Формирование орфографической зоркости обучающихся через систему комплексного изучения словарных слов с непроверяемыми написаниями

Разделы: Начальная школа


Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить ребёнка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания, поэтому с проблемой запоминания слов с непроверяемыми орфограммами я столкнулась с первых шагов работы в школе. Однако применение в процессе обучения множества традиционных приёмов, рекомендуемых современной методикой, было не слишком эффективной.

Проанализировав весь предлагаемый современной методикой комплекс орфографической работы над словарными словами, я пришла к выводу, что трудности возникают у учащихся по следующим причинам:

  1. любой алгоритм работы над словарным словом достаточно трудоёмок, а внимание и волевая сфера у младших школьников развита ещё слабо;
  2. длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна;
  3. наглядно-иллюстративный материал из школьного «Картинного словаря» лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует.

Таким образом, комплекс орфографической работы над словарными словами в малой степени учитывает психолингвистическую проблему взаимодействия «язык-ученик», а однообразие многих приёмов не даёт нужного развивающего эффекта.

Цель моей словарно-орфографической работы на уроках русского языка – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы и для развития ряда, важнейших, интеллектуальных качеств ребёнка. Необходимым условием является гибкая, постоянная работа над словом в системе, планируемая на каждый урок.

Несмотря на большое разнообразие приёмов, предлагаемых методистами и учителями, отсутствует их разграничение по доминирующей (преобладающей) направленности на запоминание правописания слов и на развитие речи учащихся. С этой точки зрения все приёмы можно условно разделить на три группы:

  • 1-я группа – приёмы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания – написание слова (группировка слов по орфографическому признаку, установление сходства и различия в написании слов, вставка пропущенных букв и т.д.);
  • 2-я группа – приёмы, направленные в большей мере на развитие речи учащихся, когда в центре внимания – значение слова (подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний и предложений, замена описательных оборотов отдельными словами, составление тематических групп, сочинение по опорным словам и т.д.);
  • 3-я группа – приёмы, направленные и на запоминание, и на развитие речи (подбор однокоренных слов, разгадывание кроссвордов, использование этимологической справки и т.п.).

Предлагаю систему последовательности изучения слов с непроверяемыми написаниями, в которой учтена специфика данных приёмов.

Выделяю следующие этапы системы работы над словарными словами:

  1. Подготовительный.
    Все словарные слова, рекомендуемые для изучения, делю на тематические группы (по 4-8 слов в каждой).
  2. Ознакомительный (первичное восприятие группы слов).
    Цель: рациональная организация запоминания орфографического облика слов, максимально исключающая их неверное написание.
  3. Тренировочно-закрепительный.
    Цель: создание условий для прочного запоминания написания и активного употребления в речи слов с непроверяемыми написаниями.
  4. Учётно-контрольный.
    Цель: проверить умение учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе.
  5. Итогово-аналитический.
    Цель: выведение траектории продвижения класса по усвоению и написанию словарных слов.

Этап первичного восприятия группы слов является, безусловно, наиболее важным, так как ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу с данными словами бессмысленной.

Организация работы

Объясняю учащимся, что сегодня они познакомятся с новой группой слов с непроверяемыми написаниями и смогут их сразу написать без ошибок. Такое замечание необходимо для создания сознательной установки на запоминание. Далее читаю вслух (с соблюдение орфоэпических норм) слова, записанные на доске или на специальном плакате. После чтения учащиеся под моим руководством производят орфографический разбор. Также, не забываю о работе над истоками слова, толкованием их, давать, по возможности, зритель­ное их восприятие. Затем следует в течение 30-60 секунд зрительное запоминание. После запоминания слова на доске закрываются, а учащиеся записывают их под диктовку. Особенно тщательно проводится проверка по вновь открытой записи на доске с обязательным послоговым (орфографическим) проговариванием. При этом учащиеся с низким уровнем орфографического самоконтроля и слабой памятью могут отмечать горизонтальной или вертикальной чертой каждый проверенный слог.

После проверки выясняю, кто из учащихся не допустил ни одной ошибки, кто допустил одну, две и более ошибок. Обычно количество допустивших ошибки бывает незначительным.

Таким образом, работа на этапе первичного восприятия слов с непроверяемыми написаниями складывается из нескольких строго обязательных и последовательных действий:

  1. орфоэпическое чтение вслух слов, записанных на доске;
  2. краткий орфографический разбор;
  3. зрительное запоминание;
  4. запись под диктовку (при закрытых словах);
  5. орфографический самоконтроль.

На тренировочно-закрепительный этап отвожу 3-4 дня (и более, в зависимости от количества слов). На этом этапе используется многократное, кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией. Используются разнообразные упражнения, которые опираются на различные восприятия слов и должны обязательно способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.

На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями (см. Приложения). Вот некоторые из них: списывание (различные задания); диктанты (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие); ребусы; иллюстрации; творческие работы (по развитию связной речи) – письмо текста по памяти, свободный диктант, изложения, сочинения, ответы на вопросы. Активно используются устные словарные диктанты (с орфографическим проговариванием), разгадывание загадок, кроссвордов, работа с перфокартами, работа в парах, комментированное письмо, подбор однокоренных слов и т.д.

Перед следующим этапом провожу обязательную работу по сорбонкам, приготовленным самими учащимися. Учащиеся готовят карточки (сорбонки) с изучаемой группой слов, но с пропущенными орфограм­мами (поменяв местами слова). Сорбонка предназначается для соседа по парте. После этого дети меняются карточками и заполняют их. Про­веряет подготовивший сорбонку ученик, и он же оценивает ее. В правом верхнем уг­лу пишется фамилия ребенка, заполнив­шего сорбонку, внизу — фамилия проверяющего. Учитель после урока просматри­вает все мини-карточки.

На учётно-контрольном этапе провожу разные виды слуховых диктантов : словарные диктанты (1 класс – 8-10 слов; 2 класс – 10-12 слов, 3 класс – 12-15 слов, 4 класс - ); проверочные и контрольные диктанты по темам русского языка, куда обязательно включаю слова с непроверяемыми написаниями, и творческие работы.

Анализируя допущенные ошибки в словах, определяю степень усвоения навыков письма слов, включаю их снова в разные тренировочные упражнения, а затем и в последующие диктанты.

Итак, работая над словами с непроверяемыми написаниями, основной упор делаю на запоминание, но не механическое. Такая работа над словом развивает скорочтение, память, логическое мышление и, конечно же, увеличивает словарный и лексический запас слов и грамотность письма.

В качестве иллюстрации приведу фрагмент, как я организовала на своих уроках работу на тренировочно-закрепительном этапе по дням недели.

Все словарные слова 2 класса по русскому языку я разбила на смысловые группы (блоки) (Приложение). Для образца возьмем, например, блок 7:

Понедельник. Проводится ознакомле­ние с группой этих слов, запись их в тетради по русскому языку с выделением орфограмм и расстановкой ударений. Перед этим предлагаю детям вопросы:

— Почему эти слова объединены в одну группу? (Потому, что они все отно­сятся к деятельности (труду) людей.)

— Чем они похожи и чем отличаются? (Похожи тем, что безударные гласные у всех слов находятся в первом слоге.) (Во всех словах ударение падает на второй слог. А отличаются они тем, что одни слова состо­ят из двух слогов, а другие из трех.)

— На какие две группы можно их разделить?

бе­зударной гласной а в одну группу, а с безударной гласной о — в другую. Те, которые отвечают на вопрос кто?, и на те, которые отвечают на вопрос что?)

И каждый раз я прошу детей, чтобы они называли выделенные группы слов, т.е. доказывали свое предположение, а весь класс активно включается в работу и сле­дит за ответами детей, готовый в любой мо­мент помочь, поправить или выдвинуть свою версию. Мне кажется, что именно в этот момент активного, творческого поиска решения проблем и происходит непроиз­вольный процесс запоминания словарных слов. И только после этого даётся время на запоминание этого блока слов - от 30 секунд до 1 минуты, после чего слова закрываются. Далее учащиеся записывают этот блок под диктовку, выделяют орфограммы и расставляют ударение. Тщательно проводится проверка по вновь открытой записи на доске.

Вторник. Работа продолжается с этой же группой слов, только с новым заданием.

— Запишите словарные слова, ком­ментируя их написание. Образуйте от них родственные (однокоренные) слова.

Эту работу можно организовать па­рами.

— Продиктуйте своему соседу этот блок слов. Выслушайте его комментарии. (После выполнения дети меняются роля­ми.) Вместе придумайте к ним родствен­ные слова. Запишите их.

Или можно придумать и организовать любой другой вид работы, на который спо­собна ваша фантазия и творчество.

В среду дети будут составлять предложения с этими словами. Самые удачные записываются на доске и в тетрадях с комментированием изученных орфограмм.

В четверг: учащиеся готовят карточки (сорбонки) с изучаемыми словами, но с пропущенными орфограм­мами (поменяв местами слова). Сорбонка предназначается для соседа по парте. Про­веряет подготовивший сорбонку ученик, и он же оценивает ее. В правом верхнем уг­лу пишется фамилия ребенка, заполнив­шего сорбонку, внизу — фамилия проверяющего. Учитель после урока просматри­вает все мини-карточки.

В пятницу дети пишут под диктовку словосочетания или небольшой текст, со­ставленный (подобранный) мною с ис­пользованием всех изученных на этой неделе словарных слов.

По своему опыту работы могу ска­зать, что такой подход дает очень высо­кий процент запоминания учащимися слов из словаря, причем без зубрёжки и специального заучивания.