Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: "Как делаются открытия?" Эйнштейн ответил: "А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие". Конечно, это была лишь шутка. Но, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Ведь дело не в том, чтобы "не знать". Знать надо! А дело в том, чтобы "сомневаться", не брать на веру все, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливают привычные представления. Вот он и делает открытие.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - "исследовательским обучением" именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Деятельность исследователя - деятельность творческая, а сам исследователь, безусловно, - творец. И не имеет значения, чем он занимается: изучает законы развития живых организмов, пишет картины или разрабатывает новые компьютеры.
Стремление и способности к исследовательскому поведению - это некая универсальная характеристика творца.
Одно из самых распространенных определений творчества - определение по продукту или результату. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового.
Как видим, удовлетворительное определение творчества отсутствует. Но есть характеристики творчества, ориентируясь на которые, мы можем ставить вопрос о диагностике и развитии творческих способностей.
Одна из характеристик творческого потенциала личности - креативность. Известный специалист по разработке тестов для оценки уровня ее развития американский психолог Е.П. Торранс пишет: "Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее". При ее оценке учитывают обычно четыре параметра: продуктивность, или "беглость", гибкость, оригинальность и разработанность
Творчеству можно и нужно учить. Естественно предположить, что формирование и развитие качеств, которые и обеспечивали бы успех детей в творчестве можно рассматривать как специальную педагогическую задачу.
Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие "творческие способности", невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Поэтому задания должны составлять систему, позволяющую формировать как потребность в творческой деятельности, так и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Творческая деятельность - деятельность исследовательская, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается. Но все же, несмотря на это, специалисты в области изучения исследовательского поведения пытались и пытаются выработать приемы и алгоритмы, которые позволяют отыскивать истину. Нами предпринята попытка организации учебного исследования в начальной школе.
Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.
Многих педагогов мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.
Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:
1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы и исследования.
4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.
9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
11. Обсуждение итогов завершенной работы.
Педагоги чаще всего задают себе вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения.
Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, не просто и практически не рассматривается в специальной педагогической литературе. Добавим также, что учить этому детей у нас вовсе не принято. При кажущемся обилии научного материала по развитию творческого мышления учащихся, приходится признать, что конкретного методического и дидактического материала, позволяющего строить обучение младших школьников с учетом развития творческого мышления нет. Существует множество методических пособий только для средней и старшей школы.
Одним из действенных и наиболее близких направлений является деятельность по развитию мышления ребенка на специальных занятиях. Эти занятия имеют в школах разное наименование. Их называют уроками логики, развития творческого мышления, развития воображения и другими. Однако они редки и их методическое обеспечение также недостаточно. В этом мы видим большую проблему, которую пытались решать, работая над темой "Отбор и апробация дидактических материалов, способствующих развитию исследовательских умений и навыков у младших школьников на уроках".
Каковы же навыки и умения, необходимые в решении исследовательских задач. К ним мы относим умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи. Остановимся на некоторых из них.
Умение видеть проблемы - свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи.
Вот некоторые из таких упражнений: "Посмотрите на мир другими глазами"; "Составьте рассказ от имени другого человека"; "Метод шести думательных шляп"; игра "Волшебные превращения" и др.
С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: "Парные картинки, содержащие различия"; "Найди два одинаковых квадрата" и др.
Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение: "Выдвинете гипотезу (предположения), как птицы узнают дорогу на юг?" Гипотезы в данном случае могут быть и такие: "Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.". Но может быть иная, особенная, неправдоподобная гипотеза, провокационная идея: "Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса".
В развитии умения выдвигать гипотезу помогут упражнения на обстоятельства. Отмечу что, обучая детей делать предположения, необходимо учить их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если...
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве.
Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических и др.
Важным средством мышления является вывод, или умозаключение. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые кроссовки.
Хотелось бы выделить важнейшее умение, необходимое каждому учащемуся - умение выделить главную мысль. Этим сложным искусством часто не владеют даже студенты университетов, но обучать ему можно и нужно даже детей. Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать, - использование простых графических схем.
Схема - "дом с колоннами". Главную идею обозначим большим треугольником, а колонны - это факты, ее подтверждающие. Заключительную фразу обозначим прямоугольником, лежащим в основании. Как видим, даже такая простая схема - хороший помощник для того, чтобы выявить логическую структуру текста. Можно также использовать схемы "Паучок" и "Дерево".
В работе с младшими школьниками мы используем некоторые методики: игровую методику исследовательского обучения С. Броокшоу и С. Кейплан и методику проведения учебных исследований с младшими школьниками. Важно также учитывать, что работать дети могут не только индивидуально, но и в парах, тройках, группах. Что очень полезно в плане творческого развития младших школьников.
Интересен и результат работы. Чтобы его замерить, необходимо проводить диагностику. Диагностика проводится 2 раза в год. Используется оригинальная методика Е.Е.Туника по изучению уровня креативности.
Конечно, использование различных видов упражнений не единственный способ решения задачи. Существуют креативные методы обучения и даже различные типы креативного урока. Но в начальной школе можно применить лишь некоторые из них.
В последнее время в практике работы с детьми младшего школьного возраста в плане развития мышления ребенка, и в плане формирования у него исследовательских умений используется также метод проектов или проектирование.
Суть проектирования заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу.
Используемые нами методические и дидактические материалы для работы с младшими школьниками в плане развития у них умений и навыков исследовательского поведения, надеюсь, позволили сделать реальный шаг на этом пути. Дальнейшие исследования, направленные на решение этой задачи, вероятно, принесут нам массу интересных профессиональных решений.