Цели урока:
- Познакомить с многовековой историей культуры неразрывно связанной с народными поверьями и приметами, с народными традициями;
- Изучить народные традиции связанные с оберегами;
- Познакомить с символами оберегов и показать значение оберегов.
Задачи:
- воспитать бережное отношение к природе,
- развить навыки контроля и самоконтроля,
- развить эстетический вкус, воображение детей,
- обогатить словарный запас детей: «оберег», «домовой», «народные традиции»,
- развить творческое мышление и общий кругозор,
- воспитать усидчивость и аккуратность,
- научить делать оберег «веничек»
- изучить технику выполнения оберега «веничка».
Средства обучения:
1. Учебные средства:
- Светлана Лаврова Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город, 2007;
- Соловьев В.М. Русская культура. С древних времен до наших дней. – М.: Белый город, 2004;
- Шептуля А. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. -М.: Эксмо,2006;
- Чудакова Н.В. Энциклопедия праздников. –М.: изд. АСТ, 2002;
- Энциклопедия народных традиций.- М.: Эксмо,2007;
2. Раздаточный материал:
- травяная малярная щетка, мешковина или холст, ленточки, клей ПВА, кисточки, фасоль, семена тыквы, семечки подсолнуха, скорлупа грецких орехов, засушенные ягоды, сухоцветы, фигурки из соленого теста, разные шишки, искусственные цветы и листья, мелкие монетки, горох, плоды шиповника, пшеничные колоски, лавровый лист, сухой красный перец, крупы: рис, гречка, пшено, чеснок.
- таблица «Символика оберегов».
- инструкционно-технологическая карта «Веничек - домовушка»
Наглядный материал:
- Обереги «венички - домовушки», выполненные по темам;
- Обереги купленные в магазине.
К моменту начала урока на партах учащихся должны лежать: индивидуальный раздаточный материал, инструкционно-технологическая карта «Венички – домовушки».
Средства массовой информации:
- Соловьев В.М. Русская культура. С древних времен до наших дней. – М.: Белый город, 2004;
- Шептуля А. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. -М.: Эксмо,2006.
Литература к уроку:
- Соловьев В.М. Русская культура. С древних времен до наших дней. – М.: Белый город, 2004;
- Шептуля А. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. -М.: Эксмо,2006.
Основные понятия и термины: Оберег, символика, народные поверья, приметы и традиции.
План проведения занятий:
- Орг. момент.
- Формирование знаний и умений.
- Выполнение практической работы «Веничек – домовушка».
- Итоговый контроль знаний и умений.
- Итог.
Итого: 2 спаренных урока (по 45 минут) – 90 минут.
Ход урока
1. Организационная часть урока.
Приветствие учащихся, проверка явки и готовности к уроку. Сообщение темы и краткий обзор урока. Назначение дежурных по бригадам.
2. Формирование знаний и умений.
Цель нашего урока заключается в получении знаний о народных традициях связанных с оберегами, так же вы познакомитесь с символикой оберегов и распределением их по темам. Но прежде познакомимся с историей оберега.
История оберега своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. Древние люди приписывали силам природы сверхъестественный характер и старались задобрить их. Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня, играли большую роль в обрядах. Идолы, амулеты, обереги, талисманы служили нашим предкам оружием против злых духов. Со временем изображения утрачивали магический смысл, обереги, талисманы и амулеты перешли в разряд украшений, превратились в сувениры. Но вера в волшебную силу сохранилась до наших дней. Сувениры – обереги, талисманы, амулеты сделанные с любовью своими руками несут доброту и душевное тепло, которые вы передадите вместе с сувениром своим близким и друзьям.
А теперь обратимся к символике оберегов.
Древнейшим домашним оберегом считается веник. На веничке – домовушке размещают природные символы здоровья, любви, достатка и долголетия.
Веник, подвешенный вверх метелкой, - к деньгам, а повешенный возле двери метелкой вниз, выметал из дома нечистую силу, горе и напасти.
Великое множество примет поверий связано с веником. Издавна существовал обычай обметать специальным веником – оберегом все углы по часовой стрелке. Такой веник украшали, считалось, что, чем он нарядней и аккуратней, тем большей силой обладает. Если в дом приходили напасти, обрядовый веник, вобравший в себя всю отрицательную энергетику, закапывали на перекрестке, чтобы все беды ушли в землю и не перешли к другим людям.
Веники – обереги бросали вслед человеку, обладающему «дурным глазом», ими обметали больного, мели дорогу жениху и невесте, ставили у изголовья кровати роженицы и у колыбели младенца. Использовал такие веники и в обрядах для богатого урожая, удачного теста для выпечки хлеба и прочих хозяйственных нужд.
Сделанный своим руками веник – оберег создаст в вашем доме позитивный настрой, поможет быстро справиться с домашней работой и подарит хорошее настроение всей семье.
Прежде чем начать работать практически ознакомимся с символикой оберегов:
- Злаки, бобовые – символ достатка, сытой жизни, благополучной в материальном аспекте.
- Лапти – символизируют домашний уют, семейное счастье.
- Мак, зерна мака – символ исполнения желания, символ долголетия, отгоняет нечистую силу.
- Красный горький перец – мужское начало, символ мужского здоровья.
- Шишки – крепость семьи, символ трудолюбия и достижения успеха.
- Лекарственные травы, ягоды шиповника – символ крепкого здоровья.
- Лук – оберегает семью от слез, отгоняет нечистую силу.
- Ягоды рябины – символ женской молодости, красоты.
- Бессмертник – символ долголетия.
- Мешковина – изобилие, достаток в доме.
- Тыква, семена тыквы – символ плодородия, женского начала.
- Хлеб – всему голова – согласие и достаток в доме, да будет дом гостеприимным.
- Лавровый лист – слава, успех.
- Плетение – символизирует знакомства, дружбу с новыми интересными людьми.
- Солнце» цветок подсолнуха – главный славянский оберег, славяне – дети солнца.
- Семена подсолнуха – здоровье детей в доме.
- Семя – зарождение новой жизни.
- Кувшин – символ воды, полная чаша в доме.
- Яйцо – продолжение рода.
- Кукуруза – символ здоровья у детей, продолжение рода, сплоченность семьи, взаимопонимание.
- Метла – выметает из избы ссоры.
- Веник, направленный вниз, выметает ссоры из избы, болезни, горе и напасти.
- Веник, направленный вверх, – к деньгам.
- Орех – символ умственной силы, мудрости и здоровья.
- Туя – вечная молодость.
- Домик – символ семьи.
- Мельница – перемелется – мука будет.
- Крупа – мир, лад в доме, желая этого, молодых после венчания осыпали крупой, достаток в доме.
- Колосья, ягоды, дары природы – урожай в хозяйстве.
- Коса, венок – символы бесконечности и непрерывности рода, возрастания благополучия.
- Монетка – копейка рубль бережет, успех в делах.
- Горшочки с кашей и молоком – достаток.
- Фигурки мужчины и женщины, перевязанные ниточкой, – любовь, неразрывность уз.
- Петушок сахарный – чтобы в доме звучал радостный детский смех.
- Чеснок и перец – изгоняют нечистую силу, символ женской красоты и молодости.
- Домашняя выпечка – символизирует хлебосольность.
- Мешочек с можжевельником – чистоту мыслей.
- Горох, фасоль – мир и дружбу.
- Бобовые – символ достатка, сытности, физической силы.
- Мешок – символ богатства.
- Полотно – счастье в доме.
- Узелок – оберегает от скандалов в доме.
- Гнездо – продолжение рода.
- Бублик – непрерывность кольцо, символ крепкой семьи.
- Жаворонки – символ плодородия, деторождения.
- Лыко – здоровье ног.
- Подкова – удача, счастье,
- фрукты, ягоды – рог изобилия.
- Цветок – символ солнца.
- Цветы – комфорт, уют.
3. Практическая работа.
Перед вами лежит инструкция с описанием символов. Вы должны ознакомиться с ней, выбрать тему для своей работы. Главный символом славян является СОЛНЦЕ (круг), так как считалось что славяне это дети солнца.
Так же следует обратить внимание, куда будет направлен ваш веник: вверх или вниз. Изучая символику оберегов нужно подобрать природный материал принесенный вами заранее.
Начинаем работу с оберегом. Выкладываем необходимый материл на веничек, создавая композицию. Не перегружайте ее лишними деталями.
Далее нужно утвердить план раскладки с преподавателем.
Если композиция составлена грамотно, начинаем приклеивать материал с помощью клея ПВА, не нарушая раскладки.
Оставляем веничек на просушивание (не менее 12 часов).
Работа учащихся в рабочих тетрадях: следует зарисовать композицию оберега и описать символы, примененные в работе.
4. Итоговый контроль знаний и умений.
Вот и подошел к концу наш урок. Вопросы к учащимся:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что такое оберег, для чего его используют?
- Главный символ славян - …?
- Что означает веник направленный вверх или вниз?
- Какие приметы связаны с веничком – оберегом?
5. Итог.
Мы с вами познакомились с преданиями старины, с народными поверьями и приметами. Изучили символику оберегов и научились делать веничек – домовушку.
Теперь вы знаете, какое значение предавали наши предки дому, очагу, культу дома.
Домашнее задание: пофантазируйте и напишите рассказ, как ваш веничек – оберег мог бы повлиять на членов вашей семьи и отчего оберегал бы ваш дом. Куда бы вы его повесили или поставили, и почему? Работу оформить в тетрадях. На следующем уроке мы выберем лучший рассказ и веничек – оберег.
Выставить оценки учащимся, выбрать лучшие работы, разобрать общие ошибки.
Убрать рабочие места.
Приложение. Фото к уроку.