Тема: История письменности: пиктограммы, иероглифы.
Цели урока:
1. Способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий: учить использовать знаково-символические средства, строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
2. Способствовать формированию личностных универсальных учебных действий: стимулировать интерес к изучению фактов и событий, вызвать чувство уважения к людям, сохранившим историю и культуру мира.
3. Способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий: умения слушать информацию и активно ее использовать: пересказывать, ставить вопросы, отвечать на них.
4. Познакомить учащихся с историей возникновения письменности.
Оборудование:
- презентация (Приложение);
- путевые листы (у каждого ученика);
- разрезные картинки, клей;
- текст о Ф. Шампольоне.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в прошлое современной цивилизации. (Слайд 2) Для того, чтобы дорога была успешна, нам понадобится Путевой лист. Возьмите лист с края стола, подпишите его и напишите число - это дата начала нашего путешествия. Путешествие по тайнам письменности - это длинная дорога, и сегодня мы только начали этот путь. (Слайд 3)
II. Основная часть
- Итак, мы с вами отправляемся в то время, когда люди не умели читать и писать и использовали для передачи информации рисунки. Представьте себя людьми, которые жили много миллионов лет тому назад. Откройте Путевой лист. (Слайд 4)
На первой странице листа есть рисунок первобытного человека, в котором он передал важное послание для своих соплеменников. Давайте попробуем прочитать это послание. Что хотел сообщить нам человек?
(Звучат ответы детей.)
- Запишите в Путевой лист одно из составленных предложений.
У вас на столах лежит рисуночное письмо (4 рисунка).
- Расположите (и приклейте) рисунки на Путевом листе так, чтобы получился рассказ. Расскажите его своему соседу по парте.
(Работа детей. Ответы.)
- Мы сумели прочитать текст по рисунку, а так же составить свой текст с помощью нескольких рисунков. Смогли бы мы с вами общаться так во времена наших предков? (Ответы учащихся.)
Могли, только нам нужно было бы научиться рисуночному письму, которое называется пиктография, а рисунок - пиктограммой. (Слайд 5)
А пользуются ли люди пиктографией сегодня? Приведите примеры. (Да, дорожные знаки, Азбука Морзе и др.) (Слайд 6)
Мы побывали у древних людей, а теперь отправимся на Восток, в Китай и Японию. (Слайд 7) Туда, где зародились необычные письменные знаки, получившие название иероглифы.
Слово «иероглифы» означало священные письмена. Сейчас это слово обозначает систему письма, которой пользовались в древности в Египте, а сейчас в Китае, Японии, Корее. Один иероглиф обозначал целое слово или слог. (Слайд 8)
Давайте побудем в роли ученых, которые расшифровывают египетские иероглифы. В Путевом листе у вас есть 2 рисунка с иероглифами, которые вы должны расшифровать. (Учащиеся выполняют задание.)
Трудно ли вам было выполнять задание? В чем трудность расшифровки иероглифов? (Если не знаешь смысла иероглифа, трудно понять, что хотел сказать автор своим рисунком, многое читающий додумывает сам, что искажает смысл сказанного.)
Таких иероглифов в Древнем Египте осталось великое множество, но египтяне унесли с собой в прошлое тайну их прочтения. А рассказать иероглифы могли много. (Слайд 9)
- Нужно ли было современному человеку читать древние иероглифы?
- Зачем это нужно?
- Как это можно было сделать?
Мы отправляемся во Францию, чтобы познакомиться с человеком, который совершил переворот в изучении истории и культуры Египта. (Слайд 10)
Для этого мы прочитаем с вами газетную статью об ученом, который посвятил всю свою жизнь изучению египетских иероглифов.
«Тайна египетских иероглифов»
В 1822 году весь научный мир потрясло известие о том, что тайна египетских иероглифов открыта, помог это сделать французский ученый Франсуа Шампольон.
Впервые он познакомился с египетскими иероглифами, когда ему было всего лишь 11 лет. Однажды он с отцом пошел в музей посмотреть коллекцию древностей, которую привезли из Египта, Там он увидел таблички с древнеегипетскими надписями. Именно тогда он сказал: «Я прочту это, когда вырасту».
Всю свою жизнь Франсуа Шампольон стремился к этой цели. Он изучил много древних языков, познакомился с историей Древнего мира. В 1807 году, когда ему было только 17 лет , он сделал свой первый доклад о Древнем Египте в Академии наук города Гренобля. Через 15 лет он открыл метод прочтения древнеегипетских табличек с иероглифами.
Через 6 лет после своего открытия он приехал в Египет, чтобы заняться любимым делом и показать современным египтянам, как нужно читать древнеегипетские иероглифы, чтобы открыть их тайну. Толпы местных жителей приходили посмотреть на иностранца, который «подарил» Египту его историю.
Учитель: Что вам больше всего понравилось в прочитанной статье?
- Можно ли считать, что французский ученый «подарил» Египту его историю?
- Как вы думаете, трудно ли было ученому открыть тайну египетских иероглифов?
- Что помогло ему в осуществлении цели?
(Ответы детей, обсуждение.)
- Давайте сделаем остановку в нашем путешествии и послушаем стихотворение «Иероглифы», Олега Тарутина. (Слайд 10) (Дополнительный эффект.)
Ученик:
На плите, на саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы, звери, птицы, точки,
Загогулины, кружочки…
Все знакомое почти,
А попробуй-ка, прочти!
Ученица:
Вот в квадрате лев скучает –
Что же это означает?
Ученик:
Цапля гордая стоит –
Что она в себе таит?
Буква это или сразу
Вся египетская фраза?
Может, кончилась строка
Возле рыбы и цветка?
Ученик:
Овладеть бы вдруг случайно
Нам египетскою тайной!
Чтоб никто другой не смог
Разгадать секретных строк.
Ученик:
В иероглифах без риска
Я б писал тебе записку (показывает нарисованные «иероглифы»)
Рыб,а взятая в кружок,
Цапля с клюшкой и конёк.
Ну а ты бы понял сразу
Зашифрованную фразу,
Пообедал бы скорей
И пошел играть в хоккей!
- Ребята, а давайте и мы с вами попробуем написать зашифрованное письмо. В вашем путевом листе есть таблица-подсказка с примерами 6-ти египетских иероглифов. Вы можете воспользоваться ими или придумать свои. Зарисовываем свое зашифрованное предложение в Путевой лист и предлагаем соседу по парте расшифровать его значение. (Работа в парах. Чтение вслух понравившихся предложений.)
Интересные у вас получились письма.
- Трудно ли было составлять их?
- В чем заключалась самая большая трудность?
- Легко ли было прочитать зашифрованное письмо?
- В чем трудность?
Физиминутка
«Игра с песком»
(Слайд 10)
(Дополнительный эффект.)
Учитель: Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберем в руки песок (на вдохе). Сильно сожмем пальцы в кулак, удержим песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрываю кисти и пальцы. Уроните руки вдоль тела. (Повторить 2 – 3 раза.)
Мы поупражнялись в написании писем с помощью иероглифов собственного сочинения, немного отдохнули. Продолжаем наше путешествие. Как вы думаете, легко ли было в Древнем Египте стать грамотным человеком? Вы правы. Очень нелегко.
Нужно было выучить очень много знаков – иероглифов, а еще нужно было платить учителю за обучение, учеба стоила немалых денег. Но если человек осваивал грамоту - мог не беспокоится за свою жизнь. Он становился состоятельным, так как мог быть принят на государственную службу, стать государственным чиновником. Грамотных чиновников того времени называли писцами – людьми пишущими, владеющими грамотой.
Давайте проверим, а чему мы смогли научиться сегодня на уроке.
Проверим, что мы запомнили с помощью викторины. (Слайд 11)
- Что такое пиктография? (Рисуночное письмо.)
- Что означает слово иероглиф? (Священное письмо.)
- Кто научил «говорить» таблички с иероглифами? Вспомните фамилию или найдите в тексте. (Франсуа Шампольон.)
- Кем был писец в Древнем Египте? (Государственным чиновником.)
- В каких странах алфавит состоит из иероглифов? (В Японии, Китае, Корее.)
III. Итог урока
Учитель: Посмотрите еще раз в сои путевые листы. Рассмотрите иероглифы.
Давайте выразим свое отношение, свои чувства с помощью синквейна (пятистишья) об иероглифах.
На доске:
Иероглифы.
(Какие?)
(Что делают?)
(Предложение.)
(Вывод.)
(Дети подбирают слова, учитель записывает на доске)
Синквейн
Иероглифы.
Непонятные, разные, загадочные.
Рассказывают, заменяют слова, передают информацию.
Иероглифы - это зашифрованные слова.
Интересно!
Литература
1. Дереклеева Н.И. Информационные часы в школе (1 – 4 классы), Методические рекомендации, М., 2008.
2. Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю», 3-й класс, М, 2007.
3. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Обучение грамоте, методическое пособие, УМК «Перспектива», М., 2006.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе (От действия к мысли), под ред. А.Г.Асмолова, (Стандарты второго поколения), М. 2008.
5. Планируемые результаты начального общего образования, под ред. Ковалевей Г.С., Логиновой О. Б. (Стандарты второго поколения), М., 2009.
6. «Хорошее время читать: Портфель читателя». Учебное пособие, УМК «Успешное чтение», Авторы-составители Галактионова Т.Г., Жук С.Г., Красовская А.В., 2009.
7. Анисимова Т.Б., Дьяченко Л.П. Продленка (игры и занятия для школьников), Ростов-на-Дону, 2005.