Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения.
Цели по содержанию:
- образовательная: способствовать осознанию учащимися основного признака принадлежности к группе зверей, первоначальному ознакомлению с внешним строением зверей и их разнообразием;
- развивающая: способствовать обучению школьников отвечать на проблемные вопросы через развитие таких мыслительных операций, как сравнение, классификация на основе наглядности;
- воспитательная: способствовать формированию добрых чувств по отношению к зверям, братьям нашим меньшим.
Тип урока: изучение и первоначальное закрепление нового материала.
Средства обучения: Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учеб. для 1 кл.; Детская энциклопедия «Я познаю мир»: Рекорды животных.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Оргмомент. Цель: обеспечить организованное начало урока. |
|
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. |
2. Актуализация
знаний. Цель: активизировать работу памяти, актуализировать знания учащихся для успешного проведения урока. |
|
1. Предлагает ответить на вопрос: «На какой вопрос мы продолжаем отвечать?» 2. Загадывает загадки: а) Он шнырял, шуршал в шалфее, он ужасный шум затеял, сколько дел он натворил, даже муху разбудил. б) Блинчик плавает живой – он с хвостом и с головой. в) По дереву вниз головой! – бежит в одежде голубой. Просит определить принадлежность к определённой группе животных и доказать это. |
1. Дают ответ на вопрос учителя. 2. Отгадывают загадки, определяют, к какой группе животных относится, вспоминают основной признак данной группы животных, делают вывод. |
3. Мотивация и целеполагание. Цель: возбудить интерес к теме урока, создать эмоциональный настрой. |
|
1.Сообщает, что сегодня на уроке вновь вопрос «Кто такие…?». А о ком пойдёт речь, можно узнать, разгадав кроссворд (см. Приложение 1).
2. Просит назвать тему урока и попытаться дать ответ на вопрос. 3. Предлагает определить для себя цели урока (см. слайд 2 Приложении 2). |
1. Разгадывают кроссворд, называют тему урока.
2. Формулируют тему и пытаются дать ответ. 3. Формулируют цели урока. |
4. Изучение и первичное закрепление нового материала. Цель: организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку проблемных вопросов. |
|
1. Предлагает рассмотреть верхний рисунок учебника на стр. 26 и определить, какое из животных – зверь (вновь создаётся проблемная ситуация, см. слайд 3). 2. Для ответа на вопрос предлагает изучить строение тела зверей на примере жирафа и установить их главный признак (см. слайд 4). 3. Затем просит найти эти же части тела у кошки и коровы и вспомнить, чем покрыто тело у рыб и птиц. Выясняет, чем же покрыто тело зверей (см. слайд 5). 4. Проводит практическую работу с шерстью. Задаёт вопросы: «Что у вас на подносах? Определите, какая она на ощупь? Из чего состоит шерсть? Много ли таких волосков?» 5. Просит рассмотреть наряд Мудрой Черепахи на стр.26 и сделать вывод: «Кто такие звери?» 6. Знакомит с разнообразием зверей: а) сначала обращается к личному опыту учащихся: «Каких зверей вы знаете? Кого из них вы встречали и где?»; б) далее проводит работу с учебником на стр. 27 (нижний рисунок): «Помогите Муравьишке найти зверей на рисунке. Кто спрятался в нижнем левом углу? Есть ли среди них рогатое животное? Зверь ли это? О каком звере говорят так: «Летом серый, а зимой-белый.» «Кого мы ещё не нашли? Знаете ли вы загадки об этом животном? Загадайте их одноклассникам. Сколько животных спряталось? Все ли они звери? Докажите. |
1. Используя свои знания, сразу определяют, что орёл – это птица, а жук – насекомое. Выбрать зверя из крокодила и мыши не могут т.к. не хватает знаний.
2. Изучают строение тела жирафа по слайду под руководством учителя. 3. Работают в паре по учебнику и по слайду, отвечают на вопрос учителя. 4. Рассматривают пучки шерсти кошки или собаки, которые лежат на досочках, и отвечают на вопросы: «Шерсть мягкая, жёсткая, пушистая, состоит из волосков». 5. Делают вывод сначала самостоятельно, затем проверяют его по учебнику. 6. Учащиеся а) делятся своими знаниями и личным опытом; б) рассматривают рисунок, отвечают на вопросы, раскрашивают зверей после ответа на вопрос учителя (рисунок скопирован и размножен на каждого учащегося); в конце работы снова делают вывод, кто такие звери. |
Физкультминутка. Цель: снять общее утомление. |
|
Называет зверей: заяц, медведь, лиса, кошка, лошадь. |
С помощью жестов и мимики изображают зверей. |
4. Продолжение. | |
в) затем предлагает рассмотреть картинки с изображением различных зверей и разделить их на группы по различным признакам. Например, дикие и домашние, обитают в нашей стране или в других странах, по среде обитания (см. слайды 6-7). 7. После этой работы переходит к последнему рисунку в учебнике по теме урока (стр. 27, верхний рисунок или слайд 8), в котором заложен ещё один проблемный вопрос урока. Просит назвать зверей, которые изображены на картинке, отметить необычное в их строении и попытаться объяснить, с чем это связано. Особое внимание обращается на кита, т. к. у этого зверя нет шерсть (см. Приложение 3.1). 8. Далее предлагает ответить ещё на один проблемный вопрос: «Как по-другому называются звери?» Помочь ответить на этот вопрос поможет другой вопрос: «Чем кормят своих детёнышей, например, кошки, собаки, коровы?» Другой подсказкой будет объяснение значения слова «млекопитающие» (см. слайд 9). 9. Для поддержания интереса к теме урока учитель знакомит с некоторыми рекордами зверей (см. Приложение 3.2. и слайды 10-12). |
в) рассматривают рисунки и делят на группы по определённому признаку. Делают вывод о многообразии зверей. 7. Называют зверей: летучая мышь, крот, кит. Пытаются объяснить особенности строения, связывая их с образом жизни. Возможно, зададут вопрос: «Почему кит – зверь, если у него нет шерсти?» 8. С помощью учителя делают вывод, что звери – это млекопитающие («млеко» по-старославянски – «молоко»). 9. Слушают рассказ учителя, рассматривают слайды. |
5. Подведение итогов урока, рефлексия. | |
С целью проверки усвоения материала учитель предлагает небольшую проверочную работу. Задание: из левого столбика выберите основной признак определённой группы животных, из правого – примеры животных этой же группы, соедините линиями.
Организует устную проверку. Подводит итог урока, благодарит за работу на уроке. |
Выполняют проверочную работу, проверяют правильность выполнения, делают вывод по теме, делятся впечатлениями об уроке. |
6. Домашнее задание. | |
Предлагает детям по желанию подготовить об интересующем их звере рассказ, нарисовать рисунок, подобрать загадки и стихи. | Делают свой выбор, обращаясь к дополнительной литературе. |