Тема: Наглядные формы представления информации.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цели урока:
1) Для учителя:
• актуализировать знания по теме «Способы представления информации»;
• познакомить с наглядными формами представления информации;
• стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету информатики;
• активизировать взаимодействие между учащимися, развивать навыки групповой работы;
• развивать умственную деятельность, умение логически мыслить.
2) Для ученика:
• убедиться в том, что наглядные формы представления информации необходимы в жизни людей.
Задачи урока:
1) Образовательные:
• повторить знания по теме «Способы представления информации»;
• подчеркнуть роль наглядных форм представления информации;
• обеспечить закрепление знаний о наглядных формах представления информации.
2) Развивающие:
• развивать сообразительность и быстроту мышления, развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы;
• развивать у учащихся творческого и познавательного потенциала учащихся, его коммуникативных способностей.
3) Воспитательные:
• воспитывать толерантность, дисциплинированность, ответственность перед коллективом;
• формировать у учащихся навыки работы в группе, навыки самостоятельной работы;
• расширить кругозор учащихся.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, электронная версия урока – презентация (PowerPoint), ватман, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы.
Раздаточный материал: карточки с заданиями для групп, карточки с самостоятельной работой, карточки с дополнительными заданиями.
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся заранее делятся на 3 группы, в которых выбираются ученики, которые анализируют материал, генерируют идеи, художники и защитники работ.
Основные понятия:
- наглядная форма представления;
- рисунок;
- фотография;
- карта;
- схема;
- условные знаки;
- диаграмма.
Этапы урока:
Этапы урока |
Цель |
I. Организационный момент (1 мин) |
Подготовка учащихся к работе на занятии. |
II. Актуализация опорных знаний (5 мин) |
Воспроизвести способы представления информации, классифицировать примеры по способам представления информации. |
III. Изучение новых знаний |
|
1. Формулирование темы урока (1 мин) |
Определить тему урока. |
2. Постановка проблемы. Групповая работа учащихся (15 мин) |
Активизировать учащихся на осознание роли наглядных форм представления информации. |
3. Изложение нового материала (7 мин) |
Сформировать знания о наглядных формах представления информации: рисунке, фотографиях, схемах, условных знаков, картах, диаграммах. |
4. Физкультминутка (2 мин) |
Снятие общего утомления. |
IV. Закрепление и контроль новых знаний (5 мин) |
Организовать деятельность по применению новых знаний, выявить уровень первичного усвоения нового материала. |
V. Подведение итогов (3 мин) |
Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся. |
VI. Информация о домашнем задании (1 мин) |
Заинтересовать учащихся творческим заданием. |
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний (Фронтальный опрос)
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами изучили различные формы представления информации. Какие формы (или способы) представления информации вам уже известны? (Числовой, графический, текстовый способы представления информации.)
Учитель: Приведите пример, когда информация представляется с помощью чисел?
Каким способом можно представить графическую информацию с помощью чисел? (Методом координат.)
Расскажите о текстовой форме представления информации. (Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме. Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.)
Когда удобно представлять информацию в виде таблицы? (Таблица удобна для представления и обработки однотипной информации.)
Через проектор демонстрируются слайды 1-9 (Приложение 1) с примерами различных форм представления информации. Учащимся предлагается отнести данные примеры к соответствующим им способам представления информации. (Учащиеся анализируют и классифицируют предложенные примеры по способам их представления.)
III. Изучение новых знаний
1. Формулирование темы урока
Учитель (формулирует тему урока): Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать изучать способы представления информации, тема нашего урока «Наглядные формы представления информации». (Слайд 10) Посмотрите на нашу тему и попробуйте сказать, о чем сегодня будет идти речь. (Учащиеся думают, предлагают варианты ответов.)
2. Постановка проблемы. Групповая работа учащихся
Учитель (ставит проблему): А нужна ли нам наглядная форма представления информации? Может быть, любой человек может получить также не меньше, а то и больше информации? Итак, цель нашего урока, выяснить, необходима ли наглядная форма представления информации. (Слайд 11)
Давайте попробуем ответить на эти вопросы, проделав небольшую работу (Слайд 12). Для этого вас заранее поделили на три группы. В каждой группе распределим роли: два человека будут придумывать, как представить данную им информацию, другие два человека будут рисовать, и один будет защитником вашего проекта. У всех на столах по листу ватмана, по пачке цветной бумаги, фломастеры, клей, ножницы. После проделанной работы защитнику вашей группы необходимо представить то, что у вас получилось.
Задание для 1-й группы:
Вам дана информация, представленная в текстовой форме. Вам необходимо представить эту информацию так, чтобы она была понятна детям 2 - 3-х лет. Характеристика возраста прилагается.
Задание для 2-й группы:
Вам дана информация, представленная в текстовой форме. Вам необходимо представить данную информацию так, чтобы она была понятна взрослым, не знающим русского языка.
Задание для 3-й группы:
Представить данную текстовую информацию в форме, которая была бы понятна детям 4-х – 5-ти лет. Характеристика возраста прилагается.
Учащиеся работают в группах, анализируют и, наглядно представляя информацию на ватмане, готовятся к защите своих проектов.
Спикер каждой группы в течение 1-2 минут представляют свои работы.
Учитель: Итак, вернемся к цели нашего исследования. Какой вывод мы можем сделать? (Учащиеся думают, предлагают варианты ответов.)
Без наглядных форм представления информации не обойтись.
В домашнем задании вам необходимо будет выполнить задание, подобное данным.
3. Изложение нового материала
Учитель: Итак, мы выяснили, что наглядная форма представления информации необходима. Давайте посмотрим, какие наглядные формы представления информации вы использовали и узнаем о других примерах.
Демонстрация презентации, беседа с учащимися по слайдам 14-19.
Учитель: Рисунок (картинка) - очень популярная и доступная форма представления информации.
Что нагляднее всего может рассказать о ваших путешествиях, праздниках? (Фотографии.)
Вы видите на слайде карту нашего Верхнебуреинского района. Из уроков природоведения вы знаете, что с помощью карты можно также получить большое количество информации о данной местности. На следующий год вы начнете изучать новый предмет – географию и на уроках будете использовать именно эту наглядную форму представления информации.
Группа, которая делала информацию более понятной для иностранцев, использовала условные знаки. Условные знаки очень часто встречаются в нашей жизни. Поясните, пожалуйста, где вы их могли встретить или использовать. (При объявлении прогноза погоды, на дороге.)
Также большое количество информации мы можем получить из схем. Они помогают лучше понять и запомнить новый материал. Посмотрите на схемы. Где вы их используете? Придумайте предложение по данной схеме. (На уроках русского языка.)
Третья группа представила свою информацию в виде так называемой диаграммы. Диаграммы помогают нам наглядно представить числовую информацию, особенно когда необходимо ее проанализировать. На слайде представлена информация об учениках вашего класса. Скажите, можно ли быстро ответить на вопрос, каких зодиаков в вашем классе больше? (Да, рыбы.) Какую диаграмму вы для этого использовали? (Круговую.) Как изменилась картина успеваемости вашего класса во второй четверти по сравнению с первой? (Выросло количество пятерочников по информатике.)
4. Физкультминутка
Учитель: Теперь давайте немного отдохнем, снимем напряжение. Закройте глаза, сильно напрягая мышцы глаз, раскройте глаза, расслабив мышцы.
Не поворачивая головы, посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Посмотрите вдаль. Зарядим наши глаза положительной энергией (потрем ладони и приложим их к глазам).
Помассируем мочки ушей, на которых расположены точки, активизирующие энергию нашего организма.
IV. Закрепление и контроль новых знаний
Учитель: А теперь, после того как мы отдохнули, давайте проверим, как вы усвоили новый материал.
Раздаются карточки. (Приложение 3)
Учитель: Вам необходимо напротив изображения поставить вид наглядной формы представления информации.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам, проставляя виды наглядной формы представления информации напротив каждого примера.
После выполняется самопроверка (Слайд 20 - правильные ответы) и выставляются оценки: без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3».
Учащиеся сравнивают полученные ответы с ответами, представленными на слайде, оценивают себя.
Карточки с выполненными заданиями собираются.
Тот, кто работает вперед, получает дополнительное задание (Приложение 4) и дополнительную оценку.
Резерв: РТ – с. 41 № 42.
V. Подведение итогов
Учитель: Итак, ребята, что мы выяснили сегодня на уроке?
Перечислите наглядные формы представления информации.
Что вам понравилось больше всего на уроке?
На каком этапе вы были наиболее активны?
Какие цели мы с вами ставили перед собой? Мы их добились?
Оценки за письменные работы вы уже знаете, а оценки за активную работу на уроке получают…
VI. Информация о домашнем задании
Учитель: Вам необходимо узнать о профессии своих родителей и представить ее наглядно, а поможет вам выполнить домашнее задание § 1.11, для любознательных предлагаю прочитать § 3.8.