Календарно-тематическое планирование математического кружка "Смекалка"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Решение этих задач отражено в программе математического кружка “Смекалка”.

Цель кружка: Создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей.

Задачи кружка:

  • сформировать представление о методах и способах решения арифметических задач;
  • развить комбинаторные способности учащихся;
  • научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Всего 34 часа. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с содержанием УМК “Математика. 4 класс” под редакцией Н. Б. Истоминой.

Основные направления и содержание деятельности.

Основное содержание курса математики 4 класса составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль в данном УМК отведена решению текстовых задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Задания представляют собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов учащихся: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.

В практике работы кружка возможны следующие формы: решение занимательных и комбинаторных задач, задачи на разрезание, перекладывание, конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, с великими математиками, участие в математической олимпиаде, различных математических конкурсах, выпуск математических газет, работа с ЦОР «Виртуальные лаборатории: «Перекладывания», «Взвешивания», «Переправы» и др.

Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в математических олимпиадах школьного, районного уровня, в международном математическом конкурсе-игре “Кенгуру». Этому посвящены отдельные занятия, где рассматриваются задачи олимпиад прошлых лет, изучаются приемы решения олимпиадных задач, а также разбираются материалы конкурса “Кенгуру”.

Учебная программа.

№ занятия Дата проведения Тема занятия Оборудование
1 04.09.09 Вводное занятие. Решение ребусов. Карточки с заданиями, дидактический материал, портреты великих математиков, таблицы, ИКТ и др.
2 11.09.09 Решение ребусов и логических задач.
18.09.09 Как люди научились считать.
25.09.09 Решение занимательных задач в стихах.
02.10.09 Числа-великаны. Коллективный счет. Загадки-смекалки. Игра «Знай свой разряд».
09.10.09 Подумай и реши.
16.10.09 Выпуск математической газеты № 1.
23.10.09 Математические горки. Наглядная алгебра. Логические задачи. Игра «У кого какая цифра».
06.11.09 Решение занимательных задач. Меры в пословицах.
10  13.11.09 Задачи на разрезание.
11  20.11.09 Выпуск математической газеты № 2.
12  27.11.09 Конкурс знатоков (отборочный тур).
13  04.12.09 Задачи-смекалки. Логическая игра «Молодцы и хитрецы».
14  11.12.09 Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания.
15  18.12.09 Выпуск математической газеты № 3.
16  25.12.09 «Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями.
17  15.01.10 Математический КВН.
18  22.01.10 Старинные меры длины.
19  29.01.10 Школьный тур олимпиады.
20  05.02.10 Выпуск математической газеты № 4.
21  12.02.10 Немного истории. Детям о времени.
22  19.02.10 Решение олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру».
23  26.02.10 Решение олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру».
24  05.03.10 Решение олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру».
25  12.03.10 Решение олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру».
26  19.03.10 Талантливая женщина-математик С. В. Ковалевская. Игра «Задумай число».
27  02.04.10 Выпуск математической газеты № 5.
28  09.04.10 Задачи на движение. Игра «Удивительный квадрат».
29  16.04.10 Открытие нуля.
30  23.04.10 Решение задач повышенной трудности.
31  30.04.10 «Знакомство» с математиком Пифагором. Задачи с многовариантными решениями.
32  07.05.10 Игра «Крестики-нолики».
33  14.05.10 Точные и приближенные числа.
34  21.05.10 Итоговое занятие. Игра «Цифры в буквах».

Условия реализации программы.

Кружок создается на добровольной основе из ребят 4 класса, имеющих повышенный интерес к математике.

Занятия групповые (12 человек), 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Занятия планируются на весь учебный год. Всего 34 часа.

Материально-технические и методические условия имеются.

Ожидаемые результаты:

  • формирование интереса к творческому процессу;
  • умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;
  • умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
  • успешное выступление учащихся на олимпиадах, конкурсе «Кенгуру».

Массовые мероприятия.

Планируется участие детей в школьном туре олимпиады по математике, всероссийском математическом конкурсе «Кенгуру», в отчетной конференции «Мир моих увлечений», а также выпуск математических газет для учащихся начальной школы.

Список литературы.

  1. Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  2. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Сост. Н.И.Удодова.-Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Занятия математического кружка. 3-4 классы. Автор-сост. О. И. Белякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы. Автор-сост. Е. А. Чаус. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009.