Цели:
- углубить и обобщить знания детей по теме "Растения";
- показать связь между природой и человеком;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме "Безударные гласные в приставке и корне слова";
- активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, используя элементы соревнования;
- развивать мышление, умение сравнивать и делать выводы.
Оборудование:учебник "Русский язык" (авт. Т.Г.Рамзаева), гербарий, комнатные растения, картины, стенд "По страницам Красной книги", видеозапись "Картины природы", карточки с заданиями, опоры по теме "Приставки", "Безударные гласные в корне слова".
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, более объемный и сложный, чем всегда. Мы проводим урок русского языка и окружающего мира как один большой урок, но взаимосвязанный. Такой урок называется интегрированным. Мы совершим путешествие в удивительный мир природы, где будем упражняться в правописании безударных гласных в приставке и корне слова. А в помощь возьмите внимание, старание, дружелюбие.
Успехов вам!
III. Чистописание.
- Проложим дорожку в мир природы из ровных красивых букв.
п по пл пе пр П По Пл Пе Пр
Узкая тропинка вывела нас к лесному озеру.
- Расскажите, что вы знаете о звуке [п].
- В каком слове звуков больше, чем букв?
- Найдите слово с приставкой.
- Назовите орфограммы.
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
IV. Словарная работа.
- Отгадайте загадки, запишите отгадки, подчеркните буквы, которые надо запомнить.
- Что за дерево стоит:
Ветра нет, а все дрожит?
(Осина.) - Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина.) - Раскололся тесный домик на две половинки,
И посыпались в ладони бусинки - дробинки.
(Горох.) - Закутан ребенок в сорок пеленок. (Капуста.)
- Весной — травкой шелковистой,
Летом - нивой золотистой,
К столу - булочкой душистой.
(Пшеница.) - Я капелька лета
На тоненькой ножке,
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
(Земляника.)
- Проверьте, правильно ли вы записали слова.
Проверка по карточкам.
- Как можно назвать все записанные слова одним словом? (Растения.)
- Слово "растение" - словарное. Как вы считаете, от какого слова оно образовано?
- Это слово нельзя проверить, его надо запомнить. Растения. Повторите слово орфографически правильно.
Орфографическое проговаривание.
- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую надо запомнить.
- Составьте предложения со словом "растения".
V. Письмо с комментированием.
Растение — земли украшение.
VI. Повторение изученного о растениях.
- Растения - зеленая одежда Земли. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.
Просмотр видеозаписи "Картины природы "
- На какие группы можно разделить все растения?
- Какие бывают деревья?
- Докажите, что растение - живой организм.
- Назовите органы растения.
- Для чего нужен корень?
- Для чего нужен стебель?
- Какой опыт доказывает, что стебель проводит воду и минеральные вещества от корня к листьям?
- Какие бывают листья?
- Покажите простые листья и сложные.
- Могут ли быть на одной веточке плод и цветок?
- Плод и цветок хвастались своими особенностями друг перед другом. Угадайте, какими?
- Рассмотрите плоды (клюква, яблоко, орех, огурец). Почему маленькая клюква приняла за своих родственников огурец и яблоко, а не орех?
- Для чего растениям нужны семена?
VII. Упражнение в правописании безударных гласных в приставках и корнях слов.
- Семена нужны не только растениям. Об этом вы узнаете, выполнив упражнение 334.
- Для чего нужны семена?
- Вторую часть текста спишем с объяснением, третью — самостоятельно.
Разбор первого предложения по членам предложения.
Проверка с помощью веера с гласными буквами.
VIII. Физминутка "Прогулка в лес".
IX. Повторение изученного по теме "Растения".
- Расскажите, как из семян развиваются растения.
1 ученик рассказывает о проведенных опытах по проращиванию фасоли.
- Но чтобы растения радовали наши глаза, росли и развивались, необходимы условия. Помните сказку: "Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая". Чем же "кормил" дед репку, что она выросла такая огромная?
- Что случилось бы,
- если бы дед посадил репку в сухую землю?
- если там, где посажена репка, никогда нет солнца?
- если бы репка росла сама по себе?
- Как надо ухаживать за растениями, чтобы они росли большими?
- А сейчас, ребята, вы будете работать по группам.
Каждая группа получает задания, на выполнение которых отводится время.
X. Проверка выполнения заданий по карточкам.
- Дома вы писали сочинения-загадки "Мое любимое растение". Догадайтесь, о каких растениях идет речь.
Каждая группа загадывает по одной загадке.
Какое дерево считается символом России? (Береза.)
XI. Рассказ учителя о березе.
- Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают метла и веники. Из бересты мастерят туески, лукошки. Березовые дрова - лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают мебель, лыжи, уксус.
XII. Письмо по памяти.
- Прочитайте четверостишие, записанное у вас на карточках.
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая березка —
Символ Родины моей.
- Найдите слова с безударными гласными в корне.
- Найдите слова с приставками, выделите приставку.
Взаимопроверка.
- Разберите слово березка по составу.
- Подберите однокоренные слова к слову березка.
- Подберите подходящие прилагательные к слову березка.
- Почему березу так называют?
- Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит "светлый, ясный, белый", от которого и образовалось сначала берза, а в последствии — береза.
- Попробуйте и вы, ребята, объяснить названия растений.
Учитель показывает карточки. Дети объясняют.
п. дорожник
к. локольчик
м. дуница
ш. повник
XIII. Работа по охране природы.
- Многие замечательные растения находятся под угрозой исчезновения.
Ученик читает стихотворение под музыку.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное "стой!"
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Сценка «Девочка - ромашка» («Внеклассные мероприятия», 3 класс, Москва, Вако)
- Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы?
- О некоторых растениях нашей местности, которые становятся редкими, расскажут ребята.
Выслушиваются рассказы подготовленных учеников (по одному от каждой группы). Рассказы сопровождаются иллюстративным показом.
- Ребята, почему в наши дни сокращаются площади, занимаемые растениями?
- Как вы должны себя вести, находясь на природе?
- Хотелось бы, ребята, чтобы вы не проходили мимо, останавливались и наблюдали за тем, что происходит в природе. Природа - наш вечный друг, она как живая, только не говорит языком человека. Помните, что и в лесу, и в поле, и на лугу вы в гостях, в гостях у природы.
И пусть каждый из нас встречается с цветами
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
XIV. Итоги урока.
- Наше путешествие подошло к концу. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Что нового узнали, путешествуя?
- Что понравилось?
- А что вызвало затруднения?
- Дома вы напишите сочинение "Что нам сказали бы растения, если бы умели говорить". Спасибо за урок!