Урок окружающего мира: "Кто такие звери?"

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения.

Цели по содержанию:

  1. образовательная: способствовать осознанию учащимися основного признака принадлежности к группе зверей, первоначальному ознакомлению с внешним строением зверей и их разнообразием;
  2. развивающая: способствовать обучению школьников отвечать на проблемные вопросы через развитие таких мыслительных операций, как сравнение, классификация на основе наглядности;
  3. воспитательная: способствовать формированию добрых чувств по отношению к зверям, братьям нашим меньшим.

Тип урока: изучение и первоначальное закрепление нового материала.

Средства обучения: Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учеб. для 1 кл.; Детская энциклопедия «Я познаю мир»: Рекорды животных.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Оргмомент.
Цель:
обеспечить организованное начало урока.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя.
2. Актуализация знаний.
Цель: активизировать работу памяти, актуализировать знания учащихся для успешного проведения урока.
1. Предлагает ответить на вопрос: «На какой вопрос мы продолжаем отвечать?»
2. Загадывает загадки:
а) Он шнырял, шуршал в шалфее,
он ужасный шум затеял,
сколько дел он натворил,
даже муху разбудил.
б) Блинчик плавает живой –
он с хвостом и с головой.
в) По дереву вниз головой! –
бежит в одежде голубой.
Просит определить принадлежность к определённой группе животных и доказать это.
1. Дают ответ на вопрос учителя.
2. Отгадывают загадки, определяют, к какой группе животных относится, вспоминают основной признак данной группы животных, делают вывод.
3. Мотивация и целеполагание.
Цель: возбудить интерес к теме урока, создать эмоциональный настрой.
1.Сообщает, что сегодня на уроке вновь вопрос «Кто такие…?». А о ком пойдёт речь, можно узнать, разгадав кроссворд (см. Приложение 1).
2. Просит назвать тему урока и попытаться дать ответ на вопрос.
3. Предлагает определить для себя цели урока (см. слайд 2 Приложении 2).
1. Разгадывают кроссворд, называют тему урока.
2. Формулируют тему и пытаются дать ответ.
3. Формулируют цели урока.
4. Изучение и первичное закрепление нового материала.
Цель: организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку проблемных вопросов.
1. Предлагает рассмотреть верхний рисунок учебника на стр. 26 и определить, какое из животных – зверь (вновь создаётся проблемная ситуация, см. слайд 3).
2. Для ответа на вопрос предлагает изучить строение тела зверей на примере жирафа и установить их главный признак (см. слайд 4).
3. Затем просит найти эти же части тела у кошки и коровы и вспомнить, чем покрыто тело у рыб и птиц. Выясняет, чем же покрыто тело зверей (см. слайд 5).
4. Проводит практическую работу с шерстью. Задаёт вопросы: «Что у вас на подносах? Определите, какая она на ощупь? Из чего состоит шерсть? Много ли таких волосков?»
5. Просит рассмотреть наряд Мудрой Черепахи на стр.26 и сделать вывод: «Кто такие звери?»
6. Знакомит с разнообразием зверей:
а) сначала обращается к личному опыту учащихся: «Каких зверей вы знаете? Кого из них вы встречали и где?»;
б) далее проводит работу с учебником на стр. 27 (нижний рисунок): «Помогите Муравьишке найти зверей на рисунке. Кто спрятался в нижнем левом углу? Есть ли среди них рогатое животное? Зверь ли это? О каком звере говорят так: «Летом серый, а зимой-белый.» «Кого мы ещё не нашли? Знаете ли вы загадки об этом животном? Загадайте их одноклассникам. Сколько животных спряталось? Все ли они звери? Докажите.
1. Используя свои знания, сразу определяют, что орёл – это птица, а жук – насекомое. Выбрать зверя из крокодила и мыши не могут т.к. не хватает знаний.
2. Изучают строение тела жирафа по слайду под руководством учителя.
3. Работают в паре по учебнику и по слайду, отвечают на вопрос учителя.
4. Рассматривают пучки шерсти кошки или собаки, которые лежат на досочках, и отвечают на вопросы:
«Шерсть мягкая, жёсткая, пушистая, состоит из волосков».
5. Делают вывод сначала самостоятельно, затем проверяют его по учебнику.
6. Учащиеся
а) делятся своими знаниями и личным опытом;
б) рассматривают рисунок, отвечают на вопросы, раскрашивают зверей после ответа на вопрос учителя (рисунок скопирован и размножен на каждого учащегося); в конце работы снова делают вывод, кто такие звери.
Физкультминутка.
Цель:
снять общее утомление.
Называет зверей: заяц, медведь, лиса, кошка, лошадь.
С помощью жестов и мимики изображают зверей.
4. Продолжение.
в) затем предлагает рассмотреть картинки с изображением различных зверей и разделить их на группы по различным признакам. Например, дикие и домашние, обитают в нашей стране или в других странах, по среде обитания (см. слайды 6-7).
7. После этой работы переходит к последнему рисунку в учебнике по теме урока (стр. 27, верхний рисунок или слайд 8), в котором заложен ещё один проблемный вопрос урока.
Просит назвать зверей, которые изображены на картинке, отметить необычное в их строении и попытаться объяснить, с чем это связано. Особое внимание обращается на кита, т. к. у этого зверя нет шерсть (см. Приложение 3.1).
8. Далее предлагает ответить ещё на один проблемный вопрос: «Как по-другому называются звери?» Помочь ответить на этот вопрос поможет другой вопрос: «Чем кормят своих детёнышей, например, кошки, собаки, коровы?» Другой подсказкой будет объяснение значения слова «млекопитающие» (см. слайд 9).
9. Для поддержания интереса к теме урока учитель знакомит с некоторыми рекордами зверей (см. Приложение 3.2. и слайды 10-12).
в) рассматривают рисунки и делят на группы по определённому признаку.
Делают вывод о многообразии зверей.
7. Называют зверей: летучая мышь, крот, кит.
Пытаются объяснить особенности строения, связывая их с образом жизни. Возможно, зададут вопрос: «Почему кит – зверь, если у него нет шерсти?»
8. С помощью учителя делают вывод, что звери – это млекопитающие («млеко» по-старославянски – «молоко»).
9. Слушают рассказ учителя, рассматривают слайды.
5. Подведение итогов урока, рефлексия.
С целью проверки усвоения материала учитель предлагает небольшую проверочную работу. Задание: из левого столбика выберите основной признак определённой группы животных, из правого – примеры животных этой же группы, соедините линиями.

Организует устную проверку. Подводит итог урока, благодарит за работу на уроке.
Выполняют проверочную работу, проверяют правильность выполнения, делают вывод по теме, делятся впечатлениями об уроке.

6. Домашнее задание.
Предлагает детям по желанию подготовить об интересующем их звере рассказ, нарисовать рисунок, подобрать загадки и стихи. Делают свой выбор, обращаясь к дополнительной литературе.