думаете, почему так назвал Ломоносова А.С. Пушкин? (Обучающиеся выдвигают свои теории)

– Однако прежде чем окончательно ответить на данный вопрос, мы послушаем, что приготовила каждая группа. (На предыдущем уроке обучающиеся поделились по группам, и каждая группа получила задание. При подготовке к уроку проводились консультации с группами, учитель контролировал и направлял работу групп, это помогло в дальнейшем к уроку приготовить презентацию, чтобы обучающиеся наглядно увидели вклад Ломоносова в развитие науки.)

III. Работа по группам.

1-я группа: Детство и юность М.В. Ломоносова

– Наша группа получила задание: изучить детство и юность М.В. Ломоносова. В ХVIII веке в России быстро развивалась наука. Самый знаменитый русский учёный того времени – Михаил Васильевич Ломоносов. Родился Михайло в 1711 году в деревне Мишанинской Архангельской губернии.

Слайды «1711» и «Родина Ломоносова»

Отец Василий Дорофеевич Ломоносов имел участок земли, которым владел на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый. Первым он построил парусный корабль, прозванный за быстрый ход «чайкой». На этом судне отец с сыном уходили далеко в море, перевозил грузы и людей. Мать Елена Ивановна умерла очень рано. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михайла физически, обогатили разнообразными наблюдениями.

Ещё мальчиком, Миша очень любил смотреть на звезды, читать книги. У него была удивительная тяга к знаниям. Он впитывал их как губка. Мачехе не нравилось, что мальчик постоянно сидит за книгами. И поэтому он читал в уединенных местах, терпел стужу и холод.

Слайд «Путь в Москву» и карта пути

В декабре 1730 года Михайло тайно ушёл из дома в Москву. Он хотел поступить в Академию. Денег не было. Его земляки-рыбаки везли в Москву рыбу на продажу. Взяли и его с собой. Ломоносова ожидала долгая и нелегкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели, в начале января 1731 года он прибыл в Москву.

Поступив в Академию, Михаил жил очень бедно. Он тратил три копейки в день – этого хватало только на хлеб, кашу и бумагу для занятий. Его товарищи вначале смеялись над ним: «Такой большой, а только начал учиться!». Но у Михаила было много упорства, старания и способностей. Он быстро догнал и перегнал остальных.

В ноябре 1735 года Ломоносова как лучшего студента послали на учебу в Петербургскую академию наук. Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в 1736 году трех лучших учеников академии направили на обучение за границу, в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела, математике и физике, философии и металлургии. За границей он пробыл 5 лет и стал отличным ученым. Как и Петр Великий, Ломоносов горячо любил свою Родину, был истинным патриотом. Он стремился все свои знания применить на пользу России.

– В ходе рассказа вы услышали слово – патриот, как вы понимаете это слово?

Словарная работа: патриот – человек, любящий свою Родину.

2-я группа: Великий ученый.

– Наша группа получила задание: рассказать об основных научных открытиях Михайла Васильевича Ломоносова.

Слайд «В Петербургской академии»

В Россию вернулся он в 1741 году сформировавшимся ученым. Начал работать в Петербургской академии наук в 1742 году адъюнктом физики – это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и физическую лаборатории. В 1745 году получил звание профессора химии.

Слайд «Великий ученый»

Ломоносов знал едва ли не все науки того времени. Он сделал множество замечательных открытий.

Слайд «Ломоносов – филолог»

Открытия в области литературы, поэзии:

а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»;
б) выпустил «Риторику», которая стала по сути первой в России хрестоматией мировой литературы;
в) в 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».

Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде…

Слайд «Ломоносов – физик»

Открытия в области физики:

а) открыл закон сохранения материи;
б) сконструировал термометр;
в) изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.

Слайд «Ломоносов – химик»

Открытия в области химии:

а) открыл первую в России химическую лабораторию;
б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
в) разработал принципы новой науки «Физической химии».

В своей химической лаборатории Ломоносов провел много опасных опытов, достигнув интересных результатов. Даже дома он делал смелые опыты с электрической машиной. Его друг, профессор Рихман, погиб от электрического разряда, повторяя опыт Ломоносова.

Слайд «Ломоносов – астроном»

Открытия в области астрономии:

а) в 1761 году предположил наличие атмосферы на Венере;
б) построил телескоп.

Слайд «Ломоносов – географ и геолог»

Открытия в области географии:

а) составил «Полярную карту»;
б) разработал приборы для морского кораблевождения;
в) доказал возможность Северного морского пути в Индию;
г) вывел теорию возникновения металлов и минералов;
д) «О причине землетрясения».

Слайд «Ломоносов – историк»

Открытия в области истории:

а) закончил 1-й том Российской истории;
б) составил «Краткий летописец с родословием».

Слайд «Ломоносов – художник»

Большой клад в развитие изобразительного искусства внес Ломоносов, как художник:

а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;
б) изготовил 40 мозаичных картин, в том числе «Полтавскую битву»;
в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств. Им построена целая фабрика по изготовлению цветного стекла – одна из лучших в Европе.

М.В. Ломоносов внес огромный вклад во множество наук и искусство: естествознание, риторику, математику, физику, литературу, астрономию, изобразительное искусство.

3-я группа: Первый университет.

Наша группа получила задание: рассказать о том, как Ломоносов создал первый университет.

– Главное дело в жизни Ломоносова – создание первого русского университета. Он открылся в 1755 году в Москве. Наука благодаря этому стала развиваться в России гораздо быстрее. Теперь не нужно было ездить за границу, чтобы получить знания и стать ученым.

Слайд «Университет»

– Первое здание университета стало на месте нынешнего Исторического музея. Над главным входом возвышалась башня с высоким штилем, на котором сидел орел. В праздники здесь устраивались пышные фейерверки.

В университете тогда работало всего десять профессоров. Было три факультета: юридический, медицинский и философский.

Ломоносов очень любил университет и заботился о нем. Однажды главный университетский куратор Иван Иванович Шувалов, сам много сделавший для открытия университета, поспорил с Ломоносовым и пригрозил ему отставкой. «Ничего не получится, – смело ответил ученый. – Разве что университет от меня отставите, в меня от университета никогда!»

Сегодня Московский государственный университет носит имя своего основателя, гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

– В рассказе вы услышали слово – университет, что означает это слово?

– В каком году был открыт первый русский университет?

Словарная работа: Университет – высшее учебное заведение; 1755 год – открытие Московского университета.

4-я группа: Современники Ломоносову.

– Наша группа получила задание: рассказать М.В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих дерзаний жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы.

Слайд «Город Ломоносов»

– Имя Ломоносова присвоено открытому Российскими учеными подводному горному хребты в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне луны;

Слайд «Кратер на Луне носит имя Ломоносова и памятника»

экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем Русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов. Центральная городская библиотека носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.

Слайд «Центральная городская библиотека имени Ломоносова»

– В 1961 году отмечая большие заслуги основоположника отечественной науки, академик М.В. Келдыш писал: “Ломоносова – это целая эпоха в истории отечественной науки и культуры. Деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием, направлена на ее процветание. Историческое значение Ломоносова состоит так же и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа показав на личном примере на какие подвиги способны люди ради Родины…”

Современные художники в своих картинах также запечатлели образ Ломоносова и в январе 2005 года – ровно 250 лет со дня основания М.В. Ломоносовым Московского государственного университета, университету был подарен мозаичный портрет М.В.Ломоносова.

Слайд «Мозаичный портрет Ломоносова»

– Панно выполнено в уникальной технике – "Эмалевая мозаика Андрея Манджоса". При создании произведения было использовано 13.650 медных пластинок, покрытых многоцветной горячей ювелирной эмалью. Каждая пластинка с эмалью подвергалась обжигу, как отдельное ювелирное изделие. Сюжет мозаики символичен. Великий русский учёный, художник и просветитель М.В. Ломоносов, наряду с другими своими многочисленными достижениями и открытиями, прославился, как первый художник-мозаичист России, основавший мозаичное дело в нашей стране. Панно является единственным мозаичным портретом Ломоносова, в котором учёный и художник изображён на фоне его знаменитой мозаики – "Полтавская баталия". Ценность материалов, необычная светоцветовая игра микрообъёмов отдельных капелек горячей эмали, многотрудный кропотливый ручной мозаичный набор и сама авторская технология исполнения данного произведения делают его уникальным и неповторимым.

– Литературы, посвящали жизни и творчеству М.В. Ломоносова свои стихи. Так пишет о Ломоносове в своем сонете С.И. Стромилов:

В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;
Снегами полюса он встречен у купели
И пышным севера сияньем озарен.

Покинув дом отца, в стране чужой, далеко,
Как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошел умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный звук.

Законник языка! ты стоишь поздней славы.
Ты первый красоту и дух его постиг,
Ты дал ему права, законы и уставы,
Хаос его стихий ты жизнию проник,
И, прелестью его украсив величавой,
Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!

– Как вы думаете, каким человеком был Ломоносов?

Вывод: не надо думать, что Ломоносов целыми днями занимался наукой, был нелюдимым и скучным человеком. Он был очень подвижным, энергичным. Говорят, что у него был неуравновешенный и взрывной характер и это иногда ему мешало в работе. Трудно перечислить все открытия, сделанные им. Он отдавал работе всё своё время и все силы. Это привело к тому, что ученый рано постарел; здоровье, подорванное в молодости изнуряющими занятиями, часто изменяло ему. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды.

Слайд «Слова Ломоносов»

IV. Закрепление. Работа в парах.

Работа над тестом. Самопроверка по ключу. Самооценка. (Приложение 2)

(каждая пара получает тест по теме «Михаил Васильевич Ломоносов»)

V. Итог урока. Рефлексия.

– Какое открытие вы сделали на этом уроке? (Прием «Синквейн», обучающиеся заполняют таблицу)

учитель дети
1 существительное Ломоносов
2 прилагательных талантливый знаменитый
3 глагола учился изобретал открывал
Фраза Ломоносов – наш русский университет
Вывод ученый

– Почему Ломоносова назвал А.С. Пушкин нашим русским университетом?

– Что для вас было самым интересным на уроке?

– О чем захотелось еще узнать?

– Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок? (Самооценка по шкале)

Анализ эмоционального состояния – оценить еще раз.

VI. Домашнее задание

В ХVIII веке в России быстро развивалась наука. Какие еще ученые, поэты, художники, музыканты жили и творили в те времена? Приготовить сообщения об этих людях.

В помощь учителю:

  1. Бердинских В.А., Бердинских М.Л. Родная страна. Книга для чтения по истории для 3-4 классов. – М.: Баласс, 2005.
  2. Что такое. Кто такой: т. 2. – 3-е изд., - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  3. Окружающий мир. 4 класс: Занимательные материалы к урокам/ авт.-сост. Г.Н. Решетникова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Информационные технологии на уроках окружающего мира в 4-м классе по теме "Ломоносов Михаил Васильевич", Менжаева Тамара Алексеевна, учитель начальных классов.