Эпиграф: «Все познается в сравнении».
Цели урока:
- продолжить знакомство с непредельными углеводородами на примере алкинов, закрепить знания об алкенах, продолжить развитие умений строить формулы и называть органические вещества, изучить способы получения и химические свойства алкинов, сформировать представление о поливинилхлориде;
- развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, совершенствовать умение работать с научно-популярной, справочной литературой, делать мультимедийную презентацию, выступать с сообщениями по предложенной теме;
- воспитывать уважение к мнению других, экологическую ответственность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и реактивы: мультимедийный проектор, интерактивная доска, специальное программное обеспечение установленное на ПК, образцы изделий из поливинилхлорида (клеенка, изолента, линолеум, капельница), спиртовка, щипцы для сжигания веществ, спички.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
Вступительное слово учителя:
Эпиграфом к уроку взяты слова: «Все познается в сравнении» (слайд 2 из презентации), так как сегодня будем изучать новый класс непредельных углеводородов, проводя сравнение с уже известными вам представителями.
Вопросы учащимся:
– Какие классы непредельных углеводородов вы знаете?
– Какая у них общая формула?
После ответов учащихся на мультимедийной доске показывается слайд 3 (см. презентацию)
Целью урока будет не только повторение и изучение нового материала, но и овладение умениями контроля и оценки своей деятельности и деятельности одноклассников. Для этого вам выданы оценочные листы. Работать с ними вы уже умеете. За каждый верный ответ – 1 балл. Максимальное число баллов по каждому виду работы указано в оценочном листе (см. Приложение 1).
Вспомним все, что мы знаем об алкенах. Для этого проведем химическую разминку, играя в «Молчанку». Назовите слайд, показав нужную карточку. Прокомментируйте свой ответ.
Учащимся показываются слайды 4-9 из презентации.
III. Изучение нового материала.
Учащимся задается проблемный вопрос: Что произойдет с алкенами при более глубоком дегидрировании?
Учащиеся выдвигают гипотезы. (Если …, то …).
Запишите реакции дегидрирования пропена-1 в тетрадях, а один ученик с обратной стороны доски:
- CH2=CH – CH3 → CH ≡ C – CH2 + H2
- CH2=CH – CH3 → CH2 = C = CH2 + H2
Вопросы учащимся:
– Что нового появилось в продукте реакции (1)?
– Как отмечается двойная связь?
– Тройная связь отмечается суффиксом «ин». Тогда новый класс непредельных соединений- алкины. Это и будет темой нашего урока (См. слайд 10 из презентации).
– Какая общая формула у алкенов?
– Общая формула у алкинов?
– Дайте определение алкинов, записав его в тетрадь, отметив все, что мы сказали.
– Откройте учебник на странице 47 (учебник «Химия» 10 класс О.С. Габриеляна), прочитайте определение вслух.
– Вспомните правила номенклатуры алкенов.
– Назовите продукт реакции (1), сравнив номенклатуру алкенов и алкинов.
– Какие реакции будут характерны алкинам? Ведь у них есть, так же как у алкенов, кратная связь.
– Запишите в тетрадях реакции, бромирования, гидрохлорирования этина.
Учитель: этин (ацетилен) также вступает в реакцию с водой (реакция Кучерова) и реакцию тримеризации. Реакции записываются на доске. Ацетилен можно получить ещё двумя способами, кроме реакции дегидрирования. Записываются на доске реакции получения ацетилена.
IV. Закрепление нового материала.
Закрепим всё, что мы узнали об алкинах, а для этого поиграем в «Решето», перейдя от умственных упражнений к физическим. (Проводится физминутка в виде игры «Решето». Учащимся задаются вопросы по новой теме. Ученики, ответившие правильно садятся, неверно – стоят).
Вопросы для закрепления:
- Дайте определение алкинов.
- Назовите вещества (слайды 11-12 – см. презентацию).
- Какие реакции характерны алкинам?
- Допишите уравнения реакций гидрирования, гидрогалогенирования, горения пропена – 1, записанные на доске, назовите продукты реакций.
- Постройте геометрическую фигуру бутина-2.
Учитель: Среди химических свойств алкинов вы назвали реакцию горения. Я вам её продемонстрирую, а вы обратите внимание на пламя.Какое оно?(Коптящее)Мы наблюдали с вами, что алкены горят светящимся пламенем. Почему алкины и алкены горят по-разному? Ответ обоснуйте математически (см. слайд 13 презентации). Один ученик решает задачу с обратной стороны доски, остальные в тетрадях. Затем ученики меняются тетрадями и идет взаимопроверка математического обоснования химического эксперимента.
Алкины и их производные из-за наличия тройной связи легко полимеризуются. Продукт их полимеризации поливинилхлорид нашел широкое применение. Откройте таблицу (приложение 2) и заполните колонки «Знаю» и «Хочу узнать», используя имеющиеся знания о поливинилхлориде. Учащиеся обсуждают, что они слышали о поливинилхлориде.
Третью колонку таблицы «Узнал(а)»вы сможете заполнить, слушая сообщения своих одноклассников. Вам необходимо будет оценить их выступления.
Выступление первого учащегося по теме «Получение, физические свойства, применение поливинилхлорида» (см. слайды 14-15 из презентации).
Оценка выступления учащимися класса по предложенному плану (см. Приложение 3)
Учитель: сегодня в нашем распоряжении имеется широкая палитра изделий из поливинилхлорида, которые продолжают завоевывать мир. (Учащимся показываются изделия из поливинилхлорида). Однако наряду с этим возникают экологические проблемы, о которых расскажет второй учащийся.
Выступление второго ученика по теме «Экологические проблемы, связанные с использованием изделий из поливинилхлорида» (см. слайд 16 из презентации).
Оценка выступления учащимися класса.
Учитель: просуммируйте все баллы. Оцените свою работу на уроке по указанным в оценочном листе критериям. Так как целью урока было повторение и изучение нового материала, то отрицательные оценки в журнал не будут выставляться, но ребята, получившие их должны повторить изученный ранее материал, поэтому домашнее задание будет дифференцированным.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
5 | 4 | 3 | 2 |
Творческое задание: предложить новые способы утилизации полимеров. | § 6 №4 |
§ 5, 6 №1 |
§ 2, 5, 6 записать свойства алкинов, № 1, 2. |
VI. Рефлексия.
Вопрос учащимся:
– Почему эпиграфом к уроку выбраны слова: «Всё познается в сравнении». (см. слайд 17).
Учащиеся высказывают свое мнение.