Урок ИЗО: "Бело-синее чудо"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока: развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета; воспитывать любовь к искусству народных мастеров; знакомить детей с изделиями мастеров Гжели; учить выделять элементы растительного узора гжельской керамики (цветы, листья, завиток); развивать восприятие особенностей колорита гжельской росписи (на белом фоне синие цветы, листья, ветки, завитки; синий цвет разного оттенка); упражнять в приемах рисования кистью (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка) следующих элементов гжельского растительного узора: мазка с растяжением синего цвета от темно-синего до светло-синего, крупного цветка, листьев, точек-бусинок.

Оборудование урока: лист бумаги, акварель, кисть, баночка с водой, палитра, тряпочка и подставка для кистей; гжельская керамика (изделия, репродукции из альбома Т. Шпикаловой «Современные народные художественные промыслы». ИКТ.

Ход урока

Занятие сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

1. Проверка организации рабочих мест

2. Ознакомление с росписью мастеров Гжели

РАССКАЗ О ГЖЕЛЬСКОМ ФАРФОРЕ (Слайды 1, 2)

Гжель... Прислушайся, как звучит это слово. Будто звенит фарфоровая чашка от легкого прикосновения к ней ложечкой. Гжель.

(Слайд 3)

Гжелью называют фарфоровую посуду украшенную синей росписью, удивительной красоты. Имя это дала подмосковная деревня Гжель. Здесь на заводах создают фарфоровые вещи разные по форме и росписи. Чайники, чашки, сахарницы, кувшины, фигурки людей и животных так полюбились людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась по всему миру.

За что гжель нравиться всем? Чем она отличается? Да, прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. (Слайд 4)

Сами гжельцы любят говорить, что небо у них , как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Художник быстро, свободно, широкими, сочными мазками рисует узор серой краской. Потом в горячей печи, где обжигают посуду от сильного жара, невзрачная эта краска вдруг загорается ярко-синим цветом. Называют этот цвет кобальтом. (Слайд 5)

Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получается роспись! Здесь и полевые цветы (ромашки, колокольчики, васильки), и ягодки, и колоски. Но самый излюбленный узор - гжельская роза, такая нежная, хрупкая, с прозрачными тонкими лепестками. Смотришь на цветок и кажется, что он излучает голубой, волшебный свет. (Слайд 6)

А еще украшают фарфор диковинными птицами. Любят в Гжели изображать петухов. Считают, что они приносят счастье. Важный, надменный петух с короной на голове выступает по-царски!

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные - веселые, красивые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

Вот какой интересный квасник - кувшин для кваса. Квасник крепко стоит на четырех ножках. Приглядитесь к нему. Не просто выполнил его мастер, а с любовью. Причудливо изогнул ручку и тонкий носик. Крышку и тулово украсил фигурками забавных медвежат. Нарисовал на нем цветы, бутоны, ягоды. Стоит квасник на столе и как будто говорит:«Вот я какой! Не простой, занятный». С ним соперничает чайник, чего на нем только нет: козленок, щенок, мамаша с малышом взгромоздилась на крышку, точно на пригорок. (Слайд 7)

С чувством большой симпатии лепил мастер небольшую статуэтку под названием «Чаепитие». Он старательно разрисовал платья женщинам, посуду, а скатерть расписал цветами. Не забыл и про маленького котенка, который тут же примостился у ног. (Слайд 8)

Красавица, что подает самовар, с секретом. Эта статуэтка - шкатулка.

Сложен творческий процесс художника гжельского промысла: сначала на бумаге создается эскиз изделия, затем по нему лепится образец, отливается пробный экземпляр и расписывается. Посуда гжельских мастеров удивительна по своей фантазии: квасник в виде петуха, миска с причудливыми ручками, а иногда посуда украшена скульптурой, которая удачно сочетается с формой сосуда. (Слайд 9)

Кроме посуды, в Гжели делали малую скульптуру и игрушки. Среди них можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей: Аленушку в длинном платье и платочке, Ивана-царевича с Еленой Прекрасной на сером волке и т.д. Все скульптуры точно расписаны, и несмотря на один цвет росписи и легкую позолоту, выглядят весело и изысканно. Все работы гжельских мастеров поражают глубоким чувством ритма, гармонией формы и содержания.

Большие фантазеры гжельские художники! Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. В Гжели с детского сада дети учатся рисовать волшебные синие цветы. Кому полюбится это дело, поступают в художественную школу, потом в техникум, обучившись мастерству, работают на производственном объединении «Гжель».

Гжельские мастера щедро дарят людям красоту, радость, напоминают о белых снегах и голубом небе Подмосковья, о синих реках и озерах земли русской.

(Слайды 10-13)

В тихом Подмосковье, речка Белка бежит.
Вдоль этой речушки деревенька стоит.
Резные оконца, на крыше конек,
Из чистого колодца водицы глоток.
Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в этой деревушке живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.

(Слайд 14)

Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно, с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.

3. Объяснение последовательности упражнений и демонстрация нового приема-мазка с растяжением синего цвета

На листе дети выполняют три упражнения. Каждое упражнение в одну полоску.

Первое упражнение

Учимся наносить мазок с растяжением синего цвета.

Сочно набираем синюю краску на кисть, плотно прижимаем ворс кисти к бумаге, оставляя сочный мазок. Не отрывая кисти от бумаги, чуть ослабив давление на кисть, ведем неотрывный мазок вниз, пока не кончится краска. По мере движения кисти вниз мазок будет светлеть. На одинаковом расстоянии друг от друга делаем мазки с растяжением синего цвета. Этот ряд мазков наносим близко к верхнему краю листа.

Второе упражнение

Учимся рисовать крупные цветы, используя оттенки синего цвета. Цветы занимают центральную часть листа. С помощью капельки воды отмечаем середину цветка, как это делали, определяя середину квадрата. Рисуем концом кисти синей краской круглую серединку цветка и несколько округлых лепестков. Каждый лепесток раскрашиваем синей краской приемом мазка с растяжением синего цвета от Темного до светлого оттенка. Цветок можно повторить 3 - 4 раза.

Третье упражнение

Учимся приемом примакивания рисовать листочки, собранные «кустиком».

Прикладываем боковую поверхность кисти с хорошо набранной синей краской вертикально, острый конец кисти направлен вниз. Слева и справа от первого листочка так, чтобы все три листочка соприкасались в нижней узкой части. «Кустики» из трех листочков располагаем близко к нижней границе листа, соблюдая одинаковое расстояние между ними.

Когда листочки нарисованы, можно нанести точки-бусинки между листочками. Точки-бусинки группируются по три. Такими точками можно украсить полоску с цветами. Точки-бусинки рисуем, как обычно, приемом тычка. Если кончик кисти не позволяет нанести маленькие точки, то работаем концом палочки.

4. Каждое упражнение выполняется детьми вместе с учителем, т.к. вводится новая техника работы акварелью в рисовании декоративных элементов.

Если позволит время, учитель может расписать «гжелью» вырезанную из бумаги чашку, чайник или часы на глазах у учеников.

5. Подведение итогов

Полюбоваться своими работами, работой учителя. Выдать детям вырезанную из бумаги чашку, чайник или часы, если они захотят их расписать «гжелью» сами дома.