Пояснительная записка.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Решение этих задач отражено в программе математического кружка “Смекалка”.
Цель кружка: Создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей.
Задачи кружка:
- сформировать представление о методах и способах решения арифметических задач;
- развить комбинаторные способности учащихся;
- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Всего 34 часа. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с содержанием УМК “Математика. 4 класс” под редакцией Н. Б. Истоминой.
Основные направления и содержание деятельности.
Основное содержание курса математики 4 класса составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль в данном УМК отведена решению текстовых задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Задания представляют собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов учащихся: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.
В практике работы кружка возможны следующие формы: решение занимательных и комбинаторных задач, задачи на разрезание, перекладывание, конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, с великими математиками, участие в математической олимпиаде, различных математических конкурсах, выпуск математических газет, работа с ЦОР «Виртуальные лаборатории: «Перекладывания», «Взвешивания», «Переправы» и др.
Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в математических олимпиадах школьного, районного уровня, в международном математическом конкурсе-игре “Кенгуру». Этому посвящены отдельные занятия, где рассматриваются задачи олимпиад прошлых лет, изучаются приемы решения олимпиадных задач, а также разбираются материалы конкурса “Кенгуру”.
Учебная программа.
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Оборудование |
1 | 04.09.09 | Вводное занятие. Решение ребусов. | Карточки с заданиями, дидактический материал, портреты великих математиков, таблицы, ИКТ и др. |
2 | 11.09.09 | Решение ребусов и логических задач. | |
3 | 18.09.09 | Как люди научились считать. | |
4 | 25.09.09 | Решение занимательных задач в стихах. | |
5 | 02.10.09 | Числа-великаны. Коллективный счет. Загадки-смекалки. Игра «Знай свой разряд». | |
6 | 09.10.09 | Подумай и реши. | |
7 | 16.10.09 | Выпуск математической газеты № 1. | |
8 | 23.10.09 | Математические горки. Наглядная алгебра. Логические задачи. Игра «У кого какая цифра». | |
9 | 06.11.09 | Решение занимательных задач. Меры в пословицах. | |
10 | 13.11.09 | Задачи на разрезание. | |
11 | 20.11.09 | Выпуск математической газеты № 2. | |
12 | 27.11.09 | Конкурс знатоков (отборочный тур). | |
13 | 04.12.09 | Задачи-смекалки. Логическая игра «Молодцы и хитрецы». | |
14 | 11.12.09 | Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания. | |
15 | 18.12.09 | Выпуск математической газеты № 3. | |
16 | 25.12.09 | «Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями. | |
17 | 15.01.10 | Математический КВН. | |
18 | 22.01.10 | Старинные меры длины. | |
19 | 29.01.10 | Школьный тур олимпиады. | |
20 | 05.02.10 | Выпуск математической газеты № 4. | |
21 | 12.02.10 | Немного истории. Детям о времени. | |
22 | 19.02.10 | Решение олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру». | |
23 | 26.02.10 | Решение олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру». | |
24 | 05.03.10 | Решение олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру». | |
25 | 12.03.10 | Решение олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру». | |
26 | 19.03.10 | Талантливая женщина-математик С. В. Ковалевская. Игра «Задумай число». | |
27 | 02.04.10 | Выпуск математической газеты № 5. | |
28 | 09.04.10 | Задачи на движение. Игра «Удивительный квадрат». | |
29 | 16.04.10 | Открытие нуля. | |
30 | 23.04.10 | Решение задач повышенной трудности. | |
31 | 30.04.10 | «Знакомство» с математиком Пифагором. Задачи с многовариантными решениями. | |
32 | 07.05.10 | Игра «Крестики-нолики». | |
33 | 14.05.10 | Точные и приближенные числа. | |
34 | 21.05.10 | Итоговое занятие. Игра «Цифры в буквах». |
Условия реализации программы.
Кружок создается на добровольной основе из ребят 4 класса, имеющих повышенный интерес к математике.
Занятия групповые (12 человек), 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Занятия планируются на весь учебный год. Всего 34 часа.
Материально-технические и методические условия имеются.
Ожидаемые результаты:
- формирование интереса к творческому процессу;
- умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;
- умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
- успешное выступление учащихся на олимпиадах, конкурсе «Кенгуру».
Массовые мероприятия.
Планируется участие детей в школьном туре олимпиады по математике, всероссийском математическом конкурсе «Кенгуру», в отчетной конференции «Мир моих увлечений», а также выпуск математических газет для учащихся начальной школы.
Список литературы.
- Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Сост. Н.И.Удодова.-Волгоград: Учитель, 2008.
- Занятия математического кружка. 3-4 классы. Автор-сост. О. И. Белякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы. Автор-сост. Е. А. Чаус. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009.