Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3-м классе на тему "Обобщение по теме "Растения". Правописание безударных гласных в приставке и корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • углубить и обобщить знания детей по теме "Растения";
  • показать связь между природой и человеком;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме "Безударные гласные в приставке и корне слова";
  • активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, используя элементы соревнования;
  • развивать мышление, умение сравнивать и делать выводы.

Оборудование:учебник "Русский язык" (авт. Т.Г.Рамзаева), гербарий, комнатные растения, картины, стенд "По страницам Красной книги", видеозапись "Картины природы", карточки с заданиями, опоры по теме "Приставки", "Безударные гласные в корне слова".

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, более объемный и сложный, чем всегда. Мы проводим урок русского языка и окружающего мира как один большой урок, но взаимосвязанный. Такой урок называется интегрированным. Мы совершим путешествие в удивительный мир природы, где будем упражняться в правописании безударных гласных в приставке и корне слова. А в помощь возьмите внимание, старание, дружелюбие.

Успехов вам!

III. Чистописание.

- Проложим дорожку в мир природы из ровных красивых букв.

п по пл пе пр П По Пл Пе Пр

Узкая тропинка вывела нас к лесному озеру.

- Расскажите, что вы знаете о звуке [п].

- В каком слове звуков больше, чем букв?

- Найдите слово с приставкой.

- Назовите орфограммы.

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

IV. Словарная работа.

- Отгадайте загадки, запишите отгадки, подчеркните буквы, которые надо запомнить.

  1. Что за дерево стоит:
    Ветра нет, а все дрожит?
    (Осина.)
  2. Бусы красные висят,
    Из кустов на нас глядят,
    Очень любят бусы эти
    Дети, птицы и медведи.
    (Малина.)
  3. Раскололся тесный домик на две половинки,
    И посыпались в ладони бусинки - дробинки.
    (Горох.)
  4. Закутан ребенок в сорок пеленок. (Капуста.)
  5. Весной — травкой шелковистой,
    Летом - нивой золотистой,
    К столу - булочкой душистой.
    (Пшеница.)
  6. Я капелька лета
    На тоненькой ножке,
    Плетут для меня
    Кузовки и лукошки.
    Кто любит меня,
    Тот и рад поклониться,
    А имя дала мне родная землица.
    (Земляника.)

- Проверьте, правильно ли вы записали слова.

Проверка по карточкам.

- Как можно назвать все записанные слова одним словом? (Растения.)

- Слово "растение" - словарное. Как вы считаете, от какого слова оно образовано?

- Это слово нельзя проверить, его надо запомнить. Растения. Повторите слово орфографически правильно.

Орфографическое проговаривание.

- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую надо запомнить.

- Составьте предложения со словом "растения".

V. Письмо с комментированием.

Растение земли украшение.

VI. Повторение изученного о растениях.

- Растения - зеленая одежда Земли. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.

Просмотр видеозаписи "Картины природы "

- На какие группы можно разделить все растения?

- Какие бывают деревья?

- Докажите, что растение - живой организм.

- Назовите органы растения.

- Для чего нужен корень?

- Для чего нужен стебель?

- Какой опыт доказывает, что стебель проводит воду и минеральные вещества от корня к листьям?

- Какие бывают листья?

- Покажите простые листья и сложные.

- Могут ли быть на одной веточке плод и цветок?

- Плод и цветок хвастались своими особенностями друг перед другом. Угадайте, какими?

- Рассмотрите плоды (клюква, яблоко, орех, огурец). Почему маленькая клюква приняла за своих родственников огурец и яблоко, а не орех?

- Для чего растениям нужны семена?

VII. Упражнение в правописании безударных гласных в приставках и корнях слов.

- Семена нужны не только растениям. Об этом вы узнаете, выполнив упражнение 334.

- Для чего нужны семена?

- Вторую часть текста спишем с объяснением, третью — самостоятельно.

Разбор первого предложения по членам предложения.

Проверка с помощью веера с гласными буквами.

VIII. Физминутка "Прогулка в лес".

IX. Повторение изученного по теме "Растения".

- Расскажите, как из семян развиваются растения.

1 ученик рассказывает о проведенных опытах по проращиванию фасоли.

- Но чтобы растения радовали наши глаза, росли и развивались, необходимы условия. Помните сказку: "Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая". Чем же "кормил" дед репку, что она выросла такая огромная?

- Что случилось бы,

  • если бы дед посадил репку в сухую землю?
  • если там, где посажена репка, никогда нет солнца?
  • если бы репка росла сама по себе?

- Как надо ухаживать за растениями, чтобы они росли большими?

- А сейчас, ребята, вы будете работать по группам.

Каждая группа получает задания, на выполнение которых отводится время.

Приложение 1.

X. Проверка выполнения заданий по карточкам.

- Дома вы писали сочинения-загадки "Мое любимое растение". Догадайтесь, о каких растениях идет речь.

Каждая группа загадывает по одной загадке.

Какое дерево считается символом России? (Береза.)

XI. Рассказ учителя о березе.

-   Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают метла и веники. Из бересты мастерят туески, лукошки. Березовые дрова - лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают мебель, лыжи, уксус.

XII. Письмо по памяти.

- Прочитайте четверостишие, записанное у вас на карточках.

На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая березка —
Символ Родины моей.

- Найдите слова с безударными гласными в корне.

- Найдите слова с приставками, выделите приставку.

Взаимопроверка.

- Разберите слово березка по составу.

- Подберите однокоренные слова к слову березка.

- Подберите подходящие прилагательные к слову березка.

- Почему березу так называют?

- Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит "светлый, ясный, белый", от которого и образовалось сначала берза, а в последствии — береза.

- Попробуйте и вы, ребята, объяснить названия растений.

Учитель показывает карточки. Дети объясняют.

п. дорожник
к. локольчик
м. дуница
ш. повник

XIII. Работа по охране природы.

- Многие замечательные растения находятся под угрозой исчезновения.

Ученик читает стихотворение под музыку.

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное "стой!"
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.

Сценка «Девочка - ромашка» («Внеклассные мероприятия», 3 класс, Москва, Вако)

- Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы?

- О некоторых растениях нашей местности, которые становятся редкими, расскажут ребята.

Выслушиваются рассказы подготовленных учеников (по одному от каждой группы). Рассказы сопровождаются иллюстративным показом.

Приложение 2.

- Ребята, почему в наши дни сокращаются площади, занимаемые растениями?

- Как вы должны себя вести, находясь на природе?

- Хотелось бы, ребята, чтобы вы не проходили мимо, останавливались и наблюдали за тем, что происходит в природе. Природа - наш вечный друг, она как живая, только не говорит языком человека. Помните, что и в лесу, и в поле, и на лугу вы в гостях, в гостях у природы.

И пусть каждый из нас встречается с цветами
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

XIV. Итоги урока.

- Наше путешествие подошло к концу. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Что нового узнали, путешествуя?

- Что понравилось?

- А что вызвало затруднения?

- Дома вы напишите сочинение "Что нам сказали бы растения, если бы умели говорить". Спасибо за урок!